Александр Братчиков готовится к первому «полноценному» отчету о работе на посту сити-менеджера Пскова

Александр Братчиков, который в декабре 2017 года возглавил администрацию Пскова, готовится к отчету перед депутатами Псковской городской Думы за свой первый полный год работы на этом посту: 2018-й. Псковское агентство информации подготовило обзор главных итогов этого года.

Назначение-выборы-назначение

В своей новейшей истории Псков пережил несколько реформ системы управления муниципалитетом: она менялась в зависимости от колебаний «политической линии» как на федеральном, так и на региональном уровнях. 

В 1992-1996 годах городом руководил назначенный губернатором глава администрации. Им стал бывший коллега главы региона Владислава Туманова (также назначенного на свою должность президентом) по псковскому заводу радиодеталей, Александр Прокофьев. Несмотря на общее прошлое, глава областной столицы и губернатор уже очень скоро начали конфликтовать из-за перераспределения скудных ресурсов, перепадавших региону из федерального центра. 

Противостояние города и области продолжилось и после того, как должности их руководителей стали выборными: в 1996 году Прокофьев победил на выборах мэра, а Туманова, также по итогам волеизъявления жителей, сменил Евгений Михайлов. 

Прямое голосование по кандидатуре мэра в Пскове проходило еще два раза: в 2000 и 2004 годах. А в 2009 году, благодаря усилиям команды губернатора Михаила Кузнецова (руководил областью в 2004-2009 годах) в Пскове в рамках федерального тренда началась новая эра муниципальной власти, ставшей «двухглавой». 

В соответствии с новой системой власти представительские функции несет глава города, избираемый из состава депутатов гордумы самими парламентариями и являющийся также председателем этого органа. А хозяйственные полномочия сосредоточены в руках главы администрации Пскова - назначаемого депутатами сити-менеджера.

Реформа призвана была положить конец длившемуся более полутора десятилетия противостоянию между властями областной столицы и региона: предполагалось, что глава города будет лишен реальных рычагов управления, а глава администрации - политических амбиций и возможности их реализовывать. Подобные метаморфозы в рамках новой редакции федерального закона о местном самоуправлении прошли тогда в большей части субъектов РФ. 

С тех пор на уровне региона не раз поднимался вопрос о том, не стоит ли вернуться к выборности главы администрации самого большого муниципалитета области. С одной стороны, тем самым развязав ему руки и избавив от зачастую неэффективной опеки главы города. А с другой - повысив его ответственность перед избирателями.

Впрочем, пока что участники политического процесса в подавляющем большинстве склоняются к тому, что «обе модели имеют право на жизнь», и что не стоит спешить с новыми реформами. 

Круговорот сити-менеджеров

Первым сити-менеджером Пскова в марте 2009 года стал крупный псковский бизнесмен Ян Лузин. Собственно говоря, именно наличие персональных бизнес-интересов чаще всего ставили ему в вину оппоненты. Впрочем, на посту главы администрации Лузин пробыл чуть больше года: в августе 2010 он «ушел на повышение»: стал вице-губернатором Псковской области, курирующим тему строительства и ЖКХ. 

Этот пост, впрочем, он покинул в декабре того же года: у многих сложилось впечатление, что сделав «предложение, от которого нельзя отказаться», Лузина попросту «выманили из норы».

Как бы то ни было, вакантную должность сити-менеджера занял Петр Слепченко: высокопоставленный член команды тогдашнего губернатора  Андрея Турчака. Он запомнился стремлением насадить в Пскове столичные стандарты работы, превратив администрацию города в эффективный механизм, и большим вниманием к вопросам благоустройства. Однако выходец из Петербурга, мягко говоря, не сработался с депутатами гордумы и главой Пскова Иваном Цецерским. 

Дошло до того, что парламентарии начали откровенно саботировать инициативы и решения главы администрации. В результате уже в 2012 году, не реализовав, по большому счету, практически ничего из своих задумок, Слепченко покинул пост сити-менеджера.

Поиск нового кандидата был отдан областными властями на откуп самим городским депутатам.  И в июле 2012 года сити-менеджером стал Игорь Чередниченко: пскович, в бэкграунде которого была работа первым вице-губернатором Камчатского края. Однако этот его опыт оказался не слишком полезен в Пскове. Не сложившиеся отношения с администрацией региона, закрытость и нежелание идти на маломальский риск сыграли для Чередниченко плохую службу. Проработав меньше года, он под давлением региональных властей и большинства Псковской городской Думы ушел в отставку.

Новым сити-менеджером стал Игорь Калашников, ранее являвшийся первым заместителем главы администрации Пскова и главой Великолукского района. У Калашникова определенно сложились отношения с депутатами и главой, не было у него и проблем с областными властями. В жизни муниципалитета начался период, не омрачавшийся какими-либо заметными экономическими, коммунальными или же политическими кризисами, но и не отмеченный сколько-нибудь значимыми прорывами и достижениями.

Осенью 2017 года, после избрания нового состава Псковской городской Думы, Калашников вознамерился было продлить свои полномочия, вновь выйдя на конкурс по соисканию должности сити-менеджера. Но этим планам не суждено было реализоваться: назначенный президентом в октябре 2017 года врио губернатора Михаил Ведерников имел собственные виды на ключевую должность руководителя областной столицы. Для реализации собственных планов по развитию Пскова и области ему явно требовался более современный и активный управленец.

С подачи нового главы региона конкурс был отменен. А по итогом нового сити-менеджером в декабре 2017 года стал Александр Братчиков. Перейдя на работу в администрацию Пскова, он вышел из управления собственным крупным бизнесом и сложил мандат депутата Псковского областного Собрания. Все это свидетельствовало о серьезности намерений Братчикова. Ну а Михаилу Ведерникову федеральные политологи немедленно повысили рейтинг, как губернатору, оперативно взявшему под контроль областной центр несмотря на то, что несколько депутатов гордумы попытались было протащить на пост сити-менеджера своего ставленника - Валерия Лесникова.

Контроль и чистки

Работу на новом посту Александр Братчиков предсказуемо начал с формирования собственной команды. И, что еще важнее, с очистки администрации Пскова от ставленников различных местных крупных бизнесменов. 

Результат не заставил себя ждать: в дорожной отрасли, в сфере уборки и благоустройства города произошли перемены, вплоть до смены некоторых игроков.

Претензий же по поводу лоббирования интересов собственного бизнеса в адрес главы администрации Пскова пока слышать не доводилось: да и вряд ли это возможно, учитывая что компания Братчикова занимается производством сельхозпродукции в Псковском и Порховском районах.

Особый упор Александром Братчиковым был сделан на контроль за различными сферами городской жизни. Уже в начале 2019 года по инициативе сити-менеджера было создано контрольное управление администрации Пскова, объединившее функции разных структур и отделов городской власти, зачастую дублировавших ранее друг друга.

Не лезь в бутылку!

Учитывая, что сити-менеджером Братчиков стал с подачи нового главы региона, у него изначально был внушительный кредит доверия со стороны областных властей. И он смог не растратить его, показав себя как договороспособный и способный учиться на собственных ошибках человек.

К примеру, в ходе снежной зимы 2018-2019 года, когда у губернатора, на фоне многочисленных жалоб горожан, возникли вопросы к качеству уборки дорог в областном центре, Александр Братчиков сумел оперативно мобилизовать администрацию и подрядчиков, решив проблему. В то время как, к примеру, его коллега по муниципальному тандему, глава Пскова Иван Цецерский, столкнувшись с критикой, откровенно «полез в бутылку», начав активно «переводить стрелки» на сити-менеджера.

Похожая ситуация возникла и весной этого года, когда губернатор подверг критике качество ремонта дорог в областном центре. Александр Братчиков быстро и правильно понял посылы Михаила Ведерникова, крепко взявшись за псковских дорожников. Так что следующий контрольный объезд Пскова губернатор и сити-менеджер проводили уже в подчеркнуто неформальном режиме: поколесив по городу на велосипедах.

При этом, в отличие от целого ряда своих предшественников, Братчиков выстроил конструктивные отношения с депутатами Псковской городской Думы. Инициативы главы администрации проходят через гордуму, не встречая препятствий. 

К чести сити-менеджера, он технично избежал ввязывания в какие бы то ни было политические конфликты, позиционируя себя исключительно как хозяйственника.

Нам нужен рост

В конце мая Александр Братчиков будет выступать перед депутатами Псковской городской Думы с отчетом о деятельности администрации города в 2018 году. Формально это будет уже второй его отчет в статусе сити-менеджера. Однако надо понимать, что летом 2018 года Братчиков, приступивший к работе за несколько месяцев до этого и не имевший никакого отношения к управлению Псковом в 2017 году, отчитывался «за того парня». 

Таким образом, отчет перед депутами за 2018 год неминуемо станет для главы администрации Пскова если не экзаменом, то своего рода этапной точкой: поводом подвести первые итоги работы.

Полный текст отчета пока не выложен в открытый доступ. Но депутатам гордумы этот документ уже разослали для ознакомления. Есть он и в распоряжении редакции Псковского агентства информации. Так что мы не преминули ознакомиться с отчетом и проанализировать его.

Доходная часть бюджета в 2018 году увеличилась на 21,3% (более 800 миллионов). При этом план по доходам был исполнен лишь на 82,2%. Это связано с тем, что город не получил в 2018 году львиную часть межбюджетных трансфертов: в том числе средства на реконструкцию стадиона «Машиностроитель» к Ганзе-2019 и на создание новых мест в детских садах. Впрочем, эти планы были пролонгированы на 2019 год, а средства перенесены: работы на стадионе и по строительству нового садика на Запсковье сейчас как раз идут полным ходом, так что Псков своего не упустит.

Соответственно, расходная часть бюджета-2018 также составила 80,7% от плана, но по сравнению с 2017 годом все равно выросла на 18,8%. Это стало возможным благодаря росту объема субсидий, субвенций и трансфертов, - подтверждению конструктивных отношений псковский властей с регионом и федерацией. 

В итоге год Псков закончил с профицитом в двадцать с лишним миллионов рублей, хотя первоначально в главном финансовом документе города был заложен дефицит в четыре раза больше. 

Если говорить о конкретных статьях бюджета, то горожан, разумеется, едва ли не в первую очередь интересуют ЖКХ и дороги. На эти цели было направлено 750,9 миллионов рублей.  В том числе 276,7 миллионов пошли на содержание дорог, 68,1 - на капремонт, 22,4 - ремонт. 45,3 миллиона пошли на ремонт дворов и проездов. Также 268 миллионов были потрачены в рамках муниципальной программы по благоустройству города. 54,8 - в рамках программы формирования современной городской среды. Из них 46,9 - на благоустройство дворов.

Таким образом можно констатировать, что это был, как минимум, неплохой год. Разумеется, не «год великого перелома». Но и не «сказка о потерянном времени».

* * *
Прошедший год показал, что Александр Бартчиков вполне освоился в должности главы администрации Пскова. Сформирована команда, выстроены отношения с региональными властями, депутатами гордумы и местным бизнесом. Соответственно, псковичи вправе рассчитывать, что итоги 2019 года, -  который, к тому же, является годом Ганзы, - будут как миниум не хуже. А то и превзойдут 2018-й.

Андрей Разумов
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...