0
Общество

О сотрудничестве с ПсковГУ, прорывных образовательных технологиях и учителях-коучах – в интервью с проректором ВШЭ Сергеем Рощиным

Псковский государственный университет совместно с Высшей школой экономики разработал инновационную образовательную программу. Это стало темой очередного выпуска ПАИ-live. Автор и ведущий проекта Александр Машкарин в ходе разговора с проректором НИУ «ВШЭ» Сергеем Рощиным узнавал, в чём особенности этой программы, кто такой современный учитель, что нужно сделать для успешного реформирования системы образования и почему сейчас настолько важно освоение цифровых технологий.

Стартуем в сентябре

– Первый вопрос: как вас в Псков занесло?

– Почему нет? Псков – прекрасный город. Это первое. Второе: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ведёт много партнёрских проектов с коллегами, партнёрами, институтами, университетами в различных городах России. С этой точки зрения Псковский университет, который сейчас взял курс на серьёзную модернизацию в образовании, – вполне достойный партнёр для того, чтобы приехать в Псков.

– Псковский университет выиграл конкурс на создание образовательной программы для подготовки современных учителей. Какую роль в этом играют партнёрские отношения нашего университета с Высшей школой экономики?

– Да, эта история началась в 2019 году. Был конкурс Министерства науки и высшего образования России о разработке инновационных образовательных программ российскими университетами в содружестве с ведущими российскими университетами, которые входят в основные рейтинги по тем или иным образовательным направлениям.

Псковский университет в сотрудничестве с Высшей школой экономики участвовал в конкурсе, стал его победителем, и мы вместе с коллегами в рамках этого конкурса разрабатывали дизайн и контуры магистерской и ориентированной на педагогическое образование программы.

После этого сотрудничества и после того, как мы совместными усилиями постарались сделать предложение интересного образовательного продукта – новой образовательной программы, мы перешли к обсуждению создания совместной образовательной программы, и сейчас это в повестке двух университетов.

– Программа готова или находится в процессе разработки?

– Программа готова. Конечно, есть ряд деталей, которые мы будем уточнять, но эта программа стартует с 2021 года: в 2021 году на неё объявляется набор, и с сентября она начнёт работать.

Три кита современной педагогики

– Поскольку программа направлена на подготовку нового типа современных педагогов, давайте поговорим о том, что такое современный и несовременный педагог. Чем эта новая программа будет отличаться от уже знакомых нам старых программ?

– Когда мы говорим про Высшую школу экономики, это довольно большой университет, который занимается различными предметными, исследовательскими, образовательными направлениями. В составе Высшей школы экономики есть институт образования, который активно развивает вопросы, связанные с различными технологиями в области управления образования, образовательной политики, и в том числе педагогического образования на уровне в первую очередь магистерского образования. Именно это наше подразделение – партнёр в создании и разработке совместной с Псковским университетом образовательной программы, о которой мы говорим. С этой точки зрения то, что мы делаем сейчас в партнёрстве, опирается на опыт деятельности нашего института образования в реализации части таких магистерских программ.

Когда вы спрашиваете о том, в чём здесь должны заключаться инновации, я бы сказал, что есть три составляющие, которые могут изменить компетенции учителей. Нельзя сказать, что прошлые учителя были плохие, но меняются технологии, возникают новые вызовы, современные дети существуют в другой информационной технологической среде.

Особенностью этой программы я бы назвал три области компетенций, которые она будет формировать. Во-первых, это принципиальный метапредметный подход. В данном случае это не программа учителя по какому-то предмету, речь идёт о формировании метапредметных компетенций современного учителя.

Второе, что очень важно: современный педагог невозможен, если он не владеет цифровыми сервисами, технологиями. 2020 год это вынужденно обозначил всем, и это тот вызов, на который обязательно надо отвечать. Но даже и без этого современные дети, приходя в школу, ориентируются в большой виртуальной цифровой среде очень хорошо, и учитель должен уметь работать с этими технологиями, это важнейшая область тех компетенций, которая должна формироваться.

Ну и третье, что тоже очень важно (но я не ставлю это на первое место): когда мы говорим о современных педагогических компетенциях – это не только вопросы дидактики и того, как учить, даже с помощью цифровых сервисов, технологий. Это понимание того, в какой среде происходит образование с точки зрения экономической, управленческой и так далее. Подчёркиваю, это не самая главная, но важная часть компетенций, которая будет отличать тех, кто поступит на эту программу и закончит её.

На высокой скорости

– Я хочу вернуться к первой из компетенций – информационной технологической составляющей. Для детей информационный поток, который проходит через них, быстрее, чем тот, через который проходят учителя. И когда перед педагогом сидит класс из 25 человек, иногда кажется, что они знают больше учителя о современных технологиях, гаджетах, социальных сетях, о том, как искать информацию. Второй уровень – это когда студенты, вчерашние современные школьники, которые хорошо владеют гаджетами, приходят учиться в вуз и сталкиваются с тем, что их учит преподаватель, который ещё медленнее ориентируется в этих современных инфопотоках и технологиях. Как преодолеть это «различие в скоростях» между школьниками, будущими современными учителями, и теми преподавателями, которые будут учить их новым компетенциям по новой программе?

– Я начну с конца – с университетов. Всё-таки картинка, которую вы нарисовали, не является тотальной, универсальной и касающейся любого университета. Во многих российских университетах (не скажу, что во всех) есть преподаватели, которые владеют современными цифровыми технологиями, цифровыми компетенциями, и с этой точки зрения нельзя сказать, что они отстают от того, кто был вчерашним школьником и пришёл сейчас в университет. Я могу называть разные российские университеты, но поверьте, это не единичная ситуация.

– Это не исключение из правил?

– Это не единичные университеты, я бы сказал так. Если мы говорим о приблизительно полутысяче российских университетов, то в пределах сотни российских университетов есть преподаватели, которые владеют информационными технологиями. Опять же не могу сказать, что везде, все сто процентов коллег, но это так. Это первое.

Второе: надо сказать, что ситуация 2020 года в ряде случаев довольно существенно подвинула формирование цифровых компетенций многих преподавателей в университетах.

– Высшая школа экономики в этом плане находилась на передовой. У вас же появились совершенно новые образовательные программы, как раз заточенные на дистант.

– Это правда. Но надо сказать, что не только Высшая школа экономики, но и ряд других российских университетов. И в этом отношении российские университеты, и Высшая школа экономики в том числе, стали делать, что называется, полностью онлайновые программы. В том числе мы их делаем на глобальный рынок на английском языке.

Это важный признак, но ещё важнее то, чтобы весь процесс перешёл на цифровые технологии. Оглядываюсь на опыт нашего университета в прошлом году: 17 марта было сказано, что мы все теперь существуем только в дистанционном формате, когда была ситуация пандемии и соответствующих ограничений, но весь университет перешёл просто с одного дня. Это не значит, что всё было легко и безболезненно, но адаптация к этому не заняла долгие месяцы, и учебный процесс не обрывался ни в чём. Я знаю, что ещё ряд российских университетов так же делал. Но я всё-таки возвращаюсь к тому, что здесь происходит накопление опыта.

Более молодые коллеги в пространстве технологий плавают гораздо быстрее. Это очень важно, потому что есть замечательные коллеги старших возрастов, но тут-то дети вырастают с этим уже с детского сада и гораздо активнее в этом ориентируются. И это вопрос привлечения молодых, талантливых, способных коллег, которые очень хорошо работают с этими технологиями. Если мы говорим про Высшую школу экономики, то они, безусловно, у нас есть.

Идём дальше. В университете вполне возможно обеспечить тот уровень, когда преподаватели вполне компетентны (и такие преподаватели есть) для того, чтобы формировать современные компетенции у тех педагогов, которые придут в школу.

Но вы абсолютно правы, это важнейший вызов. И в среде специалистов по образованию, по педагогике стали формироваться новые термины, такие как цифровая дидактика, как в цифровом формате надо выстраивать диалог между учителем и учеником.

Конечно, важнейший вопрос в том, что существует огромный доступ к системе информации, гораздо более быстрый, чем учитель откроет рот и ответит на какой-то вопрос. Но это переосмысление в том числе задач и функций учителя, потому что это вопрос об экспертизе, о компетенции, о том, как расставлять акценты по отношению к разной информации.

Важнейшим моментом здесь является компетенция критического отношения к любой информации. Мы с вами хорошо знаем эффект того, что нажал кнопку, что-то посмотрел в большом виртуальном мире – и ты считаешь, что это истина, хотя это далеко не так. И учитель здесь всё равно остаётся важнейшей личностью, его роль остаётся важной для того, чтобы работать, казалось бы, с безграничным морем информации. Это переход от транслятора к коучеру, который во многом сопровождает и выстраивает формирование этих компетенций и работу с различной информацией.

– Информационный трансформатор – я бы так это назвал.

– Можно сказать и так. Потом, конечно, важнейшая часть, которую невозможно выстроить исключительно в общении с интернетом и с чем-то ещё, – это формирование различных элементов проектной деятельности, которые направлены на сотворчество, на развитие различных компетенций в выполнении разных проектов. Это также активно идёт сейчас и в общее, и в высшее образование. И здесь роль ментора, наставника, учителя чрезвычайно важна.

Кадры решают не всё

– Хочу затронуть психологический момент. Современные дети отличаются от старшего поколения типом реакций на раздражители. И когда в классе сидит куча детишек, которая импульсивно реагирует на какие-то вещи, а учитель довольно преклонного возраста пытается требовать от них что-то вроде дисциплины, выходит не очень. Означает ли, что в эту новую образовательную программу будут входить компетенции, связанные с некими новыми навыками учителя как психолога, с работой с коллективом таких ребят?

– Обязательно! Я уже говорил о цифровой дидактике: это часть вопросов, которые сейчас являются чрезвычайно актуальными для всех, кто занимается образованием. Я, правда, удивляюсь, почему вы всё время говорите об учителе как о человеке преклонного возраста? Мне кажется, это слишком однозначный образ и далеко не обязательно правдивый.

– Да, я поясню. Так сложилось, что у многих людей действительно стереотипный образ учителя: это женщина среднего или пожилого возраста, умудрённая опытом, в очках. От чего вообще зависит формирование этого стереотипа?

– Я здесь отвечу уже не как управленец, не как проректор университета, я отвечу как экономист и как специалист по экономике рынка труда. Это во многом зависит от зарплат на тех или иных рынках. Если мы ожидаем, что на те или иные рабочие места в тот или иной сегмент рынка труда должны прийти молодые, то, соответственно, эти рабочие места должны быть в том числе привлекательны по зарплате.

Понятно, что коллеги старшего возраста здесь находятся гораздо больше в ситуации инерционной ловушки, а для того, чтоб происходило обновление, нужна другая политика. И не во всех регионах Российской Федерации у нас тот образ учителей, который вы сейчас нарисовали. Мы знаем опыт Москвы, у которой, конечно же, совершенно другие бюджеты и возможности, но которая последовательно проводит политику по отношению к школе, по отношению к общему образованию, в том числе и с точки зрения уровня зарплат учителей. И там попадаются и мужчины, и люди молодого возраста, причём попадаются массово. Более того, учителя в московских школах получают часто больше, чем преподаватели в университетах в Москве.

– Означает ли это, что пора перестать выделять некую зависимость, корреляцию между уровнем развития, экономики региона и зарплатами таких профессий, как учитель, врач, и сделать, как это когда-то было, среднюю по стране зарплату с какими-то коэффициентами?

– Нет, не думаю, потому что невозможно оторвать всё от экономики региона, невозможно всё централизовать и абсолютно не об этом идёт речь. Здесь связь должна быть, должны быть усилия на региональном уровне, так что это не вопрос в том, чтоб исключительно федеральный центр всем платил высокую зарплату – и тогда всё будет хорошо.

– Я почему спросил? Это некий миф: будет тогда хорошо, когда нам всем из Москвы будут платить одинаковые большие зарплаты.

– Эта идея о том, что существует некоторый центр, который за всех всё всегда сделает.

– И решит.

– Да. Так не бывает на самом деле. Вопрос социальной организации, рынков труда – это в том числе и вопрос того, что нас окружает, а не только замечательного, может быть даже и всемогущего, чудодейственного центра. И это вопрос в том числе региональной политики.

Вообще это очень важный вопрос, потому что очень часто мы думаем, что надо что-то сделать с образованием – и тогда придут хорошо подготовленные кадры и всё изменят. Это полуправда, даже, я бы сказал, треть правды.

Безусловно, должны быть компетентные коллеги, которые могут что-то сделать, запустить инновации и сделать квалифицированные работы. Но для того, чтоб они пришли, должна сформироваться история на стороне спроса на труд, заработных плат, соответствующих рабочих мест.

Поэтому, когда мы говорим о совместной образовательной программе, которую сейчас делали с Псковским университетом, это очень важный шаг, но мы надеемся, что это будет в том числе поддержано региональной политикой в области образования и что выпускники этой программы придут на интересные рабочие места в школы, на позиции учителей с адекватным спросом на их труд.

Как итог – два диплома

– Есть ли вероятность того, что в случае успешной реализации этой совместной с Псковским государственным университетом программы она сможет быть тиражирована и в других регионах России?

– Мы это не исключаем. Те совместные проекты, которые мы делаем с различными российскими университетами, все пока единичные, но элементы тиражируемости, безусловно, в них есть. Но для этого должен сложиться ряд условий. Должно быть желание партнёров, то есть двух университетов, которые это реализуют, должна быть политическая менеджериальная воля руководителей университетов, которые это выстраивают.

Я не могу сказать, что совместные программы – это просто, здесь требуются усилия, чтоб это построить. Но для таких секторов, как образование, педагогика, очень важна поддержка региональных властей, политическая воля, желание и приоритизация этих задач для того, чтобы университет это развивал.

– Подозреваю, бренд Высшей школы экономики настолько могуч, что как только студенты узнают о том, что их вуз начинает сотрудничество с «Вышкой», автоматически появляется вопрос: «А нельзя ли сделать так, чтобы, когда мы закончим бакалавриат или магистратуру, у нас был ещё и диплом Высшей школы экономики?»

– В той совместной образовательной программе, о которой мы сейчас говорим, предусмотрено, что её выпускники получат два диплома – диплом Псковского университета и диплом Высшей школы экономики.

– Жалко, что я не студент, иначе бы обязательно поступил на эту программу. Хотя возраст значения не имеет?

– Нет. Для магистратуры у нас нет ограничений по возрасту, это вполне нормальная практика – обновление своих компетенций. Приглашаю!

– Замечательно! Подумаю.

Версия для печати

Худеете ли вы к лету?

Проголосовать >>>
  • Сюжет
  • ПАИ-livе
О льготах, профанации памяти и высоких технологиях – в интервью с Александром Козловским Об уникальном проекте коттеджного посёлка «Малая Родина» – в интервью с Владиславом Абрамовым Причину малочисленности мастеров живописи эбру в России объяснила Ольга Каурова Художник водной анимации Ольга Каурова рассказала о тонкостях искусства эбру Мокрые ноты – ПАИ-live с мастером эбру Ольгой Кауровой Возле каждого коттеджа в «Малой Родине» можно будет поставить до четырёх машин Застройщик обещает простор для творчества новосёлам «Малой Родины» Почувствовать себя боярами смогут жители коттеджного посёлка «Малая Родина» Новый коттеджный посёлок под Псковом будет подключен к городским коммуникациям 15 домов построит «Псковжилстрой» в коттеджном посёлке «Малая Родина»


Идет загрузка...