Интервью с новым ректором: Наталья Ильина о ПсковГУ, городе и грядущих переменах

В апреле временно исполняющим обязанности ректора Псковского государственного университета назначена Наталья Анатольевна Ильина. Человек для Псковской области совершенно новый, а потому сразу же родилось немало вопросов: чего ждать от нового руководителя, какие новшества привнесет она в образовательный процесс, каким она видит этот вуз в ближайшие годы.

Главный редактор Псковского агентства информации встретился с Натальей Анатольевной, чтобы услышать от первоисточника ответы на все эти вопросы.

- Вы приехали в регион из Ульяновска, города, где вы родились, учились и добились немалых успехов. Почему вы согласились возглавить Псковский государственный университет?

- В течение двух лет я находилась в кадровом резерве министерства науки и высшего образования. За мной был выбор региона и университета. Но после приглашения губернатора Михаила Юрьевича у меня все вопросы отпали. Для меня стало понятно, что абсолютно все возможно, гарантированы поддержка и понимание. Я не знала, куда я еду, не знала, какой у меня будет социальный пакет, как меня воспримет коллектив. Мне просто захотелось работать именно в этом регионе.

- Что-то о вузе до этого слышали, знали? Встречались с преподавателями, которые здесь работают?

- Я встречалась и знала Юрия Анатольевича Демьяненко. Так получилось, что внутри когорты опорных университетов Псковский государственный университет не всегда выделялся как ведущий, не всегда выходил с инициативами, не всегда брал на себя большие задачи. И потому тесного общения с коллективом университета не было. Но об этом университете я знала. Знала о проектах, которые реализуются сейчас, о научных школах, которые имеют место быть, о потенциале университета. Но самое главное, знала о том, какие изменения, какие проекты сейчас начинаются в регионе. И понимала, что именно Псковский госуниверситет может и должен, и обязательно станет центром активностей в регионе.

- Вы приехали в регион с внушительным багажом опыта и знаний. Стажировки в ведущих вузах страны, Высшей школе экономики, научно-исследовательских институтах, параллельно обучение управленческим навыкам, экономике, финансам и инновационным технологиям в школах Сколково, стажировки за рубежом. Откуда эта тяга к учебе?

- Если ты не обучаешься, ты становишься не актуальным и менее востребованным в своей профессии. Для меня это поток необходимой информации, методик, практик, которые можно внедрить в то или иное образовательное учреждение, в котором ты работаешь.

Мой классный руководитель Лидия Николаевна Гончарова говорила: даже в самой непростой ситуации всегда найдется человек, который подскажет, станет для тебя учителем. Эта фраза, услышанная в седьмом классе, стала для меня кредо. Рядом со мной всегда был авторитетный человек, учитель, который направлял, давал информацию. Для меня это очень важно.

Мне вообще всегда везло на учителей. Можно назвать очень-очень много фамилий. Это и Каспржак Анатолий Георгиевич, ведущий профессор института образования высшей школы экономики, который научил меня проектировать и по-другому видеть образовательные программы. Это и Белякова Галина Алексеевна, замдекана биологического факультета Московского государственного университета, которая научила выстраивать работу с одаренными детьми. И Ирина Георгиевна Карелина, директор программы развития высшей школы экономики, которая дала понимание стратегирования процессов в вузе, проектирования высшей школы. Таких людей, у которых я училась конкретным локальным практикам, очень много.

- По первому образованию вы педагог. Почему после школы выбрали профессию учителя?

- Я закончила школу с золотой медалью, у меня было два пути: стать врачом, - и этого очень хотел преподаватель биологии, - или пойти в ведущий вуз Ульяновской области — педагогический университет. На тот момент как золотая медалистка, как победитель олимпиады по биологии, познакомившись с педагогическим университетом и имея педагогическую плеяду в семье (моя мама — воспитатель), я приняла решение остаться в Ульяновске, учиться в старейшем педагогическом университете, и получить профессию, которая была бы обязательно связана с людьми. Я поступила на естественно-географический факультет Ульяновского педагогического университета. Хорошо помню глаза ребят-шестиклассников на практике, глаза Вани... фамилию его я уже не помню, для которого я словно открыла новый мир. У меня был открытый урок по фотосинтезу. Тема непростая. Я разработала показательный эксперимент, чтобы наглядно рассказать о процессе на примере пластиковой бутылки. Ребят было 27, и все они, глядя на эти подручные средства, живо откликнулись.

- Вы замужем. У вас есть дети...

- Да, я замужем. У меня есть сын Гордей, которому 11 лет. Я благодарна мужу — не каждый мужчина выдержит рядом сильную женщину. А этот человек разрешает мне быть такой какая я есть. Докторскую диссертацию я защитила в 26 лет, стала самым молодым доктором наук по микробиологии в Ульяновской области. У нас вообще большая и дружная семья. Это и мои родители, и мой брат, и его семья. Любое кардинальное решение, которое касается всех членов семьи, мы принимаем вместе – на семейном совете, не важно, сколько тебе лет. Мой отец Анатолий Николаевич - умнейший человек. И когда мне говорят «откуда такой интеллект», я всегда говорю «от папы. Моя мама — Светлана Николаевна - педагог-воспитатель детского сада. Она считает, что каждый ребенок одаренный. Всегда умела развивать способности детей. Мама, кстати, удостоена ордена матери Ульяновской области.

- Сегодня вы здесь. Ваша семья осталась в Ульяновске. Как будут дальше выстраиваться отношения?

- В обязательном порядке семья приезжает сюда. Для меня это важно. Мы заканчиваем четверть, муж уже оповестил свое руководство. Семья понимала, что это рано или поздно произойдет.

- Если говорить о том фронте работ, которые легли на ваши женские плечи, не страшно ли после Ульяновска, где остались единомышленники, оказаться в новом месте с новыми людьми? Ведь речь идет сейчас не столько об образовательном процессе, сколько об огромном количестве бытовых вопросов главного вуза региона: строительство, ремонты.

- Когда я соглашалась на это предложение, то понимала, что нужно выстроить четкую дорожную карту. Сейчас у меня две первоочередные задачи – Ганзейская майская конференция и стройка студенческого кампуса. Но один в поле не воин, возникает вопрос, с кем я буду это делать. В рамках выполнения задач должно быть два ресурса – управленческая команда и коллектив, который понимает решения, транслируя их студентам. Управленческая команда уже вырисовывается. Неправильно будет говорить, что закрыты все фронты работы. Внутри коллектива, конечно, есть люди, которые возьмут на себя большие задачи, и вместе с ними мы будем это реализовывать. Но я думаю, что Псковскому государственному университету и региону в целом было бы полезно привлечь федеральных экспертов, молодых руководителей и ученых, которые приедут сюда семьями. Я рассматриваю это как один из ресурсов для выполнения поставленных задач.

- Откуда могут приехать эти молодые ученые?

- Из разных регионов. Я не говорю, что это только Ульяновск и Москва. Из всех регионов (в том числе соседних), где есть опорные университеты. Мы с коллегами прорабатываем, кто реально может приехать. Ведь при формировании задач со стороны губернатора были обозначены в том числе моменты, на которые университет может положительно влиять косвенно. К примеру, мы готовим кадры для здравоохранения, но мы понимаем, что расширяя и развивая лечебное отделение, мы должны пригласить профессоров по клиническим специальностям. А если мы приглашаем профессоров по клиническим специальностям, то это, как правило, семьи, муж и жена. И супруги являются преподавателями и врачами. И мы закрываем сразу две задачи – они заходят и в здравоохранение региона, и как преподаватели. Я рассматриваю привлечение ресурсов именно с такой позиции. Но это опять-таки на стратегическую перспективу. В университете есть замечательный коллектив, замечательные люди, которым просто нужно показать вектор, поставить перед ними задачи, согласовать с ними дорожную карту и определить, в какое время и как они будут это делать.

- Что изменится с вашим приходом для студентов, для преподавателей, для тех, кто придет в этом году сюда?

- Это будет открытый университет.

- Что это значит?

- Открытый университет с двух позиций: открытый внутри и внешне. Что значит открытый внутри? Мы вчера встречались с ребятами из общежитий и договорились, что финансовые вопросы, проекты, инициативы по общежитиям, которые будут возникать на уровне управленческой команды, в первую очередь будут обсуждаться с комитетами и объединениями студенческого совета. Уже создается новая структура из студентов – комитет общежития. Ребята будут участвовать в согласовании распределения финансовых средств на хозяйственную деятельность общежития. Это один из первых моментов.

Что значит открытый внешне? В Псковском государственном университете достаточно грамотно выстроены образовательные программы, но сегодняшнему работодателю необходимо все больше выпускников и специалистов с уже сформированными практическими навыками. Мы готовы к совместному проектированию новых образовательных программ. Кроме того Псков может и должен стать городом-университетом. Когда ПсковГУ станет центром притяжения населения города, вокруг зданий вуза начнут собираться жители микрорайонов, будет вестись активность, начиная от публичных лекций, заканчивая какими-то конкурсами для школьников.

И более серьезная функция с позиции внешней открытости - университет как экспертно-аналитический центр для развития региона. Открытый, значит, решающий задачу региона, населения, конкретного жителя города Пскова или области. Мне бы очень хотелось, чтобы вуз стал таким: чтобы школьникам хотелось поступать только в Псковский государственный университет, чтобы студенты гордились тем, что они учатся в Псковском государственном университете, чтобы выпускники хотели остаться в регионе. Это должен быть университет, с которым хочется учиться, работать и развиваться.

Ирина Потапова
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...