Дновский район – родина Финиста
Город Дно Псковской области с некоторой регулярностью попадает в странные рейтинги: то в список самых смешных названий населённых пунктов угодит, то в рейтинге самых матерящихся городов засветится. Но справедливости ради отметим, что городу Дно и Дновскому району есть о чем миру поведать кроме сомнительных успехов. Например, знаете ли вы, что Дновский район может быть родиной Финиста – Ясного сокола? В 2016 году в свет вышла книга «Финист – Ясный сокол и прочие местные чудеса (фольклор Дновского района)», в которой обосновывается версия его рождения в этом районе. Редактор и составитель – Марина Карпова, а дизайн, верстку, фото книги подбирала и воплощала в жизнь редакция газеты «Дновец». Сегодня они предлагают читателям Псковского агентства информации познакомиться с деталями того исследования и проведённой работы.
Сокольницкие горки. Пожалуй, это самое таинственное и самое малоизвестное место на территории Дновского района. Именно с ним связно древнее предание о том, что в наших краях жил Финист – Ясный сокол. С одной стороны, сказка как сказка. А с другой – серьёзный посыл к изучению местных древностей.
В народ – за частушками
В 2002 году я была студенткой Новгородского университета. Мы изучали фольклор, и впереди была фольклорная практика. Каждый мог выбрать ту территорию исследования, которая была наиболее интересна. Я выбрала Дновский район.
Но, приехав домой, тут же огорчилась. Порядка десяти моих собеседников сказали: «Фольклора в Дновском районе нет. Наш район очень молодой, и ни о каких древних традициях тебе тут не расскажут». Меня это страшно удивило. Значит, в Солецком районе есть, в Старорусском есть, а у нас нет? Зачёт не будет сдан, территория не изучена? Ну уж нет, это не про меня! Что же делать? Я пошла в люди!
Каково же было моё удивление, когда местные бабули, к которым я обратилась, напели мне почти три аудиокассеты частушек! И после этого вы мне скажете, что фольклора у нас нет?
Кассеты эти с сопроводительной описательной частью я успешно сдала преподавателю, за что получила заслуженную пятёрку. А сама призадумалась… Фольклор! Ну как же нет?! И почему многие дновцы убеждены в этом?
Наверное, сказались годы советской власти, во многом сказалось отсутствие информации на эту тему, да и немного желающих изучать далёкое прошлое.
«Дновец» вдохновил на новые поиски
С 2005 года судьба связала меня с «Дновцем». Репортажи, поездки, встречи. Сколько их было! Все такие разные и такие интересные. И вот в году 2007-м, в канун Дня пожилого человека, отправились мы в Старое Село. Дороги до деревни нет, но тем важнее было попасть туда, чтобы узнать, как живут постоянные местные жители вдали от цивилизации. Зашли в дом к Антонине Васильевне Васильевой. Слово за слово, о хлебе насущном, о судьбе непростой поговорили – и тут!..
Спрашиваю Антонину Васильевну, чем деревня жила в годы её молодости, какие легенды-предания об этом населённом пункте сохранились. И выдаёт мне Антонина Васильевна историю про Финиста – Ясного сокола. Дескать, жил он в болотах за деревней. И не просто в болотах, а на горах Соколинах. Днём летал он ясным соколом, а к вечеру добрым молодцем оборачивался. И связаны с этим героем непременно истории о защите земли Русской от иноземных захватчиков.
А чуть позже эту же самую историю рассказали мне жители деревни Морино, которая расположена с другой стороны Сокольницких горок. И это уж точно говорит о том, что не сиюминутный вымысел эта история, а действительно наш местный фольклор, в котором мудрость веков и опыт поколений.
А что говорит официальная наука?
Как все мы хорошо знаем, история нашего населённого пункта как города началась в 1925 году, меньше века назад. А история района как административного центра отсчитывается с 1927 года. При этом первое известное нам упоминание населённого пункта в новгородских книгах Шелонской пятины относится к 1501 году. И чем дальше мы углубляемся в историю, тем меньше знаем.
Доподлинно известно, что на территории района расположены древние курганы и городища, которые свидетельствуют о том, что и более тысячи лет назад здесь жили люди.
Местечко Сокольницкие горки в официальных документах датируется второй половиной первого тысячелетия нашей эры. Известно, что это место упоминается в сводке Н. Ф. Окулич-Казарина. И этот факт подтверждает Анатолий Александров, непосредственный участник археологической экспедиции в Дновский район в 70-х годах XX века. А вот почему Сокольницкие и как это место связано с образом сказочного героя, никто нам уже (кроме древних преданий) и не расскажет.
Фольклорный сборник – новый шаг к изучению древностей
Так сложились обстоятельства и так соблаговолила судьба, что в 2016 году в нашем районе вышел в свет первый фольклорный сборник. Легенды, предания, былички – всё, что было известно собирателям на тот момент, объединено в книгу, появление которой стало возможным благодаря социальному проекту «Сохранение нематериального культурного наследия Дновского района как приоритет развития локальной фольклорно-этнографической культуры».
И с тех пор у меня появилась идея во что бы то ни стало посетить Сокольницкие горки. Не праздный интерес подогревал, а желание увидеть своими глазами, пожалуй, самое древнее и таинственное место в Дновском районе. Понять и прочувствовать.
Очевидно, что одному и без предварительной подготовки идти в такое болото бессмысленно. Но верно же говорят, если есть желание сделать большое и доброе дело, вся Вселенная начнёт тебе в этом помогать.
Так, в мае этого года я познакомилась с Дмитрием Новиковым, автором проекта «Непопулярная Псковщина». Оказалось, что он много раз бывал и в Дновском районе, изучал историю древних храмов, наших населённых пунктов. И именно с ним мы запланировали пеший поход в Сокольницкие горки.
Говорят, здесь было море
В путь отправились 10 октября. Доехали на автомобилях до Люты, дальше – пешком. Зерема встретила нас одинокими и заброшенными избами, но пока ещё напоминающими о своём былом величии.
Дмитрий справедливо заметил, что особенностью этой деревни являются дома, построенные по карельскому типу. При таком строении жилое и хозяйственные помещения (сеновал, свинарник, курятник и пр.) расположены одно за другим по прямой линии, зачастую они перекрыты единой двухскатной крышей.
Вход в хозяйственную часть дома может осуществляться как из жилой половины избы, так и снаружи. Жилая часть может иметь два входа-выхода и глухие без окон стены.
«Срубы домов такого типа не вполне характерны для Псковской области, – говорит Дмитрий, – и встречаются в местах проживания бывших выходцев из северных регионов нашей страны».
Вот ещё одна загадка, как эта традиция пришла в Дновский район. А мы продолжаем движение дальше, к болоту.
«В своё время, после ледникового периода (10-15 тысяч лет назад), вся Ловатско-Ильменская низменность от Ильменя до Великих Лук с севера на юг и от возвышенностей Псковщины до отрогов Валдайской возвышенности с запада на восток была большим пресноводным морем, – продолжает делиться своими мыслями Дмитрий. – Это и сейчас хорошо просматривается по картам. Потом вода ушла, и остались многочисленные озёра (Цевло, Полисто, Дубец и пр.) и болота, в том числе Рдейско-Полистовские и Сокольницкое».
Это ли не ещё одна интересная версия о том, почему у нашего города такое название? По-моему, достойно внимания.
А мы продвигаемся дальше в сторону горок. Мелкий кустарник сменяется крепким сосновым лесом, за которым болото. А там – пьянящий аромат богульника, высокие кочки, усеянные клюквой, и яркие островки с голубикой.
Так мы добрались до первой возвышенности. По ландшафту видны следы времён Великой Отечественной. Явно прослеживаются места землянок. Скорее всего, здесь в войну укрывались от врага местные жители, возможно, и партизаны.
Ещё одна ближайшая возвышенность также повреждена несколькими ямами, и трудно сказать, когда и почему они появились.
До третьей возвышенности пришлось пройти по топкому болоту. С высоты это место напоминало кольцевой ров. А с земли ничем и не впечатлило. Просто островок с лесным массивом.
Вдали сквозь ровную гладь и болотные просторы виднелись ещё как минимум три возвышенности, но короткий световой день нам не позволил до них дойти.
Возрождение как смысл жизни
Образ Финиста – один из самых архаичных образов прошлого. Я уверена, что совсем не случайно он связан с самым древним и самым таинственном местом нашего района.
Финист – воинственная птица-сокол. Это воплощение бога, стоящего на страже границ Руси. С одной стороны – непобедимый воин, а с другой – счастливый жених, посещающий в облике сокола свою возлюбленную. Многие считают, что имя Финист произошло от преобразования слова «феникс», что означает «птица, возрождающаяся из пепла».
Так или иначе, в заключение могу сказать только одно: неслучайно легенда о Финисте открылась нашим сердцам. Значит, пришло время вспомнить о былом.