0
Культура

«Подростки и ядерный гриб»: в Великолукском драмтеатре показали спектакль «Бог ездит на велосипеде»

Фото: Александр Воробьёв

В Великолукском драматическом театре состоялась премьера новой пьесы «Бог ездит на велосипеде». С режиссером Иваном Комаровым великолукские артисты познакомились в 2019 году в Театральной лаборатории в Пушкинских Горах. Знакомство продлилось в работе над новым спектаклем.

У пьесы «Бог ездит на велосипеде» молодые драматурги – Ирина Васьковская и Дарья Уткина, у премьеры — молодой постановщик и молодые исполнители, которые необычайно динамично рассказали на Малой сцене историю конфликта 14-летних подростков с окружающим их миром, с обезумевшими взрослыми, чаще напоминающими приведенных в движение роботов, нежели людей. Но, как оказалось, иногда и роботы снимают маски, и тогда обнажается их порушенный душевный мир с неосуществленными желаниями, подавленными переживаниями, массой детских комплексов, от которых не спасает даже белый чемоданчик путевой аптечки Fest, где каждый препарат заточен на то, чтобы привнести в душу пациента как можно больше праздника.

Почему же молодой человек боится остаться наедине с самим собою? Почему находится во власти страшных видений? Почему так остро встают между ним и его родными извечные проблемы «отцов и детей», которые не способны слышать друг друга? Почему?.. Этих бесконечных «почему?» в спектакле масса, а за людьми-функциями, за каждым, кто приходит в этот современный, но не такой масштабный, как в Риме, Колизей с ареной и трибунами, встает своя боль, свои недополученные от бытия ответы на вопросы. Причем все участники сценического действа вначале сидят, обездвиженные, на спортивных трибунах, словно ждут приговора. Серый вещающий ящик (телевизор?) откуда-то сверху раздает каждому свое задание.

Но способны ли они самостоятельно мыслить, все эти хипстеры с клиповым сознанием, или легче получить подсказку от холеного психолога в лиловых лаковых туфлях (Сергей Тихомиров)? Что же знает об одиночестве и несовершенстве мира девочка Наташа (Екатерина Кудаева) с иссиня- черными губами и глазами, покрытыми очками, как у слабовидящих, больше подражающая «готам», нежели таковой являющаяся? А девочка-«праздник» Света (Дарья Корнева), создавшая для общения с окружающим миром особый язык из русско-английских слов? Или нагловатый Макаров (Михаил Морозов), который и дружить-то не умеет? Способны ли на поступок родители интроверта и умницы Кирилла (Вячеслав Меркурьев), которого сверстники регулярно оскорбляют, высмеивают, а он беспомощен перед одним только — ночным кошмаром, который не дает ему заснуть?

Фото: Александр Воробьёв

Но вот люди оживают, трибуны приходят в движение, подростки садятся на карусели, но кружатся они, сидя не на лошадках или в каких-нибудь причудливых раковинах. Нет, под ними – орудия, имитирующие бомбы замедленного действия, по-видимому, с ядерным зарядом, поскольку в центре детских каруселей, надо думать, не случайно помещен миниатюрный гриб, очень напоминающий тот, что поднялся в 1945-м над Хиросимой и Нагасаки. Образный ряд в спектакле Ивана Комарова не перестает удивлять на протяжении всего сценического времени. В нем есть и кладбище, куда ходит для бесед с душой умершего брата (Алексей Иващенко) Наташа, куда приведет она и утонченного интроверта Кирилла. Там не только услышит она от молодого человека с крыльями, вырезанными из автомобильных покрышек: «Бог ездит на велосипеде», там умягчится ее совсем не грубое сердце, и без всяких лекарств и психоанализа у Кирилла исчезнет страх перед отсутствием доступа к интернету, целый комплект фобий, завязанных на системе сетевого мышления вообще.

Впрочем, этот замечательный спектакль не только об одиночестве подростков, чей внутренний мир оказывается невостребованным и в который бесцеремонно врывается информационная нарезка из чужих представлений с их банальным и непогрешимым – «быть как все». Как все, шагать по карьерной лестнице, как все, покупать определенную марку автомобиля, как все, глотать пилюли от плохого настроения, как все, получать от жизни только удовольствие... Этот спектакль, конечно же, и о тех, кто калечит души собственных детей. Реактивную мать Кирилла, женщину, явно не доигравшую какую-то роль в далеком детстве, с большой долей гротеска подает Людмила Бортко. На все случаи жизни у нее один ответ – белый чемоданчик с заветным словом Fest, а это значит, что все обречено на праздник, и никаких кошмаров!

Точно так же и отец Кирилла, этакий отечественный супермен, хоть и с привкусом трагифарса, который не станет изливать душу перед каждым встречным, ибо привык носить маску героя, быть для сына, не оправдывающего его надежд, примером и... самым большим страхом. Максиму Лачкову удалось сложить этот образ крепко и убедительно, и вышел он у него таким реалистичным!

Фото: Александр Воробьёв

Реалистичны, ибо взывают к сочувствию, и другие герои поколения, трагически зависшего в айфонах и смартфонах, – Наташа и Кирилл, Света и Макаров. Как будто они только что ворвались в театральный зал с вечерних великолукских улиц, на которых им вдруг стало неуютно. Вот под звуки музыки, среди мелькающих бликов, они кружатся, взбираются на трибуны или на карусель... Кто-то спросит, а при чем здесь Бог, который ездит на велосипеде? А все довольно просто. Только тот, кто найдет мир с самим собою и обретет душевную гармонию, сможет почувствовать себя счастливым и катаясь на велосипеде! Разве не человеку дано знание о том, как Господь творил мир? Неужели же и он не сотворит свое маленькое и простое человеческое счастье? У брата Наташи не получилось, но он подсказал спасительные ориентиры другим.

 

Людмила Скатова, «Великолукская правда. Новости». 

Версия для печати

Ходите ли вы в театр?

Проголосовать >>>


Идет загрузка...