Черепа и кости

Лагерь «Шталаг-372» - один из самых крупных немецких концлагерей в Псковской области. Он действовал с осени 1941 по декабрь 1943 года на псковском Завеличье. В настоящее время значительная часть его территории находится под жилой застройкой. Директор фонда «Достоверная история» Юрий Алексеев специально для Псковского агентства информации рассказал, почему так получилось, и что можно сделать.

«Смрадный запах распространялся по ночам от лагеря»

Начнем с цитат: статья 244 Уголовного Кодекса РФ гласит: «Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, (…), а равно (…) мест захоронения участников борьбы с фашизмом; (…) - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет». Согласно статье 22 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», «Старыми военными и ранее неизвестными захоронениями считаются захоронения погибших в боевых действиях, проходивших на территории Российской Федерации, а также захоронения жертв массовых репрессий», а «перед проведением любых работ на территориях боевых действий, концентрационных лагерей и возможных захоронений жертв массовых репрессий органы местного самоуправления обязаны провести обследование местности в целях выявления возможных неизвестных захоронений».

Теперь по существу. Первое исследование территории, находящейся между нынешними улицами Юбилейная, Маргелова, Достовалова и Шестака на предмет нахождения там лагеря для советских военнопленных было произведено в апреле 1945 года. Руководивший им главный судебно-медицинским эксперт Ленинградского фронта подполковник Владимирский в своем докладе сообщал, что на псковском Завеличье для размещения военнопленных немцами были использованы конюшни бывшей кавалерийской дивизии. В трех десятках этих зданий помещалось не менее 2 тысяч человек.

«Очевидцы единогласно говорят об исключительной перегруженности помещений, о том, что из-за нехватки мест на парах заключенные вынуждены были сидеть и лежать под нарами, на ничем не покрытом грязном земляном полу, в проходах, везде, где только может поместиться человек. Таким образом, по показаниям свидетелей общее количество обитателей лагеря достигало временами до 100 тысяч человек», - писал Владимирский.

В этом лагере, который получил от немецкого командования наименование «Шталаг № 372», а позднее «Дулаг № 376», был установлен «режим, рассчитанный на предумышленное истребление голодом, расстрелами, избиениями и истязаниями его обитателей». При производстве расследования комиссией по указанию очевидцев были обнаружены на территории лагеря 9 рвов, в которых производилось захоронение умерщвленных. Длина этих рвов достигает 100 метров, ширина – 4, глубина – 3 метра.

Помимо того были обнаружены значительные площади кострищ: мест, на которых производилось с целью уничтожения следов преступления, сжигание трупов. «Производство этого сжигания подтверждают все опрошенные комиссией жители прилегающей местности, наблюдавшие тяжелый смрадный запах, распространявшийся по ночам от лагеря на территории и возле которого они наблюдали полыхавшие костры», - отмечали члены комиссии.

По оценкам экспертов, общее количество советских военнопленных, умерщвленных немецко-фашистскими оккупантами, составило не менее 75 тысяч. Комиссия установила, что «смерть погребенных является насильственной и последовала от голода, от расстрелов и повреждений тупыми тяжелыми предметами».

Комиссия Владимирского в своем докладе привела точный план расположения казарм, в которых находились военнопленные, и некоторые места их захоронений. Современные  исследования, проведенными сотрудниками фонда «Достоверная история» подтвердили факт существования лагеря. В 2014 году псковским исследователям стала доступна аэрофотосъемка, произведенная немецкой авиацией в июне 1943 года, которая подтвердила правильность плана, приведенного в акте комиссии Владимирского, и с большой точностью позволяет определить возможные захоронения советских военнопленных.

Помнить и хранить

После окончания Великой Отечественной войны территория лагеря перешла в ведение военного ведомства. В тех бараках, где фашисты содержали и морили голодом наших военнопленных, были организованы склады для военной техники. Все стены там по воспоминаниям людей  обслуживавших склады, были просто испещрены надписями наших военнопленных. Надписи эти усиленно закрашивались, но, как говорят, перед любой начальственной проверкой они проявлялись вновь и вновь. Как будто погибшие в Шталаге военнопленные не хотели кануть в безызвестности и призывали потомков обратить на них своё внимание.

По этой причине или по какой-то другой, но в 1980-х прямо на территории части был установлен скромный монумент погибшим военнопленным. До окончания работы складов этот памятник был отгорожен от окрестных жителей высоким забором с колючей проволокой. И мало кто из простых горожан знал, возле какой территории смерти и страданий  им приходится проживать.

Примерно в 2005 году военные склады прекратили свою деятельность, и территория «Шталага 372» стала переходить в руки застройщиков. Практически сразу они наткнулись на захоронения военнопленных. Тогда в СМИ, с подачи застройщиков,  прошла скромная информация о том, что строители обнаружили какое-то «древнее» захоронение мирных жителей, которые якобы умерли от какого-то неизвестного инфекционного заболевания и были захоронены вдали от обычного кладбища.

После этого на некоторое время наступила информационное затишье. Но как раз в это время и происходило настоящее преступление перед памятью предков. Строители огородились высоким забором и в режиме строгой секретности, по ночам, вывозили останки советских военнопленных со стройки и закапывали их где-то в районе песчаных карьеров Ваулиных гор. Сколько тогда было вывезено костей, не знает ни кто. Но когда строители потеряли бдительность, вездесущие дети проникли на территорию строительства, набрали там костей и черепов, и разнесли их по своим дворам.

Это вызвало волну возмущения у населения и информационный бум в прессе. Я не знаю ни одного псковского издания, которое не отписалось бы на эту тему. Все лучшие журналисты Пскова посвятили «Шталагу» свои публикации. Многие общественные организации Пскова так же воспротивились творящемуся беззаконию.

Возмущались все, все, кроме руководителя строительства. По рассказу очевидцев, на одном из заседаний, посвященном теме сохранения останков военнопленных, генеральный директор ООО «Ремстрой-2» Николай Андреев заявил, что вывозил и будет вывозить кости военнопленных, так как ему «строить надо».

В 2010 году несколько поисковых отрядов из Пскова и Югры произвели раскопки и выявили некоторые захоронения, часть которых осталась прямо под жилыми домами. Но строительство не прекратилось. В итоге деятельности застройщиков, прямо на территории «Шталага 372» построены двенадцать многоэтажных жилых домов и детский садик «Аистенок». Под застройкой находится примерно половина территории лагеря для советских военнопленных.

Идеи и планы

Теперь о том, что можно сделать. В первоочередном порядке необходимо привлечь квалифицированных специалистов для поиска, подъема и перезахоронения останков советских военнопленных. 

По инициативе фонда «Достоверная история»  Псковской городской Думой 15 сентября 2017 года были внесены изменения в Генплан Пскова, в которых всем свободным от застройки территориям «Шталаг 372»  придан статус мемориальной зоны СН5, запрещающую любую застройку до обнаружения и перезахоронения останков советских военнопленных.

  17 ноября 2017 года фонд «Достоверная история» совместно с Государственным комитетом Псковской области по охране культурного наследия, администрацией Пскова и Союзом архитекторов Псковской области провел конкурс концептуальных архитектурных проектов мемориализации «Шталага 372». По итогам конкурса были  выбраны для возможной реализации проекты Юрия Ширяева и Владимира Никитина.

Фонд «Достоверная история» также предлагал свой вариант мемориализации: разобрать здание № 61, расположенное на складской территории одной из воинских частей, практически полностью идентичное тому, которое находилось на территории Stalag 372,  перевести его на место, где располагается фундамент конюшни № 4 «Шталаг 372» и с возможно большей точностью собрать его на новом месте. 

Причем, можно не восстанавливать все стены здания, собрать только крышу, брандмауэрную стену, несущие колоны и  внутренние деревянные конструкции. Внутри этого здания можно будет размещать различные фотодокументы, демонстрировать видео, использовать его в качестве лекционного  зала. В темное время суток нужно предусмотреть подсветку здания. Часть периметра лагеря можно восстановить в виде ограды из колючей проволоки. В принципе, можно воссоздать и одну из караульных будок по образцу, который прекрасно виден в немецком документальном кинофильме про «Шталаг 372». А перед зданием, со стороны  улицы Юбилейная, надо установить монумент, посвященный страданиям советских военнопленных. 

Все эти проекты переданы в администрацию Псковской области. В настоящее время там рассматривается возможность реализации этих проектов.

* * *

Проведя небольшой исторический анализ, необходимо отметить, что Бог жестко покарал тех, кто издевался над останками советских военнопленных. Поэтому закончить хочу призывом. Граждане! Побойтесь Бога! Да, можно изменить зоны охраны, можно избежать кары Уголовного Кодекса, но от Бога-то никуда не убежишь. И от самого себя тоже. Ведь отдавая дань памяти нашим погибшим солдатам, мы сами станем лучше и чище.

Юрий Алексеев
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...