3
Культура

Обратная сторона сказки

Несколько дней назад в рамках Пушкинского фестиваля в Пскове была показана «Подлинная история фрекен Хильдур Бок, ровесницы века» по одноименной пьесе Олега Михайлова. Пьесу эту несложно найти в сети, текст недлинный, он представляет из себя монолог старой женщины, которая вроде бы участвует в съемках телепередачи.

Фрекен Бок, если кто вдруг не знает – это второстепенный персонаж Астрид Линдгрен из истории про Малыша и Карлсона, домоправительница-«домомучительница», которую наняла семья Свантесон. Помимо забавных коллизий, в которых она фигурирует – что мы, в сущности, о ней помним? Она умеет готовить, у нее есть сестра Фрида, с которой она болтает по телефону, в конце концов она выходит замуж за дядюшку Юлиуса. Собрав эти и другие крохи, крупицы, раскиданные по тексту Линдгрен, Михайлов создает произведение, вроде бы не связанное с историей о Карлсоне, но в то же время изящно обыгрывающее знакомые сюжеты.

Конечно, зрители только и ждут, когда в рассказе фрекен Бок появится в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил, и вроде бы поначалу нам намекают на то, что без него не обойдется – директором студии оказывается Сванте Свантесон (Малыш). Но рассказ идет совсем о другом, перед нами мелькают картинки сельской жизни в начале прошлого века, нехитрые воспоминания деревенской девочки, первая любовь и первая смерть, бедность и раннее взросление, тяжелая работа, переезд в Стокгольм, трагедия младшей сестры, которая в результате комической истории с неудачной женитьбой начинает заговариваться и попадает под закон о стерилизации «неполноценных». Фоном проходит Первая мировая, «испанка», от которой умирает мать, демонстрации против евреев, Вторая мировая. Старая женщина рассказывает все просто и откровенно, не без юмора – и эта история такой интенсивности, что не отпускает зрителя, не дает скучать, держит, ведет за собой.

Постепенно мы добираемся до пятидесятых, в это время фрекен Бок работает сестрой в психиатрической клинике, и к ней подходит женщина, сын которой разговаривает по ночам странными фразами, который выдумал себе летающего друга, человечка с пропеллером. Легко расшифровав загадочный «ночной язык» мальчика (это оказывается всего лишь фраза «Я хочу собаку», произнесенная задом наперед), фрекен Бок дает совет – действительно купить ему собаку и подыграть насчет воображаемого друга. Она уже давно зареклась работать с «такими» детьми – но в итоге соглашается помочь. Таким образом мы оказываемся в сказке «Малыш и Карлсон», но как бы с изнанки истории. В этой размерности она, надо признать, выглядит страшновато, взгляд взрослого человека делает милые шуточки грозными симптомами, превращает комедию в драму.

Здесь и сама фрекен Бок оказывается слишком вовлеченной в жизнь пациента – она признается, что, подыгрывая Малышу, и сама начала верить в Карлсона, и вроде бы даже видеть его. «Какая красивая фантазия – летающий человечек с пропеллером!» - смеется она, и впору уже задуматься, так ли нормальна эта старушка, как казалось вначале. Дальнейшее только усиливает сомнения.

Фрекен Бок рассказывает, что, выйдя замуж за дядюшку Юлиуса, уехала к нему, в провинцию, где даже телевизор не работал. И тогда они оборудовали себе собственный телевизор – сделали из комнаты копию телестудии. Хильдур вела кулинарные шоу, Юлиус – «международную панораму» и прогнозы погоды. То есть, к концу спектакля выясняется, что перед нами – не настоящая телепередача, что одинокая и, вероятно, сумасшедшая старуха битый час морочила нам голову. Насколько же тогда реален весь ее рассказ, в котором в равных долях смешаны смирение, боль, любовь и безумие?

Концовка оказывается неожиданной (и в тексте пьесы этого нет): старушка выходит, и тут на сцене появляется он – в меру упитанный, в самом расцвете сил, хоть кому-то и может показаться изрядно постаревшим, явно готовящий какую-то шалость. Фрекен Бок вдруг возвращается и застает человека с пропеллером, застигает врасплох. Поняв, что обнаружен, он улыбается – и они вместе танцуют, напевая синатровскую «Fly me to the moon». С таким финалом эта длинная история, безупречно сыгранная Натальей Кузнецовой, оставляет по себе светлое воспоминание, которым хочется дорожить, этот «сиквел» оказывается вполне достоин оригинала.

Алексей Жихаревич
Версия для печати

Поддерживаете ли вы меры по борьбе с коронавирусом, предпринимаемые региональными властями?

Проголосовать >>>


Идет загрузка...