«Поцелуй» Юпитера и Сатурна, душ из метеоритов и Холодное полнолуние: что можно увидеть на звёздном небе в декабре

Фото Петра Митрофанова

Пока не верится, но 2020-й заканчивается. Впереди последний месяц года, первый месяц зимы. В декабрьские ночи нам обещают мороз до минус 15 градусов, а значит, небо будет ясным и прозрачным. Одеваемся теплее, берём телескоп (друга с телескопом), бинокль и отправляемся за город смотреть на звёзды. Псковское агентство информации подготовило краткий календарь с главными небесными событиями декабря.

В декабре утреннее небо по-прежнему украшает яркая Венера, которая с августа довольно быстро приближается к Солнцу. В конце декабря она будет видна низко над горизонтом не более часа до рассвета, затем с Венерой придётся расстаться до апреля.

В начале месяца пару Венере ещё составляет Меркурий. Но с 20 декабря найти его в лучах зари низко над горизонтом будет сложно.

На покрытии Венеры серпом старой Луны 12 декабря останавливаться не будем, потому что увидеть это явление смогут только жители Дальнего Востока.

Ранним утром 14 декабря ожидается пик мощнейшего метеорного потока Геминиды. За час земную атмосферу попытаются преодолеть не менее 150 падающих звёзд. Можно вполне рассчитывать на очень яркие метеоры - болиды. Луна наблюдениям не помешает.

Геминиды. Фото Петра Митрофанова

Этот звездопад открыт относительно недавно, впервые его наблюдали в Англии и США в 1862 году. В отличие от большинства других метеорных потоков, прародителем Геминид является не комета, а объект, открытый в 1983 году с помощью инфракрасного космического телескопа и названный 3200 Фаэтон (3200 Phaethon). Астрономы относят Фаэтон к промежуточным объектам, которые представляют собой нечто среднее между астероидами и кометами.

Поток Геминид летит не навстречу Земле, а догоняет её, потому скорость метеоров невысокая (около 35 км/с). Если ночное небо будет чистым, разглядеть точно успеете.

На 14 декабря небесная канцелярия запланировала и полное солнечное затмение. Узкая полоса максимальной фазы протянется по территории Чили и Аргентины. Частные фазы затмения будут видны в Южной Америке, Полинезии, Антарктиде и Африке. Но мы в России, поэтому визуализацию хода затмения для вашей местности можно увидеть с помощью ресурса Time&Date (нужно кликнуть левой кнопкой мыши на карту).

21 декабря после захода Солнца Юпитер и Сатурн подойдут на минимально близкое расстояние. С 16 по 25 декабря видимое расстояние между газовыми гигантами составит одну пятую диаметра полной Луны, что будет выглядеть как двойная планета. Это астрономическое явление носит название Великого соединения Юпитера и Сатурна.

Так будет выглядеть соединение Сатурна и Юпитера. Картинка из группы "Вконтакте" AstroAlert

Соединения между двумя планетами происходят примерно раз в 20 лет, однако настолько близко они подходят друг к другу ещё реже. Последний раз подобное сближение происходило на рассвете 4 марта 1226 года.

Наилучшие условия для наблюдения – у жителей экватора, однако, если позволит погода, это явление будет доступно и для России. Планеты будут появляться в западной части неба примерно через час после заката. Чем севернее находится наблюдатель, тем меньше времени у него будет, прежде чем планеты опустятся за горизонт. Однако Юпитер и Сатурн достаточно яркие для того, чтобы их можно было разглядеть в сумерках. В следующий раз близкое соединение планет наступит 15 марта 2080 года, а затем в 2400 году.

17 декабря ниже этой пары будет находиться тонкий серп растущей Луны.

Четыре века назад, 17 декабря 1603 года, Иоганн Кеплер тоже наблюдал близость Юпитера и Сатурна. Под впечатлением от этого события он пришел к мысли, что видимое соединение планет как раз и могло быть той самой загадочной Вифлеемской звездой, описанной в Евангелии. Расчёты показали, что в VI и VII годах до нашей эры, примерно в то время, когда родился Христос, подобное визуальное сближение планет-гигантов происходило трижды.

На 22 декабря придётся максимум активности метеорного потока Урсиды. За час, как правило, можно рассмотреть до 10 метеоров. Растущая Луна в фазе, близкой к первой четверти, не помешает наблюдениям.

Радиант (область небесной сферы, кажущаяся источником метеоров) метеорного потока Урсиды

Урсиды обнаружены в начале XX века. После этого их наблюдали случайно, а первые плановые наблюдения потока начались в 1945 году, тогда удалось зарегистрировать до 120 метеоров в час. Дальнейшие наблюдения позволили установить связь Урсид с кометой Туттля.

По скорости пролёта метеоров звездопад Урсиды схож с Геминидами, но по яркости и частоте его метеоры значительно слабее. Скорость метеоров Урсид около 32 км/с.

Болид из метеорного потока Урсиды. Фото с сайта earthsky.org

Урсиды – самый северный метеорный поток, и наблюдать его возможно только из Северного полушария в течение всей ночи над северным горизонтом, так как радиант (область вылета метеоров) находится недалеко от Северного полюса, в созвездии Малая Медведица (Ursa Minor – лат.), по которому и назван поток. Для наблюдателей из Южного полушария Урсиды не видны.

30 декабря – полнолуние. Декабрьская полная Луна носит название Холодного полнолуния или полнолуния Длинной ночи. Зимняя полная Луна очень высоко светит на небе, в противоположность низкому расположению Солнца над горизонтом днём, поэтому полная Луна ночью находится более длительное время над горизонтом зимой, чем летом.

Ольга Машкарина