Как профсоюз работников АПК работает в период самоизоляции, как готовится к выборам нового лидера псковских профсоюзов, рассказала Елена Васильева

22 мая в гостях у ПАИ-live была Елена Васильева, председатель отраслевого профсоюза работников АПК Псковской области. Александр Машкарин пообщался с гостьей эфира о ситуации в сфере агропромышленного комплекса, о подготовке к отчётно-выборным конференциям профсоюзов и о последствиях противостояния личных и коллективных интересов.

Дипломатия – оружие профсоюза

– Когда-то профсоюз работников АПК считался очень сдержанным и консервативным. Видимо, чтоб довести работников агропромышленного комплекса до революционных высказываний, надо очень постараться! Но об этом – позже. Елена Викторовна, первый вопрос традиционный: как сфера АПК и ваш профсоюз переживают нелёгкие времена пандемии коронавируса? Что-то изменилось?

– Сегодня действительно очень сложное время, но агропромышленный комплекс это обошло стороной, ведь в любом случае нужно сеять, сажать. На сегодняшний день труженики агропромышленного комплекса Псковской области тоже на передовой, как и медицина.

– А сколько сейчас, если не секрет, состоит членов в профсоюзе АПК?

– Нет, это не секрет. У нас 625 членов профсоюза – это небольшое количество.

– Так понимаю, вам есть куда расти! АПК – это довольно развитая сфера, и можно расширяться и расширяться бесконечно.

– Учитывая, что резерв, конечно же, есть, я надеюсь, что следующие пять лет мы будем плодотворно работать и со всеми органами власти, и с лидером нашего территориального объединения. Поэтому я надеюсь, что у нас должны быть положительные подвижки в численности членов профсоюза.

– Многие владельцы крупных предприятий, прямо скажем, профсоюзы недолюбливают. В АПК как ситуация складывается?

– На данный момент действительно есть сложности с созданием первичных профсоюзных организаций. Эта проблема была и раньше. Некоторые работодатели сегодня вообще приходят из других регионов и являются владельцами, не находясь на нашей территории. Конечно, порой сложно вести переговоры о том, насколько профсоюзы сегодня важны, насколько член профсоюза может быть защищён как со стороны работодателя, так и со стороны профсоюзной организации. Но это наша задача, мы должны работать. И я надеюсь, учитывая, что есть задел на рост профсоюзной численности, мы будем работать совместно с органами власти, с государственным управлением сельского хозяйства, с которым у меня очень хорошие отношения. Не вижу в этом никакой проблемы: работа есть – значит, будем работать.

– Вы упомянули, что у вас с органами власти неплохие отношения. Но сложился такой миф (или стереотип), что профсоюзы не очень любят хвастаться хорошими отношениями с властями, потому что это независимая структура и своих партнёров во власти они рассматривают в первую очередь либо как партнёров, либо как сторону для переговоров, в том числе в трудовых спорах. Как у вас складываются отношения с комитетом по сельскому хозяйству, по ветеринарии, с профильным вице-губернатором?

– Я на сегодняшний день являюсь членом общественного совета в агропромышленном комплексе и ранее была активным участником совещаний при Главном государственном управлении сельского хозяйства. В период коронавирусной ситуации нам сложнее встречаться, но, во всяком случае, работа не остановлена. С Верой Николаевной [Баданина, председатель. – ПАИ] из комитета по ветеринарии мы встречались, наметили наш план работы по созданию первичных профсоюзных организаций и, как только снизится порог опасности в связи с коронавирусной инфекцией, мы, естественно, активизируем нашу совместную работу. Что касается взаимодействия с сельскохозяйственным комитетом, то оно складывается всегда очень дипломатично. Вопросы, если необходимо, мы решаем совместно. Если нам надо попасть на приём, Николай Александрович [Романов, председатель. – ПАИ] никогда не отказывает. Поэтому я считаю, что у нас очень хорошие партнёрские отношения.

– Вы можете оказывать влияние, например, на политику комитета по сельскому хозяйству в сфере поддержки агропромышленного комплекса?

– Учитывая, что у нас заключено в прошлом году, в декабре 2019-го, трёхстороннее соглашение, я считаю, что влиять – это не совсем правильно. Мы идём в ногу со временем – естественно, идём по пути решения определённых проблем в секторе агропромышленного комплекса. Поэтому, если необходимо где-то внести изменения, свои корректировки в решение вопросов, связанных с охраной труда, с социальными гарантиями работников, тружеников сельского хозяйства, наши положительные посылы всегда услышаны.

– В вашем профсоюзе есть место фермерам? Есть вообще члены – фермерские, крестьянские хозяйства?

– На сегодняшний день – да, у нас есть сектор крестьянско-фермерских хозяйств, и подписантом нашего соглашения является как раз Ассоциация фермерских хозяйств в Гдовском районе. У нас уже были намётки, как пересмотреть модель создания профсоюзной организации фермеров. Возможно, будет единая организация, куда будут входить фермерские хозяйства. Потому что есть хозяйства, в которых один, два, три человека, и не совсем правильно точечно создавать первичные профсоюзные организации с численностью три человека.

– Сам себе профсоюз, сам себе работодатель…

– Да, я считаю, что это не совсем правильно. Но наша задача – продумать этот момент. Даже губернатор Псковской области заметил на встрече в рамках столетия профсоюза, которая проходила в прошлом году, что необходимо вырабатывать общую модель создания профсоюзных организаций, выстраивать взаимодействие таким образом, чтоб для всех это было положительно и никто от этого не страдал.

Личность против коллектива

– Допустим, отношения между профсоюзом АПК и органами власти складываются по-партнёрски – чего, кажется, нельзя сказать в целом о взаимоотношениях между региональными властями и облсовпрофом. Интересно узнать ваше мнение о той ситуации, которая сейчас складывается в областном совете профсоюзов.

–  За последние 35 лет наша областная организация – одна из немногих, которая была отодвинута на последнее место, практически была, скажем так, убрана из всех комиссий по области, то есть трёхсторонних комиссий. Городская организация там не представляла уже никаких интересов, трёхсторонняя комиссия при области – то же самое, хотя в предыдущие годы агропромышленный комплекс всегда представлял интересы нашей отрасли. Мы были отстранены практически от всех решений вопросов. В том числе и внутри нашей организации была такая же ситуация, когда, скажем, по велению одного человека было сделано так, что отраслевая организация была отодвинута на задний план. В принципе, мы здесь испытывали большое давление.

– Это связано с межличностными отношениями между лидерами профсоюзов или с чем-то иным?

– Я думаю, что это была одна из стратегий Ульяны Александровны Михайловой: ослаблять отраслевые организации и тем самым усиливать своё действие, принимать решения единолично. Это в её характере, она делает это постоянно, особенно в последнее время. Поэтому областная организация была действительно за эти пять лет практически отодвинута на периферию.

– Сейчас предстоит отчётно-выборная конференция – практически через три недели, даже меньше. Кого ваш профсоюз будет поддерживать? Какую точку зрения вы намерены отстаивать?

– Мы действительно обсуждали кандидатуры, которые были в списке резервов на должность председателя Псковского облсовпрофа. И конечно же, предпочтение отдано Иванову Игорю Олеговичу – не чтобы только не Ульяна Александровна, а потому, что это человек, который решает вопросы уже сегодня, не будучи председателем облсовпрофа, причём коллегиально. Те вопросы, которые связаны с принятиями решений по разного рода вопросам, мы решаем совместно – и это импонирует всем отраслевым профсоюзам, которые сегодня с ним взаимодействуют. Я считаю, что в дальнейшем это станет большой плодотворной работой и что мы нисколько не пострадаем, если председателем Псковского облсовпрофа будет Игорь Иванов. Да, он молод, но Ульяна Александровна тоже была молода, когда пришла на должность председателя облсовпрофа: практически тот же возраст. Мы ей верили, думали, что она будет нашим лидером, поведёт команду, станет работать в связке со всеми. Но последние пять лет кардинально поменяли мнение всех отраслевых профсоюзов, которые теперь находятся рядом с Игорем Ивановым. Мы объединились, потому что у каждого есть свои, индивидуальные претензии к работе Псковского облсовпрофа, непосредственно к работе председателя, к тому, как она выстраивает политику между каждым отраслевым профсоюзом. Точечные удары, которые она производит в отношении каждого, – такова сегодня её политика. Она в коллективе не работает.

– У вас внутри облсовпрофа идёт какая-то необъявленная война?

– Я не знаю, что вы имеете в виду под этим понятием, но понимаю, как происходит работа внутри и как она выстраивается в отношении с отраслевыми организациями. Считаю, что человек, который возглавляет территориальную организацию, обязан настраивать её таким образом, чтобы ни одна отрасль не пострадала, должен понимать, что отрасли надо сегодня, оказывать ей содействие, всячески поддерживать, решать коллегиально вопросы, связанные не только с отраслью, но и с профсоюзной собственностью. Сегодня Псковский облсовпроф – из немногих, кто сохранил свою собственность. И это не благодаря Ульяне Александровне. Это благодаря нашим ветеранам, которые возглавляли профсоюзные организации, – они и сейчас так же возглавляют территориальные организации, обладают большим опытом работы.

– Об этом говорила Наталья Горбачева.

– Я считаю, что это не заслуга только одного человека, который сегодня находится на посту председателя, – это заслуга всех тех, кто и раньше это всё сохранял. Ведь она пришла не на чистое поле, а пришла как раз таки, когда всё было сохранено. Её задачей было сохранять единство территориальных организаций, приумножать и направлять свою работу на благо членов профсоюза.

– А разве Ульяна Александровна не стала зарабатывать для профсоюзов больше денег? Профсоюзная собственность есть, судя по всему, она приносит неплохой доход, и наверняка отраслевые профсоюзы должны были на себе почувствовать эти блага. Или нет?

– Я же ранее сказала, наша организация была максимально отодвинута от всех благ. Что касается заработков, у нас открыты сегодня все данные о заработных платах, а Ульяна Александровна является и депутатом областного Собрания, и все представленные данные о финансовом состоянии её, её членов семьи видны. И конечно, сегодня есть много вопросов: как? Почему сегодня отраслевые организации постепенно умирают? Почему у нас сегодня численность упала? Почему у нас пять лет назад была одна численность, через пять лет – другая? Почему сегодня Ульяна Александровна говорит о том, что численность упала в целом? Работы-то как таковой с отраслевыми организациями не проводилось. Да, она проводила работу – танцы, танцетерапию, оздоровление, но это всё было в одни ворота: она играла сама с собой, делала то, что ей нужно.

– Танцетерапия – очень интересно звучит!

Конференции – быть!

– Елена Викторовна, расскажите, как вообще будет проходить конференция? Пандемия всё-таки. Это будет онлайн-режим? Или вы всё-таки собираетесь все вместе в помещении? Вообще нет опасения, что конференция просто отменится под предлогом коронавируса?

– На сегодняшний день Федерация независимых профсоюзов допускает проведение конференций, но по определённым правилам. У нас отраслевая организация также в преддверии отчётно-выборной конференции (она будет чуть раньше, чем конференция Псковского облсовпрофа), и я надеюсь, что конференции – что наша, что облсовпрофа – достойно будут проведены в очном формате (на сегодняшний день устав нашего профсоюза не предусматривает заочные и онлайн-конференции).

– Но у вас нет опасения, что руководство облсовпрофа сейчас придумает какой-нибудь повод и скажет: «Ну не можем мы провести: вот нельзя», – и всё? И все ваши усилия по альтернативной повестке дня пойдут насмарку.

– Вы знаете, на сегодня, я считаю, та команда, которая идёт параллельно с командой  облсовпрофа,  сильная. И я считаю, что мы не должны искать повода не проводить конференции: все коллегиальные органы заканчивают свои сроки полномочий, нужны органы, которые будут работать и дальше, а для этого в любом случае необходимо проводить конференции. Я считаю, что всё должно быть хорошо.

– Всё состоится.

– Да.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...