Руководитель информационной службы Псковской епархии священник Андрей Таскаев: "Рига – город русский по духу"

Руководитель информационной службы и Паломнического центра "Вертоград" Псковской епархии священник Андрей Таскаев на днях вернулся из Риги, и поделился своими первыми впечатлениями о визите в Рижскую епархию.

 

"Информационная служба Псковской епархии была приглашена в Ригу паломнической службой Латвийской Православной Церкви Московского Патриархата, и по благословению Митрополита Рижского и всея Латвии Александра, нашего Владыки Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия отправились в Ригу, чтобы наладить паломническое и тесное информационное общение с нашими православными соседями. Все дни визита нас знакомили с православными святынями Риги. Надо сказать, что Рига очень тесно связана и исторически, и религиозно с Псковской землей. Она входила в каноническую территорию Псковской епархии, и Владыка Псковский у нас был в XVIII вв., Курляндский и Лифляндский. Мы сделали много открытий, и даже сенсационных. Рига – она русская, по духу русская, по мировосприятию, наши исторические связи с Ригой оказались очень интересными. Много было радостных моментов открытий и узнаваний, например, на экскурсии по старой Риге мы услышали название окраинной территории города "Русский конец". Рижане не знали, откуда такое название, и мы им напомнили, что только в Пскове город делился территориально на концы, а храмы, построенные в этих концах города, назывались кончанскими. Возможно, "Русский конец" в Риге, где тоже есть храм – это квартал, где жили псковичи, псковский квартал. Как когда-то на Сретенке появилась Псковская слобода, в которой селились, высланные Василием III, псковские боярские семейства.

 

В Риге, как мы узнали, есть храм, куда каждый год Крестным ходом приносилась икона Умиление Божией Матери Псково-Печерская. Крестный ход ходил из Пскова в Ригу, и сейчас в этом храме находится копия нашей Псково-Печерской иконы Умиление. Многие знают, что во время Великой Отечественной войны из Риги в Псков прибыла Русская православная миссия, ее священники служили в псковских храмах, а икона Божией Матери Тихвинская находилась во время войны в Троицком Соборе Пскова. Потом эта святыня была увезена священником Псковской православной миссии в Ригу, и оттуда уже была перевезена в США, где и хранилась много лет. В Риге погребен Экзарх Прибалтийской Православной Церкви Сергий (Воскресенский), на его могиле мы служили панихиду.


В те несколько дней, которые мы провели в качестве гостей Рижской епархии, нами было сделано много важных открытий наших православных исторических связей. В одном из православных храмов Риги мы увидели псковский иконостас. Нас это просто потрясло, оказывается, в 30-х годах XIX столетия псковский Владыка Нафанаил передал для Рижского храма сборный иконостас, который был составлен из икон приделов псковского Троицкого Собора (третьего) XIV-XVI вв., когда псковский Кремль был "яко горний Иерусалим". Этот третий Троицкий Собор был символом славы Псковской земли, символом ее народоправческой свободы. А праздничный ярус иконостаса этой же рижской церкви составлен из икон псковского первого Благовещенского Собора псковского Кремля. Хорошо бы, если бы эти иконы посмотрели знатоки псковской школы иконописи, наши псковичи, краеведы, паломники.


Рижские паломники бывают на нашей святой псковской земле, поклоняются православным святыням, а мы вот пока еще не паломничаем в Рижскую епархию, где есть, очень близкие сердцу православного псковича, святыни.

Псков

13 и 14 января мы служили Всенощное бдение и Литургию в великий праздник Обрезания Господня в Спасо-Преображенской Рижской пустыни, что в 60 километрах от Риги. Замечательная пустынька, что-то вроде скита Свято-Троицкого женского монастыря в Риге.

 

Посмотрели все рижские православные храмы, их четырнадцать, и все они, в основном, действующие. Рядом с храмом Вознесения Господня располагается большое старое кладбище, на котором погребены старчики Рижской епархии. Мы побывали у наших друзей в Риге с большой духовной и сердечной пользой, и очень надеемся, что отношения с нашими рижскими православными будут развиваться в информационном и паломническом контексте, но и, конечно, будут крепнуть простые человеческие дружеские связи".

 

На сайте Латвийской Православной Церкви появилась новость о визите псковского священника в Рижскую епархию, в которой сообщалось следующее:

 

В течение четырех дней в Риге находился с ознакомительным визитом руководитель информационной и паломнической служб Псковской Епархии Московской Патриархии священник Андрей Таскаев. Обширная программа пребывания отца Андрея в латвийской столице включала посещение Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря и Спасо-Преображенской пустыни, ряда рижских храмов, а также концерта хора "Православные певчие", который проходил в Домском соборе.

 

Приезд священника Андрея Таскаева проходит в рамках установления контактов между информационными и паломническими службами Латвийской Православной Церкви и Псковской Епархии Московской Патриархии. На протяжении долгих веков Рига и Псков имели крепкие духовные связи: это и благословленная Митрополитом Сергием (Воскресенским) псковская духовная миссия, когда в годы 2-й мировой войны десятки рижских священников отправились духовно окормлять практически лишенных священства православных псковщины; это и история чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, пришедшей в Ригу именно из Пскова; это и известные псково-печерские крестные ходы с иконой Божией Матери "Умиление", в которых принимали участие сотни православных рижан.

 

Вот и первый приезд в Ригу отца Андрея Таскаева ознаменовался настоящей сенсацией: выяснилось, что в одном из рижских храмов находятся иконы из псковского Свято-Троицкого собора. Эти иконы некогда принадлежали третьему Свято-Троицкому псковскому собору (нынешний собор - четвертый), который существовал в 14-16 веках. В тот период Псков, по меткому выражению современников, являл собой "Дом Божий на русской земле": псковское господарство было подлинной народоправческой республикой, давшей, по утверждению историков Вернадского и Ключевского, зачаток Московской государственности.

 

Каким же образом иконы оказались в Риге? Их ориентировочно в 1836 году передал в дар Епископ Псковский и Нарвский Нафанаил. И на вопрос, будет ли Псковская Епархия просить вернуть подарок Владыки Нафанаила, отец Андрей с уверенностью ответил, что через архиерея была совершена воля Божия, а, следовательно, иконам надлежит оставаться в уже привычном для них рижском храме. А вот приехать помолиться перед "своими" образами почтет за честь каждый православный Пскова.

 

Что ж, милости просим: православная Рига с удовольствием встретит гостей из Пскова. Приезжайте, и кто знает, какие еще чудеса откроет нам Господь?"


На одном из сайтов, рассказывающих об истории Рижской епархии, опубликованы следующие сведения: "Рижская епархия учреждена 14 сентября 1836 года как викариатство Псковской епархии. Преосвященный Платон (Городецкий) прибыл в Лифляндскую губернию в начале декабря 1848 г. Самоотверженная и ревностная 14-летняя деятельность епископов Иринарха и Филарета подготовила условия для создания самостоятельной епархии в Лифляндии. Необходимость таких мер уже с 1847 г. настоятельно доказывал епископ Филарет (Гумилевский). Новый викарий Псковской епархии епископ Платон поддержал идеи своего предшественника, хотя количество православных в крае было еще недостаточным для учреждения самостоятельной епархии. Епископы Филарет и Платон убеждали духовные власти и правительство, что открытие епархии настоятельно необходимо для защиты православия в крае. В начале 1850 г. Святейший Синод, обсуждая ходатайство епископа Платона "о благоустройстве и преуспеянии православной Церкви в крае", нашел "весьма полезным и благовременным преобразовать Рижское викариатство в Рижскую самостоятельную епархию". 1 марта император Николай I утвердил образование самостоятельной Рижской епархии и повелел открыть ее с 1 июля 1850 г. Этим же повелением учреждалась архиерейская кафедра в Риге, епископу ее присваивался титул Рижский и Митавский. Епархия была отнесена ко второму классу и заняла место в иерархии после Варшавской; Рижский епископ викарий Псковский Платон (Городецкий) стал епархиальным архиереем. 21 апреля, в праздник Святой Пасхи, преосвященный Платон был возведен в сан архиепископа. 1 июля 1850 г. высокопреосвященный Платон (Городецкий), архиепископ Рижский и Митавский, торжественно открыл Рижскую самостоятельную епархию, и в тот же день было закрыто Лифляндское духовное правление. Вместо него учреждена по примеру других епархий духовная консистория. В установленных в 1850 г. границах Рижская епархия находилась до 1865 г., когда к ней от Петербургской митрополии отошла вся Эстляндская губерния (уезды северной территории нынешней Эстонии). Пределы Рижской епархии распространились почти на всю территорию Прибалтийского края: губернии Лифляндскую, Эстляндскую и Курляндскую.
Некоторое (недолгое) время (в начале 40-х гг. XX в.) правящий архиерей носил титул "Патриаршего Экзарха Прибалтики".

 

Из истории Свято-Троице-Сергиева женского монастыря. Основательницами монастыря являются фрейлины двора Императрицы сестры Екатерина и Наталья Мансуровы. Их родители - член Государственного Совета, статс-секретарь Борис Павлович Мансуров и известная благотворительница, кавалерственная дама ордена св. Екатерины Мария Николаевна Мансурова, урожденная княжна Долгорукова — наряду с прекрасным образованием заложили в своих детях основу христианского воспитания. Продолжительное время вместе с родителями сестры проживали в Святой земле, где укреплялось их желание послужить Богу.


В Ригу сестры Мансуровы приехали в 1887 году в связи с болезнью младшей дочери Натальи. Здесь семья включилась в активную благотворительную деятельность. Они основали воскресную школу, принимали участие в создании народного училища, библиотеки, бесплатной столовой, взяли под свою опеку заключенных и их детей в Рижской женской тюрьме. После исцеления Натальи, в знак благодарности Богу в 1891 году сестры Мансуровы при непосредственном участии родителей основали приют для девочек и богадельню с денно-нoщным чтением псалтири, вокруг которых постепенно образовалась Свято-Троице-Сергиева община.


Однако община не имела собственных помещений, их приходилось арендовать. А главное, не было храма для проведения полноценных монастырских служб. Благодаря хлопотам и ходатайствам устроительниц, Св. Синод даровал общине в собственное владение земельный участок на ул. Суворовской, 126, (ныне ул. К. Барона). Здесь был выстроен с помощью собранных пожертвований деревянный храм, освященный в 1893 году во имя преподобного Сергия Радонежского, действующий и поныне.


Из высокопоставленных благотворителей монастырю оказывали поддержку императоры Александр III, Николай II, Патриарх Иерусалимский Никодим, обер-прокурор Св. Синода К. Победоносцев, товарищ Обер-прокурора В. Саблер. Среди них был также протоиерей Иоанн Кронштадтский, ныне прославленный святой, посетивший общину в 1894 году и утешивший сестер неоднократно повторенными словами: "Умножится, разрастется...".
При духовной поддержке великой подвижницы игумений Московского Страстного монастыря Евгении Озеровой зрело в душе сестер решение удалиться от мира.

 

В1894 г. сестры Мансуровы принимают иноческий постриг. Старшая - Екатерина возглавила монастырскую общину, а Наталья взяла на себя заботы по устроению Пустыни под Митавой. В 1901 г. сестры приняли монашеский постриг с новыми именами: старшая — в честь покровителя Рижской обители преподобного Сергия Радонежского, а младшая Наталья — с именем покровителя Спасо-Преображенской пустыни преподобного Иоанна Лествичника. Влияние монастыря на православное население, рассеянное среди иноверцев, с каждым годом росло, и постепенно обитель обратилась в "Русский центр", как ее называли. Близкая духовная связь изначально сложилась у Рижской обители с Псково-Печерским монастырем, откуда ежегодно по желанию верующих прибывала чудотворная икона Божией Матери "Умиление", чей список по сей день находится в церкви преподобного Сергия Радонежского.

 

Обитель имела в своей ограде и содержала детский приют и школу при нем, дом призрения, кухню-столовую для бедных, раздававшую до 200 бесплатных обедов в день. Средства для благотворительности и собственного содержания зарабатывались сестрами изготовлением свечей для церквей Рижской епархии, выпечкой просфор, рукоделием, иконописанием и шитьем священнических облачений. Число сестер к моменту эвакуации монастыря в 1915 году вглубь России в связи с военными событиями достигло 200 (с Пустынью). После окончания Первой мировой войны сестры по благословению игумений Сергии стали возвращаться в родную обитель. Сюда же приехали сестры Илукстского монастыря, разрушенного в годы войны, и привезли с собой чудотворную Толгскую икону Божией Матери. Эта икона теперь почитается не только сестрами Рижского монастыря, но и православными всей Латвии. Печально было состояние Православной Церкви Латвии в то смутное время. Не признанная государством, она была отдана на разграбление прозападным конфессиям. Паства была в рассеянии, а Православие гонимо. Но Господь судил иначе. В 1921 году по единодушному приглашению Латвийской Православной Церкви кафедру Рижского архипастыря занял архиепископ Иоанн (Поммер) (1876-1934). Православное население Латвии встретило Владыку с большим подъемом и искренней сердечностью. Архиепископ Иоанн был крепкой опорой и для сестер обители. После образования Латвийского государства и национализации ряда владений Рижского монастыря сестры во главе с игуменией Евгенией (Постовской) ревностно принялись за восстановление обители, возрождение благотворительной деятельности. Вторая мировая война и немецкая оккупация принесли монастырю новые скорби и убытки. Но монастырь не закрывался, и, когда при отступлении гитлеровцев из Риги сестер побуждали к эвакуации в Германию, угрожая насильственным вывозом, они категорически отказались.


При советской власти во владении монастыря остались только земля и строения, находящиеся внутри ограды обители.


Псков

Собор Пресвятой Троицы. Монастырская деревянная церковь преподобного Сергия пользовалась большой любовью рижан, привлекала множество молящихся. Но она вмещала не более 300 человек, и потребность в новом, просторном храме становилась все настоятельнее. Место для него было освящено в 1897 году архиепископом Рижским и Митавским Арсением (Брянцевым), но средств на постройку не было. Сестры молились и терпеливо ждали. Обители помогла монаршья милость: ныне прославленный император Николай II повелел выделить из средств Государственного казначейства более половины требуемой суммы. Остальное было собрано из частных поступлений и тарелочного сбора во всех церквах России. В 1907 году состоялось долгожданное событие — завершенный соборный храм был освящен во имя Пресвятой Троицы. Собор, рассчитанный на 1500 человек, построен по проекту рижского архитектора К.Х. Пекшена. Изначально здесь располагался дубовый резной иконостас, иконы были написаны в мастерских Троице-Сергиевой лавры, с которой издавна у монастыря существовала тесная связь. Сегодня в соборе — великолепный золоченый иконостас, ранее принадлежавший храму Рождества Христова. С 1961 г. собор во имя Пресвятой Троицы состоит в ведении епархии и выполняет функции городского кафедрального собора. В подклете собора находится храм-усыпальница, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. Справа от алтаря расположены резные дубовые надгробия над склепами родителей основательниц Бориса и Марии Мансуровых.


Сегодня Свято-Троице-Сергиев монастырь представляет собой благоустроенную обитель. Строй жизни, в основе которого по-прежнему лежит сочетание молитвы и труда, подчиняется правилам общежительного монастыря. Духовным центром, вокруг которого строится жизнь обители, является каждодневно совершаемая церковная служба. Большое внимание уделяется красоте богослужения, сопровождаемого двухклиросным пением. Сестры обучаются правильному монастырскому чтению в храме. Традиционно продолжается денно-нощное чтение "неусыпаемой" псалтири. Сестры выпекают просфоры для церквей Риги, трудятся в швейной мастерской, занимаются вышивкой. Ныне в монастыре проживают 140 сестер. За последние годы обитель преобразилась внешне — появилась новая ограда, территория монастыря вымощена новой брусчаткой, благоустроены и отремонтированы монастырские постройки. С 1990 года Латвийскую Православную Церковь возглавляет Архиепископ Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов). В 1992 году Православной Церкви Латвии дарована автономия в составе Русской Православной Церкви.


В лице Предстоятеля Латвийской Церкви Архиепископа Александра сестры обители находят мудрого наставника, который принимает отеческое участие в решении возникающих вопросов и своими молитвами и архипастырским благословением укрепляет сестер и всю паству в твердой решимости с помощью Божией незлобиво претерпевать все скорби и трудности ради Бога и спасения души. С 1998 года по благословению Высокопреосвященнейшего Архиепископа Александра в Пустынь накануне праздника Преображения Господня совершается крестный ход из Риги с иконой Божией Матери "Достойно есть".


Из истории Спасо-Преображенской пустыни. Спасо-Преображенская пустынь расположена в живописном лесу недалеко от Елгавы, неразрывно связана с Рижским Свято-Троице-Сергиевым монастырем, которому она принадлежит. В июле 1894 года в Рижскую Свято-Троице-Сергиеву общину пришло радостное известие о даровании ей с соизволения императора Александра III большого участка леса (189 га) из казенных угодий Курляндской губернии. Ходатайствуя о наделе общины землей, сестры Мансуровы думали не только об укреплении растущей городской обители. Они имели горячее желание основать в лесу тихую пустыньку — место углубленной молитвы и богомыслия. С иконой в руках было отыскано место будущей Пустыни, и летом 1895 года здесь поселились первые сестры. Их молитвы и труды среди векового леса под покровом благодатной тишины напоминают подвижничество древних времен. Пустынножительницы занимались белением воска для свечного завода, открытого при общине. Их трудами воск очищался, делался светлым, преображенным и потому пригодным для церковных свечей. Возводя ум от дольнего к горнему, сестры размышляли о том, что и сами они без внутреннего очищения и духовного преображения не могут сделаться пригодными для Царствия Божия. Так первое послушание подсказало название пустыни - Спасо-Преображенская.

 

Лесной обители необходима была своя церковь. Нуждалось в ней и окружающее православное население, так как на кирпичных заводах, находящихся неподалеку, трудилось много выходцев из внутренних губерний. Хозяева заводов согласились поставлять кирпич на строительство, и в 1899 году был освящен первый храм Пустыни в честь Преображения Господня. Тогда же была выстроена часовня во имя преподобного Иоанна Лествичника -покровителя Пустыни. С этого времени началось постоянное пребывание сестер во главе с инокиней Натальей (монахиней Иоанной Мансуровой) в лесной обители. Во исполнение заповеди служения ближним в Пустыни был построен странноприимный дом, открыта приходская школа. В определенные дни богослужение совершалось на латышском языке. В 1908 году был освящен деревянный храм во имя преподобных Иоанна Лествичника и Сергия Радонежского. Облик этой простой бревенчатой церкви особенно соответствует духу пустынного монашеского подвига. В 1909 году тихая Преображенская пустынь была удостоена посещения прославленной ныне в лике святых великой княгини Елизаветы Федоровны, основательницы Марфо-Мариинской обители в Москве. Больше недели провела княгиня среди сестер, знакомясь с их жизнью.

 

В 1915 году в Пустыни насчитывалось сорок четыре сестры. Они несли различные послушания: по-прежнему белили воск, занимались рукоделием, содержали пчельник, были заняты на огородно-полевых работах и скотном дворе. В дальнейшем насельницы Пустыни разделили судьбу сестер Рижского монастыря: эвакуация под Новгород, труды по восстановлению обители после возвращения, скорбные годы после Второй мировой войны. Но Пустынь выжила, и в послевоенные годы начинается новый период ее существования. Большим духовным событием явилось назначение в 1953 г. архимандрита Кирилла (в схиме Космы) Смирнова духовником Пустыни. Воспитанник Валаамского монастыря, истинный подвижник, он способствовал возрождению духа монашеского подвига, который изначально был присущ обители.

 

Как знак благодати Божией воспринимается чудо мироточения различных икон, находящихся в храмах обители. Насчитывается более десяти икон, источающих миро, в том числе - храмовой образ преподобного Иоанна Лествичника — покровителя Пустыни. Спасо-Преображенская пустынь стала любимым местом паломничества для многих православных, ищущих духовной поддержки и укрепления. Забота о каждом из приезжающих лежит на сестрах обители.
Верующему христианскому сердцу отрадно сознавать, что в многонациональном Прибалтийском крае в скромной обители преп. Сергия вот уже более 100 лет беспрерывно возносятся смиренные иноческие молитвы ко Господу и Пресвятой Богородице о спасении всего мира.


Сайт Латвийской Православной Церкви.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...