О премьерах псковского драмтеатра, новых залах и уличных спектаклях – в интервью с Андреем Прониным
4 апреля Псковский академический театр драмы имени А. С. Пушкина отметил 115-летие со дня открытия. Однако труппе сейчас не до праздников: предстоит масса премьер, одна за одной открываются новые сцены. Арт-директор учреждения Андрей Пронин в эфире ПАИ-live рассказал, какие грандиозные постановки ждут псковичей в ближайшее время, во что превратится театральный буфет и когда артисты выйдут за пределы здания.
О предстоящих премьерах
– В этом месяце театру исполнилось 115 лет. В театре как-то отмечали эту знаменательную дату?
– Отмечали, но в кулуарах. Публичных мероприятий мы в этом году не устраивали по причине большой занятости коллектива в новых условиях. У нас много работы, поэтому решили на празднике немножко сэкономить.
– В театре сейчас такое количество премьер, что если после каждой из них театралу открывать по бутылочке шампанского, никакого праздника не надо.
– Да, количество праздников нужно контролировать, чтобы держать себя в нормальной физической форме.
– Вы анонсировали премьеру уже трёх спектаклей, в том числе «Невероятные приключения голубя Петра».
– Да, надеемся, что премьера этого спектакля 15 мая состоится в новом, четвёртом уже зале нашего театра. Он будет называться «Маленький театр»: это площадка для детских спектаклей для самых маленьких зрителей от 0 лет. Она разместится во втором здании театра, как и новый зал. Премьерой новая площадка и откроется.
– Если по названию этого спектакля можно было предположить, что он для детей, то «Лысая певица» – уж точно для взрослой аудитории.
– Я не думаю, что этот спектакль будет иметь большое ограничение по возрасту. Пьеса Ионеско вполне невинна. Я думаю, будет 12+, если режиссёр ничего круто не поменяет в своём замысле. «Лысая певица» – это классика литературы абсурда, одна из самых знаменитых пьес Эжена Ионеско середины XX века. Эта пьеса, как и вся литература абсурда, долгое время была запрещена в Советском Союзе, не рекомендована как буржуазная. В 80-е годы Товстоногов мечтал поставить «Лысую певицу», и Валентина Ковель хотела сыграть в этом спектакле. Но что-то не заладилось, постановок этой пьесы, особенно удачных, было не так много. У Андрея Могучева был замечательный, но шибко умный спектакль.
– Но при этом он нашёл свою аудиторию, причём немаленькую.
– Он нашёл, но тогда ещё Андрей Анатольевич был в таком крутом авангарде, это был прошлый век, специфическая аудитория театрального андеграунда. Александр Огарёв, который у нас будет работать, – ученик Анатолия Васильева. Он ставит эту пьесу в третий раз. Он ставил её в начале XXI века в новом драматическом театре в Москве, потом через 10 лет делал вторую версию в национальном театре Хорватии в Загребе. И вот третья версия огарёвской «Лысой певицы» выйдет у нас.
– Я думаю, у нас самая удачная будет.
– Надеюсь. Мы вообще стараемся зазывать режиссёров новыми названиями, которые они никогда не делали, но Александр Огарёв уж больно режиссёр хороший. Поэтому для него мы решили сделать исключение. «Лысая певица» выйдет примерно 10-15 октября. Она только репетироваться начинает в апреле, потому что Огарёв сейчас худрук астраханского драмтеатра, у него будет много работы, он будет приезжать и уезжать. У нас ещё случатся в июне обменные гастроли с астраханским театром. И только в октябре герои Ионеско выйдут на нашу малую сцену.
А ещё есть «Весёленькое кладбище» – это спектакль Игоря Волкова. Спектакль с большим пробегом – ему 28 лет. Игорь Волков – ведущий актёр Александринки, наших побратимов. Он начал играть этот спектакль, ещё будучи юношей, молодым артистом. И продолжает его играть, разменяв уже седьмой десяток. Он приезжал, так как является мастером студенческого курса при театре, и родилась у нас идея: а не включить ли этот спектакль в его новой редакции в репертуар нашего театра? Потому что в Петербурге его видели многие, а в Пскове – нет. И народный артист России Игорь Волков – один из лучших артистов страны – вошёл в наш репертуар вместе со своим камерным спектаклем по рассказам Чехова.
О подношении Пушкину
– Побратимство, как ты сказал, каким ещё образом сказывается на репертуаре псковского театра?
– Например, сейчас заходил режиссёр Хуго Эрикссен, который работал в Александринском театре и сейчас ставит у нас «Смерть Тарелкина».
– Ещё одно жизнеутверждающее название.
– Это такой злобный фарс, он в самом начале и умирал-то поддельно, фальшиво, и в конце выжил. В этой пьесе животных много, но ни одно сильно не пострадало. Хуго переносит действие пьесы в Петербург 90-х, это будет такой бандитский Петербург, что-то любопытное может получиться. Это уже скоро, 11-12 мая. А кроме прочего, буквально сегодня у нас начинаются репетиции совместного поэтического спектакля по Пушкину с корифеями Александринского театра. Наши пожилые артисты, заслуженные, народные и их мэтры. И мы надеемся в день рождения Пушкина в июне первый показ этого спектакля сделать.
– К Дням пушкинской поэзии и русской культуры театр помимо этого спектакля что-то ещё будет готовить?
– Нет. Формально мы в этом не принимаем участия, но мысленно – конечно да.
– Судя по репертуару театра, вы в этом принимаете участие с самого окончания ограничительных мер.
– Мы стараемся. Я думаю, что там и без нас будет достаточно насыщенная программа. Ну а совместный спектакль наших мэтров и Мартона, Волкова, Паршина, Зиганшиной – это будет достаточно мощный подарок, подношение Александру Сергеевичу ко дню рождения. Часто бывало, что к этой дате приезжали в Псков какие-то мощные артисты, но чтобы такая плеяда... Лучше мы сосредоточимся на качестве этой работы.
О трансформации буфета и уличных спектаклях
– Хочу спросить про увеличение вдвое площадок театра. Всем была известна большая сцена, малая, теперь у вас плюс два зала. Зачем?
– Этого, конечно, мало. У нас появится пятая сцена в июне. И этой сценой станет буфет.
– Наливать будут?
– Наливать будут. Но не во время спектакля, а перед. Это реально действующий буфет. Как раз вчера Дмитрий Месхиев показал эскизы того, во что он превратится. Я очень люблю это прекрасное здание, и все мы его любим, но я не люблю буфет, признаюсь. Потому что мне всегда кажется, что я попал в какую-то общественную помывочную. Он какой-то пустынный, большой, кажется, что кафельный, хоть это и неправда, неуютный. При этом менять всё это мы не можем, потому что это памятник архитектуры и нельзя там сбивать ничего, люстры даже не можем снимать. Но при участии псковского дизайнера Ирины Кросс придуман очень классный проект, в рамках которого ничто не будет потревожено, ни одна историческая деталь не будет изменена. За счёт драпировок, занавеса, новых светильников, ковров, новой мебели это пространство будет радикально преобразовано. Я надеюсь, что оно станет очень уютным, и в такой новой редакции этого пространства в июне мы всех приглашаем на премьеру спектакля-кабаре нашего худрука Дмитрия Месхиева «Постой, паровоз». Это будет антология блатной песни.
– Когда театр выплеснется за пределы здания? Это прямо напрашивается.
– Мы работаем над этим. В частности, у нас есть идея, чтобы выплеснуться в виртуальное пространство в следующем году. У нас есть VR-проект, есть мысли, чтобы выйти на просторы города и сделать уличный спектакль. Пушкинский фестиваль в этом году состоится в сентябре, как и в прошлом. Различные бюрократические детали опять не позволяют его провести в мае-июне. Может быть, это и хорошо в данной ситуации, он не наслоится на Дни пушкинской поэзии. И там мы готовим два уличных спектакля. Это совершенно феерическая история – спектакль Валерия Фокина, художественного руководителя Александринки. «Ксения. История любви» – о блаженной Ксении Петербургской. Эту пьесу, кстати, начинают ставить в Великих Луках сейчас. Пьеса Вадима Ливанова, ныне покойного. И в Псковском кроме один или два вечера под открытым небом этот спектакль будет показан. Его один раз играли в храмовом дворе – в Вологде. И те, кто видел, говорят, что это было очень мощное впечатление. Второе – мы надеемся показать спектакль ландшафтного театра «Доминанта» из города Губаха Пермского края. Спектакль называется «Прогулки по набережной. Катерина» – он будет на берегах реки Псковы в Финском парке.
– Здорово. Столько информационных поводов.
– Кстати, в «Лысой певице» будут заняты три новых артиста театра.
– У меня складывается впечатление, что каждый месяц в театре появляются новые артисты.
– К сожалению, это не продлится вечно, есть штатное расписание.
– Что это за артисты, переманили из других театров?
– Есть два ведущих артиста крупного провинциального театра. Пока они оттуда окончательно не уйдут, лучше не осложнять им жизнь.
– Спасибо за разговор. Классные премьеры нам предстоит увидеть в ближайшие несколько месяцев. Мне кажется, это самый лучший подарок к 115-летию театра его зрителям.