Александр Коновалов – об итогах реализации проектов в 2020 году: Такого количества строек Псков не видел давно
В эфире ПАИ-live заместитель главы администрации Пскова Александр Коновалов подвёл итоги уходящего года и рассказал о том, сколько образовательных и спортивных объектов было построено, почему общественная приёмка становится приоритетной, в каких сферах бизнес сотрудничает с властью и как реализуются нацпроекты в Пскове.
Справились без ленточек
– Могли бы выделить наиболее значимые события года?
– Наверно, наиболее значимое событие текущего года – это всё-таки пандемия и отпечатки, которые она наложила на всё: на образовательный процесс, на строительство, на то, как реализуются программы. Это, наверно, смогло нас мобилизовать. Если смотреть на уходящий год по блокам, то самое важное – это большое количество инфраструктурных проектов, которые в первую очередь касались социальной сферы. Такого количества детских садов, мест, которые вводятся в эксплуатацию за последние несколько лет, город Псков не видел очень давно.
– Сколько их будет в этом году и сколько новых появится?
– Если в прошлом году мы построили два садика на 270 мест, ровно такое же количество мест мы дополнительно открыли в наших учреждениях, то есть на каждые полтысячи мы вводим свои полтысячи мест. Это условие федеральной программы национального проекта «Демография». Соответственно, в этом году мы заканчиваем строительство садика на 140 мест, закончили строительство пристройки на 80 мест, ранее мы также пристройку на 80 мест сдали.
Самое ощутимое, наверно, – это ясельные группы. Если говорить про очередь деток с 3 до 7 лет, там в последние годы ситуация стала получше. А вот с яслями была беда, ведь на весь город ещё несколько лет назад было всего несколько групп и количество воспитанников, которые могли там обучаться, было, наверно, 20-30. Это оказалось очень востребованным. Время непростое, молодые мамы до полутора лет воспитывают деток, а потом жизнь заставляет их идти работать, и дополнительные места – это хорошее подспорье для этих семей. И у нас задача – эту историю развивать и далее. Выгоднее строить ясельные пристройки к дошкольным учреждениям, нежели крупные сады. Наверно, наличие строек в системе образования – это главное достижение.
– Не только строительство, но и ремонты.
– Всё верно. Есть череда объектов, которые мы «откапиталили». Музыкальная школа стала «музеем». Это очень хорошее, высокого уровня учреждение с традициями, и теперь оно прекрасно выглядит снаружи и внутри – всё сделано для того, чтоб талант развивался. И наверно, говоря о тех ремонтах, которые мы смогли сделать в уходящем году, надо сказать о том, что в части ремонтов в системе образования есть планы и на следующий год.
В следующем году мы рассчитываем капитально отремонтировать Псковский технический лицей. Он как бельмо в глазу в центре города, кирпичи сыплются с фасада. Сейчас заканчивается проектирование, уже в первом квартале следующего года мы расторгуемся, даст бог, с первого раза найдётся подрядная организация, и мы сможем приступить к этой большой, кропотливой работе. Это действительно серьёзная работа, потому что, помимо строительной отрасли, помимо технического надзора, который осуществляют подведомственные администрации учреждения и управления, это ещё и работа управления образования, которое также непосредственно участвует в этом процессе. Мы взяли за правило руководителя учреждения, будь то садик или школа, подключать к вопросам оснащения, ремонта на самой ранней стадии, чтобы руководитель отрабатывал с генеральным подрядчиком все нюансы. Ведь ему там работать, его подчинённым с этим жить, и не всегда у нас хватает компетенции и времени, чтобы найти время разрулить все вопросы, вникнуть в проблематику.
– Во многом это общий подход городской администрации. Депутаты в интервью часто отмечают, что сейчас люди гораздо больше задействованы в этих процессах и от высказывания жалоб перешли к участию в формировании заказа и в его контролировании.
– Всё верно. Вы, может быть, заметили, что за прошедшие года полтора при большом объёме произведённых работ мы практически ушли от перерезания ленточек. У нас общественная приёмка: мы приглашаем людей поучаствовать в этом процессе, оценить, принять, дать комментарии. Такая же общественная работа проводится на каждом объекте, если не на начальной стадии, то в ходе его реализации.
– Не менее глобальные стройки и в спорте. Сейчас два стадиона находятся на реконструкции: «Машиностроитель» почти завершён, «747» в начале пути. Можете об этом рассказать?
– Да, действительно, «Машиностроитель» – это ключевой спортивный объект, но я не определял бы спортобъекты как исключительно спортивные. Я бы ещё добавил и объекты образования, потому что это важнее. Человек должен иметь в первую очередь доступные условия для занятий физической культурой – школьный стадион может быть панацеей. И это правильно, чтобы при школах, особенно тысячниках, были современные, хорошие, качественные школьные стадионы. Эти стадионы последний раз строились в 2009–2010 годах. С большим перерывом в муниципалитете вновь начали возводиться спортивные объекты фактически на месте (при школе № 47, лицее № 19).
– Воркаут-площадки из той же серии?
– Огромное количество и разных форм.
– Они в первую очередь для тех, кто ориентирован больше на своё здоровье, нежели на зрелища.
– Да, всё верно. В центре города столько времени своим видом удручал людей стадион «Машиностроитель». Сейчас работы практически завершены. Ещё не все планы сбылись, потому что всё-таки реконструкция «Машиностроителя» – это большой проект, который состоит из двух очередей. Но если мы говорим о первой очереди, бюджетные лимиты которой были подтверждены, здесь уже высокая строительная готовность. Фактически специалисты технического надзора сейчас занимаются тем, что принимают объёмы выполненных работ, где-то корректируют документацию, то есть готовят объект к приёмке.
– Там же глобальные изменения: стадион поменял и свои контуры, и все параметры – от безопасности до зрелищности. Там мало что от прошлого стадиона остаётся, кроме размера территории.
– Всё верно. И если раньше трибуны были разваливающимися помещениями с плесенью, туда деток страшно было пускать, то теперь это две огромные трибуны, в которых колоссальное количество помещений для разных видов спорта. Сейчас как раз монтируется оборудование.
– Крыша, чего не было никогда.
– Да, козырёк. Футбольная инфраструктура подтянулась, а помимо неё – инфраструктура велоклуба, секций танцевальных, фехтования, единоборства тоже получат свои площади. Наверно, совсем скоро сможем приоткрыть завесу и показать, что там есть. Мы уже анонсировали большой подтрибунный легкоатлетический манеж, а лёгкая атлетика в городе Пскове с большими традициями. Надеюсь, что в ближайшие несколько лет это будет серьёзной базой для спортивных достижений.
Свидетельство доверия
– Есть ли какие-то изменения, связанные с пандемией, какие-то глобальные общероссийские сдвиги?
– У нас более приземлённая работа. Мы живём на те бюджетные ассигнования, те лимиты, которые есть, исходя из тех национальных приоритетов, проектов, которые реализуются на федеральном уровне. Слава богу, благодаря пандемии (или вопреки) не свернулся ни один национальный проект. Все объёмы финансирования, которые должны были бы прийти из федерального центра, пришли. Мы свои обязательства стараемся исполнять, и, наверно, у региональных властей не столь много вопросов к нам в этой части. И это касается не только социальной сферы. Есть управление городского хозяйства, которое реализует множество проектов благоустройства города, это тоже очень важно. Подчеркну, во всех этих сферах финансирование не срывалось, мы получали дополнительные средства и финансовую, исполнительную дисциплину старались держать на высоком уровне.
– Как бы вы охарактеризовали сложившиеся отношения, с одной стороны, с областной властью, с федеральным уровнем и, с другой стороны, с нашими законодателями, с депутатами? Удаётся ли находить взаимопонимание, общий язык?
– С региональной властью у нас полное понимание, и зачастую даже бывает, что сама региональная власть подсказывает муниципалитетам, где ещё дополнительно можно какие-то ресурсы использовать. При поддержке региональных властей, помимо федеральных средств, которые мы получаем, мы ещё стали реализовывать те проекты, которые напрямую не относятся к федеральному финансированию, а имеют грантовую составляющую участия в проектах каких-то некоммерческих фондов и пр. Это открыло дополнительные внебюджетные возможности.
Яркий пример сотрудничества – Зелёный театр. Получив региональное финансирование на Зелёный театр, мы нашли ещё и спонсоров, которые помогли нам довести задуманное до логического завершения. И таких моментов, которые идут на благо города, где привлекаются частные средства без обязательств и люди просто готовы вкладывать деньги, помогать муниципальным властям, становится больше.
– Это говорит о возникновении доверия или о хватке городской администрации?
– Насильно мил не будешь. Наши предприниматели, особенно те, кто помогает, не из робкого десятка, и напора администрации тут было бы недостаточно. Надеюсь, доверие возвращается к власти в целом.
– Вот вы упомянули Зелёный театр – это тоже глобальная стройка, там даже, по-моему, грунт частично снимали?
– Да.
– Что-то о сроках завершения работ можно сказать?
– Всё, что планировали, мы сделали: привели в порядок территорию, видоизменили посадочные места, ушли от скамеечек, сделали комфортабельные сиденья, приобрели кресла, установили гримёрки, сейчас закончили монтаж системы видеонаблюдения, чтобы минимизировать возможные акты вандализма, восстановили площадку перед сценой, то есть был сделан большой объём работ. Эта площадка уже готова работать для горожан. Поэтому осталось только чуть-чуть дождаться и решить с помощью энергетиков вопрос увеличения объёма поставляемой туда электроэнергии, мощностей.
– Потому что оборудования намного больше?
– Да, всё верно. Это у энергетиков по плану в январе. Мы надеемся, что в летний период, даст бог, пандемия всё-таки отступит и мы сможем первые мероприятия там провести.
– Всех волнует вопрос, будет ли что-то массовое в городе в новогодние каникулы.
– К сожалению, нет. Ситуация, которая сейчас имеет место, не даёт возможность проводить народные гулянья. Можно было бы отнестись к этому более безрассудно и провести и открытие ёлки, и новогоднюю ночь, но я боюсь, что цена этих увеселений будет велика. Поэтому все праздничные мероприятия свёрнуты.
– Но прогуляться же можно будет? Точки общепита будут открыты, парки тоже будут работать, так?
– И прогуляться теперь интереснее, ведь столько новых световых инсталляций появилось.
– Кстати, здесь тоже предприниматели откликнулись. Может быть, в этом смысле удалось заложить какие-то традиции? Опять же, разрабатывали концепцию новогоднего пространства – там завершился процесс, всё ли согласовали?
– Процесс ещё не завершился. Что касается новых традиций, которые прививаются, – это конкурс украшения витрин, который сейчас проходит среди предпринимателей, у которых торговые точки на центральных улицах города. Хорошая, добрая традиция, которую, безусловно, надо прививать, которую надо развивать, ведь так не хватает чего-то яркого, когда проезжаешь по улицам. Многие предприниматели откликаются, но далеко не все. Меня немного удивляет, что крупные торговые сети пока стоят в стороне, а ведь у них очень много магазинов на центральных улицах. Тем не менее надеюсь, что если не в этом году, то в следующем они присоединятся к участникам конкурса и будут более социально ответственными.
«Тиграм недокладывают мяса!»
– Ещё вам в этом году предстояло решить серьёзные организационные вопросы, например обеспечения младших школьников бесплатным питанием. Всё ли рекомендованное и обозначенное президентом в послании вам удалось сделать в Пскове? Все ли программы работают?
– Была поставлена непростая задача, и решение оказалось весьма недешёвым для муниципалитета, потому что ряд учреждений пришлось доводить до уровня, который мог бы претендовать на получение денег. Яркие примеры – это последние объекты, работы в которых завершатся со дня на день. Это школа № 13, где мы добавили ещё один столовый зал, сделали ремонт, купили оборудование. Это школа № 11, которая тоже сделала дополнительный зал, теперь детки не стоя кушают, как это было там ранее, а могут по-человечески принимать пищу. Это школа № 9, где пришлось полностью менять систему вентиляции, «капиталить» столовую. Колоссальные затраты!
К сожалению, там пришлось терпеть некоторые неудобства во время образовательного процесса, но все отнеслись к этому с пониманием. Из пяти основных задач четыре мы уже практически выполнили. Одна, более сложная, с одним из образовательных учреждений переходит на следующий год, но она будет обязательно решена. Не всё можно решить быстро, иногда надо сделать качественный проект, чтобы потом те рекомендации, которые вынес по пищеблоку в том числе Роспотребнадзор, были действенны.
– В этой части есть жалобы к вам. У меня дети – ученики Псковского педагогического комплекса. Шестиклассник говорит следующее: «К сожалению, появилось бесплатное питание, а мы на платном. Бесплатное вкуснее. Почему?»
– У кого-то борщ вкуснее, получается? Я бы, наверно, эту проблему по-другому определил. Есть поставщики услуги (питание на аутсорсинге, и мы торгуем его каждый год), которые не совсем услышали посыл федеральных, региональных, муниципальных властей о том, что надо добросовестно исполнять обязанности. Мы провели большую работу, чтобы унифицировать меню, убрать всё, чего не должно быть в школьном рационе, чтобы этот рацион привести в соответствие с требованиями Роспотребнадзора. Работа была колоссальная, кропотливая, а кто-то в какой-то момент решил, что можно «тиграм недокладывать мяса».
– И с привлечением родителей, насколько я знаю. Был соответствующий партийный проект «Единой России».
– Безусловно. Ключевое – это родительские комитеты, которые есть в каждой школе. Любой родитель в комитете первым донесёт до руководителя образовательного учреждения своё требование, если тот не услышал нас через все возможные интернет-ресурсы.
– Было несколько встреч, где приходили родители и имели возможность пообщаться напрямую со всей городской вертикалью.
– Мы способствуем тому, чтобы эти общественные формы развивались.
– Просто поставщик, который занимается бесплатным питанием, был чуть добросовестнее, чем тот, кто занимается платным, да?
– В школах одни и те же поставщики. В вашем случае это для меня странно: если всё равно за деньги кормят, то почему по вкусу должно что-то разниться?
– Видимо, вопрос бесплатного питания был в фокусе, все постарались от души.
– Не без перегибов, не без огрех. В ручном режиме всё контролируем и продолжаем контролировать. На последних заседаниях городской Думы по инициативе администрации поправок за несколько месяцев модернизации пищеблоков и ремонтов было на 10 миллионов рублей. Да, мы понимаем, что возрастающий объём работы в пищеблоке – это возрастающая нагрузка на оборудование. Кто из родительских комитетов был в пищеблоках, они видели, что где-то плиты на ладан дышат, а где-то до сих пор посуду моют руками. Мы все эти случаи берём на карандаш, изыскиваем средства и исправляем.
Если раньше детки пришли и покушали на одной перемене, то сейчас процесс принятия пищи – это целая история, разделение потоков: вначале идут одни, потом другие. Это круговорот посуды. Посуда должна быть помыта качественно. Пища не должна быть холодной. Да, случаются сбои, мы о них знаем, слышим от людей, но опять же в ручном режиме управление образования всё пытается корректировать.
– Кстати, парадокс: когда на пустом месте что-то появляется, это прекрасно, но это потом влечёт за собой дополнительные траты. Те же детские площадки поставили, но у них есть, оказывается свой срок годности – пять лет.
– Всё верно.
– И после этого нужно опять искать деньги, чтоб их или восстанавливать, или проходить сертификацию.
– Яркий пример. Мы недавно обсуждали это с депутатами. Некоторые недоумевали: «Почему теперь на «Машиностроитель» надо такое количество денег, в том числе на коммунальные услуги?» Мы говорим: «Ребята, вспомните, каким был «Машиностроитель» три года назад». Он был без отопления, а сейчас появилось большое количество помещений, которые надо отапливать, появился земельный налог, имущественные налоги. И всё это имеет стоимостную оценку. Появляется новая школа, например инженерно-лингвистической гимназия, – эта новая школа должна соответствовать всем требованиям. Нужны не только уборщицы, но ещё и безопасность: требования антитеррора к количеству камер, обслуживанию никто не отменял.
– Скоро наступит Новый год. Может быть, что-то хотите пожелать работникам курируемой вами области, горожанам?
– Да, работникам я хотел бы пожелать, чтобы за оставшееся время все подбили хвосты, потому что от этого зависит то, как мы реализуем ряд программ. А горожанам – здоровья!