Сегодня чтится память основателя псковского пустынножительства Ефросина и ученика его Серапиона
28 мая Спасо-Елеазаровский монастырь отмечает память псковских преподобных Ефросина и ученика его Серапиона. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, в этот день в Спасо-Елеазаровском монастыре будет отслужена Божественная Литургия Архиерейским служением, торжественный молебен и пройдет Крестный ход.
Игумения Спасо-Елеазаровского монастыря Елисавета отмечает, что преподобные на Руси имели прямое отношение к строительству государства. "Преподобный Ефросин (Елеазар) родился в местечке Виделебье (1386), "видеть Бога", сто лет спустя там же родился и преподобный Никандр Псковский. О святом Ефросине сохранилось очень мало сведений, известно, что он был младшим современником Преподобного Сергия Радонежского, который ратовал за подлинность монашеского жития. Преподобный Ефросин вышел из книжной среды и был особенно внимателен к вопросам Литургического порядка, Богослужебной практики Церкви, предвидя, что это может вызвать раскол и разделение. Он дотошно и скрупулезно вникал в вопросы Богослужебной практики, для чего подвизался в Снетогорском монастыре, где и принял постриг с именем Ефросин.
Послания из Троице-Сергиевой Лавры дошли до Ефросина, и он единственный откликнулся на этот призыв: подлинность монашества есть послушание, отречение от собственной воли, жертвенность – такого делания искал Ефросин. По духу он был преемником Преподобного Сергия. Восприняв его слово, преподобный Ефросин удаляется из Снетогорского монастыря, где подвизался в пустынное место, в Елеазарову пустынь, чтобы там, в пустыни, в уединении заниматься этим духовным деланием. Собственно, он стал основателем псковского монашеского пустынножительства.
Стремление к истине привело его в Византию, как книжника, как богослова, и там он не нашел ответа на свои вопросы, но совершил для России ту миссию, которую он сам и не собирался совершить. Преподобный Ефросин мыслил себя гражданином Византии - Второго Рима, поэтому и пошел туда в поисках ответов. Византия для него была светочем, государством, которое дало России веру, там был Патриарх, бывший Патриархом и Руси – мы были митрополией Византии, были севером Византийской империи. Преподобный Ефросин застал крушение Византии, она была завоевана турками, но там было еще много отцов, много духоносных старцев, и он получил благословение на создание своей обители Елеазарово. Патриархом Византийским ему был дан список Цареградской иконы Божией Матери, которая являлась хранительницей Рима. Так Елеазаровский монастырь получил благословение на свое основание от самого Патриарха Византийского и икону Цареградская", - сказала мать Елисавета.
Игумения Елисавета уверена, что "преподобный Ефросин получил в Византии сокровенно и тайно преемство от Второго Рима к Третьему. Именно ему передается благословение от Патриарха Византийского на создание обители и великая святыня Цареградская икона Божией Матери. Это благословение Ефросин приносит в Россию, икона попадает не в Москву, а в Елеазарову пустынь. Когда шведы позже разграбили Елеазаровский монастырь, они захватили и нашу икону - святыню, - говорит мать игумения, - река Толба тогда была полноводной, и когда они пытались выйти в устье, чтобы пройти в Псковское озеро, Господь не дал, корабли их вместе с ними затонули. Так что икона не ушла из пределов России, она у нас, только на дне морском - озеро наше Псковское непростое, оно освящено этой святыней.
Когда вновь открылся монастырь восстанавливаться после безбожных лет запустения, первая икона, которую нам принесли, была Цареградская. Ее нам передал отец Николай Гурьянов с острова Залита (Талабск), она хранилась у него сорок лет в алтаре храма, где батюшка служил, и до него хранилась там, а была написана в нашем монастыре. Вот такое чудо: все было утрачено и разорено, а икона вернулась к нам, правда, это не тот список, который был принесен из Константинополя".
Преподобный Ефросин, начальник псковских пустынножителей, возрастил многих славных учеников, которые также создавали монастыри и несли благодатные семена подвижничества по всей Псковской земле. В числе учеников преподобного Ефросина, скитских старцев: преподобный Савва Крыпецкий, преподобный Досифей Врехнеостровский, преподобный Онуфрий Мальский, преподобный Иоаким Опочский, преподобный Илларион Гдовский, преподобный Харитон Кудинский - основатель и игумен монастыря на озере Кудине рядом с Торопцем (XVI); местнопочитаемые родные братья из Пскова святые игумены Спасо-Елеазаровского монастыря Игнатий, Харлампий и Памфил, погребенные в Спасо-Елеазаровском монастыре.
Учеником преподобного Ефросина был и Серапион. Преподобный Серапион Псковский - уроженец Юрьева (Тарту), но когда там начались гонения на православную веру, бежал и подвизался в пустыне вместе с Ефросином. Преподобный Серапион был сведущ в Священном Писании и являлся умелым защитником веры православной. Серапион принял великую схиму в 55 лет, и, приняв пост безмолвия, находился рядом с преподобным Ефросином. Преподобный так строго исполнял монашеский обет нестяжания, что описатель жития называет его "мертвецом непогребенным". Преподобный Ефросин сам предал земле тело своего ученика, которое от усердных подвигов превратилось в "кости, обтянутые кожей".
Преподобным Ефросину и Серапиону, святые мощи которых были положены рядом, составлена общая служба на 15 (28) мая, где преподобный Серапион прославляется как первый сподвижник, "спостник и друг" преподобного Евфросина. В 1999 году вышла в свет книга Патриарха Алексия II "Православие в Эстонии", где Святейший Патриарх подробно остановился на пастырской деятельности преподобного Серапиона Спасо-Елеазаровского (конец XIV- начало XV вв.).
Там, где произошла встреча братии со святой иконой Цареградской, забил источник – он до сих пор на этом же месте. Первоначальное название монастыря было Сретенский - в знак встречи Цареградской иконы Божией Матери. После постройки собора Трех Святителей монастырь стал называться Трехсвятительским. Позже в память о преподобном Ефросине назван Спасо-Елеазаровским. Долгое время Спасо-Елеазаровский монастырь, населенный богословами-книжниками, был центром духовной жизни, здесь было составлено Житие преподобного Ефросина, проведено редактирование 1 Псковской летописи и, возможно, переписано "Слово о полку Игореве", благодаря чему оно сохранилось в русской литературе.
Все годы советской власти обитель разрушалась, на соборе Трех Святителей уже рухнул купол. 28 мая в 2000 году в Спасо-Елеазаровском монастыре, впервые за восемьдесят лет, была совершена Божественная Литургия Архиерейским служением. По благословению Владыки Евсевия, а также стараниями и трудами сестер монастыря и жертвователей, обитель возрождается, и молитва за мир продолжается.