Анна Кузыченко – о перспективах псковской образовательной сферы: Теперь есть возможность поддерживать молодых специалистов

В преддверии новогодних праздников ведущий проекта ПАИ-live Александр Машкарин поговорил с начальником управления образования администрации Пскова Анной Кузыченко об итогах уходящего года и планах на будущий: насколько успешными были выпускники в сложном 2020 году, сколько школ построят в городе, будет ли продлено дистанционное обучение и отменят ли ЕГЭ.

47 студентов

– Мы начинаем подводить потихонечку итоги года. Но сперва спрошу про неделю дистанционного обучения: как она прошла в псковских школах?

– Хорошо. Честно говоря, мы рады, что это всего лишь неделя дистанционного обучения, потому что наступила она неожиданно, но вполне обоснованно. Мы знаем два основных постулата поправок в указ губернатора, когда дети старшей школы, с 5-го по 11-й класс, должны были обучаться исключительно с помощью дистанционных технологий, а дети начальной школы, с 1-го по 4-й класс, получили право выбора. Если родитель согласен и готов обучаться дистанционно, он получает такую возможность. Но если родитель понимает, что ребёнок не сможет самостоятельно находиться дома или подключиться к онлайн-платформе и проводить уроки совместно со своим классом, то есть возможность привести детей в дежурные классы на базе школ. И эта возможность была очень востребована у родителей: мы по сравнению с весной увидели достаточно большой всплеск этой потребности, активности, когда ученики учебных классов пришли в школы и были в дежурных классах.

– Говорят, что неделя дистанционного обучения была для того, чтобы дети не приносили коронавирус из школы домой, но почему-то все забывают о том, что внутри школы находится ещё педагогический коллектив, учителя. Как там обстоит дело с пандемией?

– Я благодарна вам за то, что вы выводите такой угол подачи информации о наших учителях. Действительно, усиленно массируется слух о том, что ребёнок бессимптомно получает, распространяет, переносит и несёт вирусы домой, заболевают взрослые, старшее поколение, бабушки и дедушки. Но никто сегодня не помнит, наверное, о том, что с сентября месяца в режиме нон-стоп работают наши педагоги, у которых средний возраст тоже 55-65 лет. И они остались на передовой.

Мы не закрыли ни одну образовательную организацию с сентября по декабрь, нигде не приостановили в полном объёме образовательный процесс, хотя, по сухим цифрам статистки разных видов заболеваний, на сегодняшний день 25 % педагогов находятся на больничных. Тем не менее руководители школ нашли возможность прикрыть эти вакансии, заместить, вывести где-то в дистанционную форму обучения, где-то пригласить студентов Псковского государственного университета. Это отдельная тема для разговоров и гордости, потому что Псков в этом году стал своеобразным пилотным проектом создания кадрового резерва на базе ПсковГУ. И здесь нужно сказать слова благодарности и Наталье Ильиной, и Ольге Серовой, проректору, которые лично постоянно контактировали с управлением образования, с руководителями школ, налаживая востребованную и перспективную систему кадрового резерва. 47 студентов, пройдя тесты на ковид, вышли в наши школы, встали у доски и учили наших детей, когда педагоги задыхались от того, что нужно было уходить на больничные листы.

– Получилось?

– Получилось.

– 47 студентов полностью закрыли потребность в открытых вакансиях?

– Нет, к сожалению. Было порядка 120 вакансий, но здесь есть объективная причина, и она не зависит ни от управления образования, ни от ПсковГУ – это тестирование на ковид. И то ПсковГУ получил квоту: три студента ежедневно могли пройти тестирование. Но, к сожалению, этого было недостаточно в условиях возрастания заболеваемости, механизм тестирования не позволил полностью закрыть необходимые вакансии.

«Кто не работает – тот не ошибается»

– Все ли школы справлялись с дистанционным обучением?

– Говорить «да, все» или «нет, не все» невозможно на сегодняшний день. Справлялись лучше, чем весной, мы стали более готовы с технической точки зрения: многие школы летом закупили веб-камеры на компьютеры педагогов в кабинетах, поменяли, многие усилили интернет. Мы оснастили каждую школу центром образовательной среды (так называемые ЦОС в рамках нацпроекта). Сегодня в городе в каждой школе есть своеобразный микромир, кабинет информатики, в котором есть интерактивная доска, сильные, хорошие компьютеры, ноутбуки. В то же время летом все педагоги прошли обучение по работе с различными онлайн-платформами. Поэтому сегодня мы готовы значительно лучше, и, конечно, работа на этой неделе прошла намного лучше для 5–11-х классов, потому что педагоги были на местах.

Если мы вспомним весну, был объективный фактор: педагоги в соответствии с указом губернатора тоже были дома. И вот здесь очень серьезный нюанс технической неготовности домашней компьютерной техники. Сегодня – нет: педагоги приходили в школу, кто-то непосредственно вел уроки онлайн. Есть примеры, когда педагоги записывали видеоролик, рассказывали про решения или разбор и отправляли детям уже непосредственно таким образом. Вариантов масса. Не скажу, что эта неделя была идеальной. Но она была лучше, чем весной. Она была короткой, слава богу. Мы будем продолжать работать в этом направлении, но всегда говорим, что дистанционное образование – это вынужденная мера. Она встраивается в нашу обычную жизнь, когда ребенок лицом к лицу к учителю, когда учитель рядом с доской, с детьми, и дистант – это всего лишь помощь при очной форме обучения, и не более того.

– Были ли во время дистанционной недели какие-нибудь сбои?

– Сбои были и будут всегда, если работают люди: кто не работает – тот не ошибается. Поэтому сбои были, они известны в нашем муниципалитете, так как прошли через средства массовой информации. Есть точечные не совсем верные трактовки указа губернатора: наши педагоги из лучших побуждений в своей педагогической активности иногда неправильно трактуют указ губернатора, слишком настойчиво приглашали детей исправить, изменить, получить оценки и т. д. Но я, с одной стороны, не оправдываю, а с другой стороны, оправдываю своих педагогов, потому что слишком много детей и педагогов находились с сентября по декабрь на карантине, дистанционном обучении, на карантинах по ОРВИ, когда целый класс две недели не учился. И конечно, наш педагогический состав привык, чтобы накопление оценок было значительным.

– В общем, в этом полугодии сложилось так: то учителя болеют, то ученики болеют, в итоге оценок с гулькин нос.

– Совершенно верно. Я бы не говорила, что поголовно с гулькин нос. Просто где-то действительно не хватало, и педагоги, уверена, из лучших побуждений, чтобы дать возможность ребенку доказать, что тот действительно идет на пятерку, на четверку, что он может, способен, приглашали его на консультации в школы и в очном режиме пытались устранить какие-то шероховатости. Все это стало известно буквально в начале недели, в первые же дни, и мы приняли все меры. Со вторника нормализовался обычный штатный рабочий режим в соответствии с указом губернатора. Со всеми руководителями образовательных организаций мы в постоянном контакте. Когда были выявлены такие случаи, мы все проговорили конкретно с каждым учителем по поводу каждого класса. Если бы мы закрылись, ушли и молчали, тогда бы не было никаких возможностей ошибки. Были ситуации, когда родители звонили в приемную. Мы точечно работаем, у меня есть список телефонов родителей, с кем мы в контакте. В понедельник, среду, пятницу, то есть через день, узнавали, как меняется ситуация, все ли устраивает, все ли было благополучно.

– То есть у вас есть своя референтная группа среди родителей?

– Она мобильно формируется каждый раз в соответствии с какими-то новыми обстоятельствами.

– Это жалобщики, прямо скажем?

– Я не называю их жалобщиками. Это родители с активной гражданской позицией.

Маски с вышивкой

– По вашим прогнозам, после новогодних каникул школы выйдут в очный режим работы? Или все-таки ситуация будет складываться таким образом, что школьникам придется остаться в дистанционном режиме?

– Я переформулирую. Мы готовы и хотим выйти в очном режиме. И то, что неделю учимся в дистанционном формате, и то, что у нас ранние зимние каникулы, – мы делаем максимально возможное для того, чтобы с 10 января всем вернуться в школы, в учреждения дополнительного образования в очном режиме. Педагогическая система города Пскова настроена работать очно. Мы любим и признаем прекрасной и эффективной систему работы в очном формате. Думаю, от нас всех зависит, выйдем мы 11 января или 25 января.

Мы с вами тоже сейчас находимся на соцдистанции и стараемся её везде соблюдать, когда выходим в коридор нашего учреждения, надеваем маску. Элементарные простые требования и правила, которые на самом деле уже встроились в обыденность. Дети, школьники адаптируются очень быстро к ограничениям, требованиям, к ношению СИЗ, к дезинфекции рук, к термометрии. И если в сентябре это было несколько сумбурно, то уже со второй половины сентября и сегодня наши дети абсолютно спокойно разговаривают, используют терминологию «ты ковидишь». У них в старших классах целый набор масок, аксессуаров у девочек, которые выделяют в их микросреде, и т. д. и т. п. У них свои антисептики, все в специальных бутылочках, спреях.

– Сами надевают маски, сами их вышивают, и, чувствую, на уроках химии скоро будут делать не лабораторные работы, а антисептики.

– Это же тоже практическая работа и, слава богу, мотивирует, интересна. Наши дети вписались в новые условия реальности: они есть, от них нельзя закрыться. Чем больше и лучше мы сейчас будем это соблюдать, тем быстрее вернемся к обыденной жизни.

Достойные результаты

– Давайте поговорим про одиннадцатиклассников.

– Давайте.

– Весной, когда была первая волна, всех беспокоило, как они закончат этот учебный год, как потом будут сдавать ЕГЭ, поступать. Естественно, такие же вопросы возникают и в этот раз. Учебный год полностью будет проходить под знаком коронавируса. Все отдают себе отчёт, что весной ситуация, скорее всего, едва ли закончится, и бедные одиннадцатиклассники, как и их родители, с ужасом ждут ЕГЭ. Ваш прогноз: как в этом году будет проходить ЕГЭ? Будут ли какие-то послабления?

– Я не сторонник делать прогнозы. Мы можем видеть как на федеральном, так и на нашем региональном уровне, что ситуация теперь может меняться в корне.

– Живём одним днём.

– Совершенно верно. Поэтому нужно просто настраиваться, искать плюсы в это ситуации. У нынешних одиннадцатиклассников колоссальный плюс. Когда все началось прошлой весной, они вживую видели ситуацию стресса у прошлых одиннадцатиклассников. Они видели, как все поменялось за одно воскресенье, когда закрыли школы, и закрыли надолго, на три месяца: мы вышли только к экзаменам. Они видели, как сдвинулись сроки сдачи ЕГЭ, поменялась система поступления в вузы, перешла в онлайн-формат и т. д. Поэтому прошлые одиннадцатиклассники были в состоянии стресса нон-стоп. В этом году да, нашим детям тяжело. Это смена привычного формата. Но они психологически уже более подготовлены к новым условиям. Даже если мы говорим про выпуск этого года, несмотря на то что они весной три месяца были на специфичном, смешанном формате самообучения, дистанционного обучения, и на то, что у них ЕГЭ ушел с июня на июль с августом, мы отмечаем, что результаты ЕГЭ были достойные. И та система и нововведения, когда ЕГЭ сдавали только те ученики, которые планируют поступать в вузы, дала положительный результат.

– Сколько процентов таких было?

– Кто сдавал? Число не изменилось практически. Это количество детей осталось на уровне, просто отсеялись те, кто ушел в СПО. Вот в СПО в этом году намного больше. Если в прошлом году это было порядка 100 человек, в этом году в СПО ушло почти 400 детей.

– Ну вот беда помогла насытить средние профессиональные образовательные учреждения.

– Да, рынок перенасыщен специалистами высшего образования, рабочие профессии не востребованы. В этом году еще мы увидели, что на 100 человек увеличилось количество наших выпускников, которые поступили в ПсковГУ. То есть дети остались здесь в силу разных обстоятельств. Очень многие побоялись и пандемии, и жизни в новом городе в новых условиях, родители приняли решение совместно с детьми, и дети выбрали ПсковГУ. Возможно, в том числе потому, что там произошла переквалификация, перенаправление форм обучения.

Мы в этом году получили большее количество детей, которые сдали ЕГЭ на 100 баллов: число стобалльников в этом году увеличилось на пять человек. Это хорошая цифра. Результаты ЕГЭ по предметам, как русский язык, обществознание, иностранный, стали выше: дети показали лучший результат. Ну и вообще, если говорить в целом, город Псков показал и стабильно показывает лучший результат ЕГЭ по нашему региону. Мы эту марку держали, держим и будем держать, несмотря на все новые формы обучения.

Что касается этого года, разговоры идут разные, постоянно меняются, но мы знаем одно: ЕГЭ будет, и к нему надо готовиться, неважно, учимся ли дистанционно, смешанно или в очной форме. Ситуация прошлого года всем показала, что, несмотря на внезапный локдаун, ЕГЭ осталось, поэтому надеяться на то, что ЕГЭ отменят, думаю, пока не приходится. Тот, кто мотивирован, пусть продолжает готовиться, учиться, чтобы сдавать ЕГЭ и поступать в вуз выбранной направленности.

Классы вместо бассейна

– В Пскове будут строиться ещё две новые школы. Каким образом выбирались места, где они будут построены, и почему одна школа большая, на 800 мест, а вторая поменьше, на 500 мест. Как определяется, сколько должно быть учеников в новых школах? И, насколько я помню, в свое время были вопросы у жителей микрорайона на Юбилейной, где собирались строить новую школу. Сняты ли эти вопросы или, может быть, просто поменялось место будущей стройки?

– Две школы действительно будут. Есть подтверждающие документы, и слава богу, что это свершилось, мы к этому долго шли: сады строили, школа тоже была нужна. К сожалению не все определяется здесь, на месте. Иногда цифры определяются федеральной программой и, что самое главное, местностью, локацией. Мы с вами не первый год живем в нашем городе, видим жилой застройки и т. д. и понимаем, что свободных мест и хороших площадок для того, чтобы построить полноценную образовательную организацию с соблюдением всех требований, уже практически не осталось.

И как бы нас ни ругали в 2016 году, когда началась стройка Псковской инженерно-лингвистической гимназии в деревне Борисовичи Псковского района, мы всегда всем стойко объясняли, что это не потому, что нам так захотелось, а потому, что для большой школы, которая должна иметь полноценный стадион, полноценную территорию вокруг, невозможно было найти место в Пскове.

Сейчас такая ситуация, когда не нужно одной большой школы, потому что её чисто технически не привязать к микрорайону. Наверное, проще будет перераспределить детей в микрорайонах, если школ будет две. Одна школа на 825 мест будет как раз в пресловутом микрорайоне, связанном с улицей Юбилейной. Проект согласован. Эта школа появится на Юбилейной между школой № 19 и территорией бывшего кафе «Купол». Также её надо тоже поставить и привязать в микрорайоне с соблюдением всех норм и требований к освещенности, к безопасности, к безопасности дорожного движения и т. д. И вторая школа, на 500 с небольшим мест, появится, вероятнее всего, тоже в деревне Борисовичи. Туда уходит застройка, и мы видим, что там тоже большая потребность. С 2017 года работает инженерно-лингвистическая гимназия, рассчитанная на 1350 мест, на сегодня там уже учится 1500 человек, и туда постоянно идут заявления от жителей близлежащего микрорайона. Мы не всегда можем удовлетворить этот спрос, поэтому школа там тоже нужна. Небольшая школа, тоже достаточно хорошая и компактная, судя по проекту, будет в том микрорайоне.

– Что интересного, на ваш взгляд, в этих проектах? Бассейны, спортзалы?

– Вы знаете, не до бассейнов, честно скажу, потому что нам нужно посадить детей. Учитывая очень сложную локацию в городе, где мы не можем построить большую школу с большим стадионом, бассейном. Для того чтобы отдавать под бассейн площади, на которых могут быть кабинеты, классы для детей, сейчас не то время. Смысл будет в оснащенности этих школ современным, соответствующим требованиям оборудованием и в материально-технической базе с точки зрения развивающей среды. И конечно, концептуальная идея школ тоже будет новая и современная. Созданы рабочие группы, которые согласовывают проект, начинку и прекрасно понимают, какая в дальнейшем будет концепция каждой школы. Эта работа ведется, и я думаю, что это будут хорошие школы, они будут интересные и востребованные в городе.

Мы говорили об этом с Александром Братчиковым [глава администрации Пскова. – ПАИ], Александром Коноваловым [заместитель главы администрации Пскова. – ПАИ] – это два руководителя, которые настолько прониклись образованием, социальной сферой, что очень четко понимают, в каком саду какое направление и какая концепция будет в новых строящихся школах. Мы им очень благодарны за абсолютно неформальный подход: они выезжают, разговаривают с будущей заведующей, с будущим директором.

– Уже есть кандидаты?

– У нас хороший кадровый резерв в рядах наших школ. Мы видим, где есть заместители директоров, молодые педагоги, которые готовы расти.

– У вас есть кандидаты в директора?

– Конечно. Это те люди, которые сегодня, на стадии проектирования, начнут жить с этим проектом. И именно такие люди всегда потом и выводят все это в настоящий, не мертворожденный проект: он будет живой, интересный и действительно востребованный в нашем городе в соответствии с новыми реалиями.

Жильё за 500 рублей

– Каждый раз, когда в Пскове появляется новое соцучреждение, возникает кадровый вопрос. Несмотря на то, что вы постоянно говорите про кадровый резерв, он не так велик, и все учителя уже имеющихся школ начинают переживать: сейчас новые школы построят, хороших учителей туда переманят, а мы опять будем их искать и не находить. Как с этим обстоит дело? Формируются ли заранее педагогические коллективы будущих школ?

– Мы понимаем, что кадровый резерв – это не ежеминутное дело. Это годами сформированная база, годами сформированные коллектив. Когда я столкнулась с муниципальной системой образования в 2015 году, то поняла, что кадрового запаса практически нет. Есть формализованный кадровый резерв, который неизменен каждый год и у которого нет роста. И когда мы видим его, то понимаем, что люди уже по 5-10 лет вроде бы в кадровом резерве, но движения нет, они уже перегорели.

Чем примечательной еще была система образования города? Тем, что все на себе держали столпы нашего образования, как раз те, кому 55-65 лет. Они умели закрыть сразу несколько направлений – я говорю и про образовательную часть, и про воспитательную. И мы понимали, что каждый год приходит порядка 60 молодых специалистов, выпускников, но из них хотя бы три года отработать в школах готово порядка 40 человек, т. е. 20 человек после первого года в основном уходили, говорили: «Нет, мы пойдем к вам на вольные хлеба – там легче, проще, комфортнее и оплачиваемее».

Мы потихоньку стали работать в этом направлении. Этот год стал знаменательным: мы объявляли, что с 2021 года муниципальная система образования будет поддерживать возможность прихода молодых специалистов в школы и дошкольные учреждения. Александр Братчиков очень оперативно отреагировал, и на сегодняшний день у нас есть возможность поддержать молодых специалистов, которые мотивированы, заинтересованы работать в нашей системе, предоставлением им служебной жилплощади. Это не отдельные квартиры, но это возможность: у вас будет свое жилье за 500 рублей в месяц, и вы будете работать в школе, понимая, что вам не нужно практически половину зарплаты, большую часть, платить за аренду жилья.

– Комнаты в общежитии?

– Комнаты в общежитии блочного типа либо трех-четырехкомнатные квартиры в новых домах на улицах Юбилейной, Технической, где каждая комната предоставляется отдельному специалисту.

– Маленькие педагогические коллективы в отдельно взятой квартире.

– Может быть. Уже есть два примера, когда у нас в двух-трехкомнатных квартирах проживают наши специалисты: они довольны, успешны.

– Я думал, сейчас Анна Сергеевна скажет: «У нас есть примеры, когда проживают, а потом женятся».

– Мы не отслеживаем персонально судьбы наших педагогов, но возможно и такое, дай бог. Потому что все они молодые, приходят из университета. Но это позволяет нам сегодня говорить о том, что мы можем добавлять новых специалистов, что они будут оставаться в школах и они заинтересованы в школьной, в дошкольной жизни. Поэтому формировать коллективы в новых школах будет чуть проще. Пока мы построим две школы, как раз придут новые молодые специалисты, которые в нашем университете сейчас уже обучаются по целевому договору. В этом году уже пять человек подписали целевые договоры на обучение в ПсковГУ, они к нам вернутся. И мы их будем очень ждать. Благо сегодня профстандарт и требования позволяют студентам старших курсов преподавать в школы. Мы видим многие школы, которые берут наших выпускников: они ведут уроки успешно, где-то по-разному, но мы работаем над этим, это все рабочие моменты.

Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...