Священник Александр Никифоров: "Пока храм стоит, есть служба – деревня будет всегда"

В Светлую седмицу информационная служба Псковской епархии побывала на приходах в Локнянском, Дедовичском, Бежаницком, Дновском, Новоржевском, Опочецком районах. Мы спрашивали о приходской жизни, разговаривали с батюшками, настоятелями храмов.

 

Локня. Храм Преображения Господня.

Псков

Красивый храм стоит, наверное, на самом высоком месте в поселке Локня. Да и сама локнянская, южная земля Псковской области, отличается особенной живописностью и бесчисленным множеством озер. Настоятель Преображенского храма священник Сергий Бавыкин. Информационная служба Псковской епархии, побывшая в гостях у отца настоятеля, интересовалась и приходской жизнью, и судьбой самого священника, говорили мы с отцом Сергием о Церкви. Батюшка отвечал на наши бесконечные вопросы и все время улыбался.

 

Храм Преображения Господня построен в 1795 году. Четырехстолпная, одноапсидная, пятиглавая церковь. Настоящий собор с престолами во имя св. Николая Угодника, пророка Илии, и Тихвинской Божией Матери – в теплом притворе. Рядом с храмом аккуратное, чистое кладбище, прихожане постарались перед Пасхой - вырублены деревья и кустарник. Здесь сохраняется могила брата М.И. Кутузова Симеона Илларионовича Голенищева – Кутузова князя Смоленского. Недалеко от храма и могилки монахинь, которые жили при храме после того, как большевистская власть разогнала монастыри, и упокоились рядом с церковью.

 

Псков

Отец Сергий рассказывает: На приходе я десятый год. Храм в хорошем состоянии, ремонтируем мы его своими силами: где сами, а где прихожане помогут. Храм не закрывался, здесь тридцать лет служил отец Михаил Уляхин, потом отец Савватий, нынешний благочинный Великолукского района. Благодетелей у нас нет, но помогают организации в Локне, прихожане ищут помощников. В воскресение человек 30 собирается на Литургии, а в праздник - под семьдесят. На Пасху к кресту подошли человек двести: на Пасху и на Рождество Христово в нашем храме собирается много народу. В Локне более четырех тысяч человек жителей. Летом крестим, бывает за лето до ста человек крещаемых, отпеваем, правда, побольше, чем крестим. Уже седьмой год при нашем храме Воскресная школа, дети собираются после Литургии, около двадцати детишек, поют, Закон Божий изучают, поделками занимаются, вышивают. Посещают нашу школу, в основном, дети, чьи родители в храм не ходят, а дети ходят, молятся, и им нравится. При храме организовали библиотечку духовной литературы для детей и прихожан.

 

Служим чтимым Святым, служим воскресные и праздничные дни, накануне обязательно Всенощная или вечерня. Зимой служба идет в Тихвинском приделе, где есть печка. Храм огромный, высокий, прекрасная акустика, но служим в нем с Пасхи, потому что такую большую церковь не натопить. Служу один, дьякона нет, но справляюсь.

 

Псков

Отец Сергий окормляет храм в Михайловом погосте св. Равноапостольного князя Владимира. Построен храм владельцем имения Старые Липы, что рядом с Погостом, сенатором Брянчаниновым. Жителей в селе Михайлов погост пятьсот человек. Храм открыт с того времени, как сюда стал ездить на требы отец Сергий. Батюшка служит на престольный праздник, на родительские субботы, раз в месяц теперь будет служить Литургию. Храм был разорен. Планы на ремонт простые: будем делать постепенно, с Божией помощью, поставили решетки на окнах, молодежь после дискотеки, бывает, разбивает стекла, а вставить в огромные окна храма их достаточно сложно, да и дорого. Пол постелили, дальше продолжим, - делится планами на ремонт батюшка, - отопление, окна сделаем, потом начнем штукатурить и белить. Народ вернул "родные" чугунные плиты, которыми раньше был выстлан храм, их употребляли на скотных дворах, но хватает теперь только притвор застелить. Обращался батюшка с прихожанами к областной администрации с просьбой о помощи в восстановлении храма, но ответ не получили. А храм требует серьезных государственных средств в своем восстановлении. Это не только церковь, но произведение русского искусства и наша русская история. Князь - Владимирский храм – свидетель смены эпох стоит пока нерушимо, потрясает своими размерами, красотой кирпичной кладки и пышностью гранитных колонн, заказанных сенатором во Франции. Русский золотой рубль был весомым, и можно было делать такие долгосрочные заказы за границей. Храм впечатляет.

 

Отец Сергий окормляет и храм Ахтырской иконы Божией Матери в селе Иванькове. Прихожан в Иванькове человек десять, а населения около ста человек. Церковь батюшка со своими прихожанами ремонтируют. Раньше там был клуб, а в алтаре была сцена. Сейчас отец Сергий приезжает в Иваньково исполнять требы. Местные бабушки плачут: "Мы там плясали, а теперь хочется, чтобы храм был помолиться, попросить у Бога прощения".

 

ПсковО себе отец Сергий рассказывает просто, как все батюшки: "В этом году мне будет пятьдесят лет и десять лет священнического служения. Мои бабушка с дедушкой и родители были верующими людьми, жили мы в 30 километрах от поля Куликова в поселке Епифан. Имя получил поселок по игумену здешнего монастыря Епифана, который остановил рязанцев, идущих на помощь татарам, на поле Куликово, за что игумен Епифан был рязанцами и убит. В Епифане было пять храмов, но после войны стали разбирать храмы под спиртозавод, сейчас осталось три действующих храма. Дедушка мой был псаломщиком, пел в церквях. О священстве у меня мысль была с детства, бабушка рассказывала, как я ребенком одевал на себя полушубок, делал кадило из консервной банки, пел и читал "Отче наш". Мне предрекали, что буду священником, и я им стал, но не сразу. Тянуло в мир: закончил техникум на механика по счетно-вычислительным машинам, потом в армии служил, после армии работал на заводе, занимался фотографией, много было планов, но на душе было такое состояние, что все это мирское мне не нужно, а нужно идти в семинарию в Троице-Сергиеву Лавру. Потянуло в церковь, призыв Божий был: все бросил тогда и стал готовиться в Семинарию, сдал документы и поехал в Пюхтицы, жил там при монастыре месяц. А меня, оказывается, искали дома, хотели отправить на сборы военные, чтобы не пустить в Семинарию. Экзамены в Семинарию я сдал и поступил с Божией помощью с первого раза, отучился четыре года и в 1991 году закончил. Можно было идти в Духовную академию учиться дальше, но я подумал и решил идти на приход. На городском приходе устроился псаломщиков в ста километрах от дома, и пять лет после Семинарии был псаломщиком. Был у меня только один выходной в понедельник, ездил домой, а жил на квартирах, снимал жилье, проходил практику на приходе. На этом приходе и познакомился со своей матушкой Еленой, она у меня сейчас в храме поет, она же псаломщик и преподает в Воскресной школе. Так получилось, что наш Владыка Серапион очень болел, и меня не рукополагали. Мой друг детства Николай Гусев, мы с ним на клиросе вместе пели в Епифане, был келейником у Владыки Евсевия. Он меня пригласил к себе, Владыка был еще в Алма-Ате на Кафедре, и мы с ним там познакомились. Когда встал вопрос о рукоположении, я приехал на Псковщину. Владыка меня рукоположил в дьяконы на Троицкую субботу, а в священника рукоположили на Троицу. Сначала служил в Троицком Соборе, потом наш Владыка дал мне приход в Локне, и мы сразу поехали в Локню.

 

Заметно, - сказал отец Сергий, - людей стало больше ходить в храм, и крестин больше, в дома приглашают освящать. Если говорить о каком-то довлеющем грехе среди православного народа, то это сейчас сожительство. Люди сходятся, живут, не расписываясь, и не венчаются - такого греха сожительства десять лет назад еще не было. Есть еще и известная проблема: пьянство. Раньше пили, но не так, видимо, безработица, безысходность, предприятия в Локне почти все закрыты, и люди начинают пить повально. Молодежь уезжает, а кто не может уехать – начинает спиваться.

 

С другой стороны, наши прихожане стали образованней, много читают, библиотека у нас есть духовной литературы. Приход помолодел, увеличилось количество прихожан среднего возраста, многие православные старой закалки уже умерли, а приходят 40-50- летние. Но никто не умел читать по церковно-славянски. С помощью Божией мы ввели нововведение: мои прихожане учатся читать по церковно-славянски, я всех благословил, кроме наших стареньких бабушек. Все учатся читать. Кто научился, у матушки проходят экзамен и получают послушание чтецов на клиросе. Сейчас у меня десять чтецов, а кто может петь – поют на клиросе. Все делается для того, чтобы люди не забывали церковно-славянский язык, и были бы чтецами на клиросе или пели. Сейчас у нас в храме десять чтецов и десять певцов, и еще двадцать человек учатся. Я считаю, что церковно-славянский язык Церкви, язык богослужения, и сила молитвы на славянском языке совсем другая, чем на русском. Молитва на церковно-славянском – сильная. Поэтому мы и стараемся всех научить церковно-славянскому языку, чтобы наши прихожане понимали славянский язык и могли нести послушание на клиросе: петь, читать, участвовать в богослужении. Все прихожане. Я разговаривал со своими прихожанами о языке, им, конечно, нравится славянский, они его понимают и знают, что это язык Церкви, и никакой другой.

 

О причастии: Я много думал, как часто надо причащать прихожан? За десять лет своего священства пришел к выводу, что слишком часто не надо причащать, потому что теряется страх Божий перед Святыми тайнами, поэтому склоняюсь к мысли, что причащать надо раз в месяц, и тогда, когда у прихожанина есть сильнейшая необходимость, когда человек понимает, что ему необходимо причаститься. Я уверен, готовясь к причастию, надо говеть, правило вычитывать, последование, готовить серьезно себя к причастию.

 

О женщинах в брюках: У нас есть бабушки, которые резко относятся к женщинам, приходящим в храм в брюках, но я их останавливаю, не разрешаю им решать: пускать или не пускать в такой одежде в храм. Если женщина пришла в брюках, пусть стоит в храме, она увидит сама, что надо идти в храм в юбке, одевать платочек, и на вторую - третью службу они приходят, как положено. Да и я, когда они подходят к кресту, просто и тихо прошу, что не надо в храм приходить в брюках и нельзя без платочка. Люди понимают, и приходят в храм уже одетыми, как положено православному человеку. Не надо кидаться на людей, надо мирно и с любовью им объяснять традицию. На любовь люди отвечают любовью. Даже, если женщины пришли в брюках и молятся, зачем же их выгонять из храма? Они никогда не придут больше. Бывает, что люди готовились к исповеди, поговели, но приехали за двадцать километров, в брюках, я их не отстраняю от причастия, но потом все равно один на один объясню им правила, и меня понимают. Я не оставлю женщину перед дверями храма, если она пришла в брюках, не отправлю назад.

 

О Литургии: Если обратить внимание на то, понимают ли мои прихожане Литургию, то надо сказать, что мои прихожане просвещены в этом вопросе, у нас нет проблем, как я думаю, непонимания Литургии. Они много читают литературы, объясняющей Литургию, и проповеди мои часто посвящены Литургии, ее пониманию, ее значению. Проповеди я подбираю специально к Евангельскому чтению, и по смыслу Таинств, и по Литургии, чтобы мои прихожане лучше понимали богослужение, понимали, участниками какого таинства они являются. Ну, а те, кто приходит раз в год в храм, они не понимают ни смысла, ничего. Пришли и ушли.

 

Миритиницы, Локнянский район. Храм Живоначальной Троицы.

 

Псков

Настоятель священник Александр Никифоров: Храм Святой Троицы построен в 1783 году, безстолпная, одноглавая церковь с приделами Казанской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. Алтарь со старинной сенью. Иконы в храме богоборческой властью были поструганы рубанком, и на образе Иова Многострадального остались следы от рубанка. Храм требует ремонта, а храм большой, может быть, с Божией помощью, благотворители помогут, но денег пока нет. В церкви хранятся вериги местночтимого иеромонаха Нила, он подвизался здесь, почил в 1924 году, подвиг нес молитвенный, и среди народа его еще помнят. На месте, где он жил хотят часовенку построить.

 

Деревень поблизости семь-восемь, но, в основном, по два - четыре человека в деревне, а наш приход - человек 12. На Пасху были все, и приезжие, к кресту подошли человек тридцать, но многие ушли после Крестного хода. Меня не устраивает такое количество прихожан: народ все-таки есть, но в церковь не ходят. Я и в библиотеках встречаюсь с людьми, и в школе бываю. Какую-то почву подготавливаем, но хотелось бы иметь общинный тип прихода, потому что, если христианин крещен во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, его что-то должно обязывать и объединять. С моей точки зрения – это община. Есть закон общины, община может помочь и спросить с человека, чтобы он мог остановиться, исправиться, не только слова говорить, но и действовать, по возможности, должен быть и совместный труд. Сейчас у нас появилась земля, оформлено 12 гектаров, поэтому и общину хочется организовать, чтобы было все вместе в церкви – труд и молитва.

 

Псков

Молодежь разъехалась, но собрать ее возможно, и пока есть силы, буду над этим трудиться: где человек родился, там и пригодился. В городе-то не устраиваются, жилья нет, там сиротливо и неуютно. Была бы работа в деревне – вернулись бы. Думаю, люди будут возвращаться в деревню, и таких примеров немало, у меня у самого сын вернулся из города. Но объединить людей в деревне может только церковь, именно церковная община, чтобы было духовное руководство. Сам человек мало может помочь себе, а с церковью, с молитвою, по милости Божией, можно остаться на земле, жить и работать. Пока храм стоит, есть служба – деревня будет всегда. Люди будут, придут. Вокруг святого места найдутся люди, которые действительно хотят спасаться, и не просто поставить свечку и уйти, а именно научиться спасаться. В этом мире мы однобоко жить не можем. Надо жить и физически, и духовно. Если только физически, то по инстинкту. А когда духовно, с верою в Бога, с верой, надеждой и любовью, то это и сейчас дает силы человеку жить на земле и спасает. Будем держаться за Господа – будет жизнь.

 

Восстанавливаем храм преподобной Марии Египетской по благословению нашего Владыки Евсевия, раньше там был колхозный склад. Был построен храм в 1896 Николаем Семеновичем Пороховым, а храм Живоначальной Троицы в Миритиницах построил его отец Семен Порохов. Пороховы - мореплаватели. Но в революцию все уничтожили в храме. Нам один казак написал икону надвратную на храм св. Марии Египетской на жести, Слава Богу, зиму простояла.

Псков

Прошлым летом организовали на месяц православный детский лагерь из местных детей, Питера, Луги, были верующие дети и не очень с 12 лет до 17. Дети платят за дорогу, чтобы привезти и их и отправить домой, какую – то часть за питание, а повар и воспитатели были местными. Работали на восстановлении храма Марии Египетской, уезжали уже другими, радостными. Мы пробовали все возможности работать с детьми в селе, был и класс, оборудованный специально в школе, но не принимали нас. Стали работать через библиотеку, вместе с библиотекой проводим встречи, организуем паломнические поездки, и сейчас уже есть контакты у нас с детьми и с родителями. Вот и лагерь православный собираемся делать теперь в две смены. Сейчас родители приходят в храм через детей, но есть родители, которые противятся приходить своим детям в храм. Когда детей ведут к покаянию, к Богу, а родители этого не понимают – это скорбно. Очень сложное поколение сейчас родительское выросло.

 

Отец Александр окормляет Покровский храм в селе Медведово: Служу через неделю, то в Миритиницах, то в Медведове и престольные праздники. В Медведове прихода нет - там есть "приезд", и если уж люди приезжают туда, то приезжают молиться. Захожан, мимоходящих там нет.

 

Жизнь приходского священника в деревне я бы ни на какую городскую не променял. Я местный, здесь живу и здесь хочу принести пользу. Надо жить там, куда поставил Господь, меня поставил служить людям здесь. Как могу - служу, помогаю, а городская жизнь не по мне. Священник – это не профессия, если призовет Господь – Слава Богу!

 

Стал я священником в сорок один год: всю жизнь человек ищет Господа, вот я и нашел. Сорок лет жил, был в Церкви, но сейчас осознаю, что до сана я эти сорок лет, можно сказать, и не жил, а вот живу только шесть лет, как стал служить. Это действительно жизнь.

 

Миритиницы деревня тихая, хорошая, красивая, жителей человек триста. Рядом с Миритиницами источник в честь иконы Казанской Божией Матери. Очень красиво в округе, полно озер, горок, перелесков.

 

Светлая седмица, 2007 год.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...