Digital-путь: как псковичка стала профессором Королевского технологического института в Швеции
О знаменитых уроженцах Псковской области и проблемах, вызванных пандемией коронавируса, можно говорить вечно, поэтому Псковское агентство информации совместило две эти темы. Мы обсудили проблемы и достижения дистанционного обучения с доктором наук, профессором Шведского королевского технологического института (KTH), экспертом в области онлайн-образования псковичкой Ольгой Виберг. А также расспросили, как выпускница псковского вуза стала шведским профессором. Этот смелый и красивый путь можно считать не менее звёздным, чем карьеры известных псковичек в шоу-бизнесе или спорте. Остаётся добавить: знай наших!
Шведский язык от русского учителя
Выпускница исторического факультета Псковского педагогического института (сейчас ПсковГУ) в 24 года переехала в Стокгольм, где неожиданно для себя построила научную карьеру в информатике. Понимала ли она, чем будет заниматься в Швеции, когда собирала чемоданы? «Чем угодно, но точно не информационными технологиями», – отвечает ныне профессор одного из лучших технологических институтов в Европе.
В Швеции Ольга устроилась в школу и стала преподавать, как ни удивительно, шведский язык. Ещё в псковском институте она изучала шведский, поэтому через год постоянной практики в стране смогла сдать экзамен и стать учителем. К слову, история в шведских школах – необязательный предмет, появляется в старших классах и то в определённых образовательных программах.
В школе Ольга проработала полтора года, а потом поступила в лингвистическую магистратуру Даларнского института (Dalarna University) для повышения квалификации и осталась там в качестве сотрудника. Псковичке предложили создать кафедру русского языка как иностранного и преподавать студентам свой родной язык. И вот здесь начался digital-путь преподавателя иностранных языков. Во-первых, Даларнский институт ещё 10 лет назад являлся дистанционным, в нём учились работающие или семейные студенты, которым было неудобно посещать очные занятия. Во-вторых, перед Ольгой стояла реальная задача – научить шведских студентов говорить по-русски, и научить быстро.
«Тогда я что-то поняла… Наши студенты, которые учили языки, были не совсем обычными студентами: для них были неважны оценки, им нужно было очень быстро заговорить на иностранном языке. Тогда меня начало тянуть на всякие технологии: я стала придумывать какие-то пути, чтобы они сами побыстрее освоили язык», – рассказала Ольга. Она разработала несколько приложений для изучения русского языка и другие вспомогательные инструменты для дистанционного языкового образования.
Например, зачем тратить целый академический час на лекцию преподавателя, если её можно прослушать, когда и где удобно, а драгоценную пару использовать более продуктивно? Свои лекции профессор Ольга Виберг сократила до 20 минут и записала как подкасты. Такую лекцию можно прослушать в транспорте, параллельно с каким-то занятием дома и даже (прости, наука!) в туалете.
С псковского истфака – в Королевский техинститут
На собственной кафедре Ольга проработала почти три года, за это время так увлеклась инновациями, что решила продолжить это дело на научно-исследовательском уровне – в докторантуре. «Нужно, чтобы тебе нравилась твоя идея: не год, не два – несколько лет. Если ты занимался этим полгода, а потом тебе разонравилось, то это будет неинтересно не только тебе, но и остальным», – говорит профессор KTH.
В 2015 году псковичка Ольга Виберг получила докторскую степень по информатике в Школе бизнеса Университета Эребру (Örebro University School of Business), после чего её кандидатуру одобрили в Королевском технологическом институте. «На самом деле я не думала поступать в докторантуру, не думала, что буду заниматься информационными технологиями, но появилась возможность продолжить с научно-исследовательской точки зрения то, чем я занималась на практике. А это очень интересно», – объяснила она.
Интересно, что помогло выпускнице псковского истфака стать профессором Королевского института в Стокгольме и, более того, одним из немногих специалистов в своей области?
«Во-первых, мне нравится то, чем я занимаюсь. Во-вторых, я думаю, что у меня получается. В-третьих, мне кажется, что я всегда амбициозно стремлюсь к уровню выше своей головы. Я не люблю, когда мне указывают на потолок. Мне надо всегда открывать что-то новое, развиваться», – рассказывает Ольга.
Любить работу, особенно вечерами
О своём звёздном научном пути уроженка Пскова рассказывает легко, как будто новые должности и учёные степени доставались ей играючи. Как будто бы для степени доктора наук нужно просто написать «какую-то работу в двести страниц, приложить свои 4-6 статей – и всё». На самом деле докторантура – это два года интенсивных академических занятий в вузе и ещё два года работы над диссертацией с обязательными публикациями статей на международных научных площадках. Кстати, конкурс в докторантуру KTH, к примеру, составляет 40–50 человек на место.
Кроме того, за время обучения Ольга родила двух малышей. В первый раз она пробыла в декретном отпуске семь месяцев, второй раз – четыре. «Академическая карьера – это действительно нелёгкий путь. И если на него решаться, надо придерживаться этого решения, причём достаточно долго. Ты не можешь просто испариться на два-три года куда-то и потом вернуться», – отмечает Ольга.
Даже увлечённый исследователь не всегда встречает поддержку: нужно иметь внутренний стержень на тот случай, когда «к тебе придёт профессор и скажет, что ты не очень хороший сотрудник». «Ты должен любить работать по вечерам», – резюмирует профессор.
Диджитальная трансформация
Если объяснять простым языком, то в технологическом университете Ольга Виберг занимается информатизацией образования, то есть думает над тем, как сделать его более эффективным, используя технологии. Как оказалось, замена очной лекции на лекцию в Zoom и даже преобразование учебных материалов в электронный вид не есть онлайн-образование. Дистанционное обучение требует полной «диджитальной трансформации», то есть полной перестройки учебного процесса. Есть же множество заданий и процессов, которые ученик может выполнить дома без участия преподавателя (например, зачем учить в классе иностранные слова или читать параграф?). Многое может уйти на самостоятельное изучение, но при этом не должно остаться на совести детей. «Чтобы учащиеся самостоятельно выполняли задания, надо всё это, конечно, готовить прилично», – замечает профессор.
Кстати говоря, в 2020 году не только Псков оказался не совсем готов к дистанционному обучению, но и тот же Стокгольм (может быть, поэтому в Швеции решили не закрывать школы во время пандемии коронавируса?). «Переход на онлайн-обучение – это не быстро. Dalarna University занимался этим десять лет, за это время у них сложилась инфраструктура, система. А для остальных – очень крупных и престижных – университетов Швеции мгновенно перейти с кампуса на онлайн было очень проблематично, это большой и хороший эксперимент», – отметила Ольга.
Профессор заверила, что стран, непригодных для дистанционки, не существует. Это дело времени и большого труда. Коронавирус, кажется, активизировал этот процесс. «Что нужно для онлайн-преподавания в России? Нужна хорошая инфраструктура, специальная образовательная онлайн-платформа. Но дело не только в технологиях – дело в организации, в педагогике. Нужна группа людей, которая будет помогать учителям перестраивать их курсы в онлайн. Мне кажется, что какие-то энтузиасты сделают это сами, но по большей части очень много неэнтузиастов, и им нужна поддержка, какие-то инструкторы. И конечно, нужен хороший IT-department и хотя бы элементарно хороший интернет», – объясняет эксперт.
Удалять анахронизмы хирургическим путём
Несмотря на свою digital-компетенцию, профессор шведского института не считает, что дистанционное обучение должно вытеснить традиционное. «KTH – популярный университет, и мне кажется, там всегда будет кампус. Туда поступают студенты, которые хотят друг с другом общаться. Кампус – это определённый уровень культуры, момент жизни, факультетские традиции», – отметила Ольга.
Ольга Виберг придерживается в этом вопросе золотой середины. С одной стороны, никакие технологии не заменят живого общения и аудиторных занятий, особенно для детей. С другой – иногда возникает необходимость в онлайн-обучении (если у студента есть семья и работа или в мире распространился коронавирус), а иногда хирургическим путём из системы образования надо удалять анахронизмы и внедрять в неё полезные технологии. «Некоторые вещи надо переделывать. От технологий мы никуда не уйдём, и я думаю, что если этим не заниматься, будет большой разрыв между тем, чем человек занимается каждый день (человек сидит в телефоне, в компьютере), и тем, что ему дают учителя. Студенты будут видеть, как можно по-другому учиться, по-другому усваивать информацию, а преподаватели – по-прежнему начитывать лекции», – объяснила Ольга.
Жизнь – не только карьера
В планах Ольги ещё две профессорские должности: через год она будет подавать документы на место associate professor и ещё через два – на высшую степень, full professor. При этом учёный замечает: «Жизнь – не только карьера. Карьеру можно построить новую, а ребёнка заново не воспитаешь». Псковичка много путешествует с семьёй, часто бывает в Пскове у родителей. Кстати, старшая дочь Ольги Фрея неплохо говорит по-русски. Девочке хватило трёх недель в Пскове, чтобы потом вернуться в Швецию и заговорить на родном языке мамы (наверняка и лингвистические способности Фрее передались от Ольги).
А скучает псковичка Ольга Виберг по тортику «Наполеон», друзьям и русской непринуждённости. «Мне кажется, что в России легче к кому-то просто так нагрянуть в гости. Здесь об этом надо договариваться немножко пораньше, желательно за две недели. А ведь некоторые вещи не должны быть спланированы. Мне кажется, общество здесь холоднее, между людьми более длинная дистанция. Но когда находишь хороших друзей, это уходит», – поделилась Ольга.