О подробностях проектирования нового Ольгинского моста – в интервью с Еленой Трошковой
Уже несколько недель не утихают разговоры о капитальном ремонте Ольгинского моста в Пскове. Предложены два проекта реконструкции, один из них, предполагавший появление арок, не прошёл согласование экспертов. В эфире ПАИ-live 15 апреля директор компании-проектировщика «Стройдормост Проект» Елена Трошкова рассказала, каким всё-таки будет проект реконструкции Ольгинского моста, в каком состоянии находится сооружение и когда появится проектно-сметная документация.
«Мост просто устал»
– Что вообще не так с Ольгинским мостом, почему заговорили о его ремонте?
– Мост уже просто устал, если по-человечески сказать. Он уже полностью себя износил, современные нагрузки не несёт. Плюс ошибка проектировщика, когда делали существующий мост в 70-х годах. В балках была ошибка, пошли прогибы. Были возведены дополнительные опоры – мы все видим там частокол опор. Это временные опоры, которые поддерживают пролетные строения. Их не должно быть. Там всего две русловых опоры по изначальному проекту. Все остальное во благо спасения моста, чтобы его можно было эксплуатировать. И на сегодня уже и временные опоры в плохом состоянии, и балки. И, естественно, под современную нагрузку, увеличенную интенсивность – все понимают, что в 70-х годах в городе был совершенно другой поток транспорта – мост требует капитального ремонта.
– Сколько он ещё продержится без ремонта?
– Этого никто не может сказать. Мост находится в предаварийном состоянии, когда наступит точка Х, спрогнозировать очень тяжело. Обследование 2011 года уже показывало, что мост требует срочного вмешательства.
– То есть десять лет после этого обследования он держится?
– Да, он отстоял.
– На прошлой неделе вокруг этих опор производились какие-то работы, в том числе под водой – это часть проектирования?
– Да, мы пересчитываем нагрузки под современную интенсивность движения, будет усиление опор. Временные опоры уберутся, они не нужны будут, потому что полная замена пролётного строения. Сохраняются основные опоры, кстати, они сделаны на кессонах того металлического моста, который был построен в 1911 году. Скорее всего, мы будем усилять опоры, чтобы нагрузку учесть и современное пролетное строение применить. А для этого надо знать, что у нас на дне.
«Кремль намного важнее, чем мост»
– Сколько проектов изначально было?
– Два. Но глобально в проектирование мы войдём только тогда, когда комитет по охране культурного наследия нам согласует тот внешний вид, конструкцию, фасады. Глобальное проектирование начнётся по утвержденному варианту. Мы рассматривали только два варианта. Первый вариант – это современный вид, который мы видим, только будут немножко другие балки и он будет более облагорожен, так скажем. Второй вариант – хотелось немножко вернуться к истории, к первому мосту, довольно-таки красивому. Здесь я, наверное, не соглашусь с комитетом – как в интервью они сказали, что он диссонировал. Но повторить его невозможно под современные нагрузки. Потому что это поперечная схема. Получается очень тяжёлый, очень массивный мост. Была предложена одна арка, которая поддерживает пролётное строение, за счёт чего само оно не очень толстое. И арка довольно аккуратно смотрелась. Но, к сожалению, мнение комитета и специалистов, которые входят в методический совет: этого делать нельзя, надо оставить открытым Кремль, он намного важнее, чем мост. Поэтому сейчас мы перерабатываем, смотрим, пытаемся решить вопрос толщины балок, так как пролёт очень большой – 75 метров. Это центральный пролёт, самый большой. Всего мост 330 метров. Этот пролёт 75 метров должен воспринять современные нагрузки, его толщина получается огромная. Конечно, по сравнению с аркой и тонким пролётом – не очень смотрится. Сейчас рассматриваем другую схему ортотропной плиты, чтобы попробовать как можно меньше сделать толщину пролётного строения.
– Ортотропную плиту, по-моему, использовали при реставрации мостов в Острове?
– Да. Это давно популярная вещь. Она дорогостоящая. Поэтому цена моста, по сравнению с применением арки, вырастет значительно. Но в отношении решения проблемы толщины и большого пролёта – это наиболее эффективно.
– За красоту и функциональность надо платить.
– Да. А красоту моста мы планируем отыграть перильным ограждением. У нас получилось разместить велодорожку. Неплохое решение, я считаю, когда при уширении опоры появятся площадки, которые можно будет использовать как смотровые. Две русловые с площадками будут очень эффектно смотреться. То есть красоту моста будем добивать перилами, опорами освещения, как-то увязывать со старым городом.
– Новый проектируемый мост станет шире?
– Да, увеличение будет где-то от шести до семи метров.
– Эта ширина позволит расширить пешеходную часть или проезжую?
– И то и другое. На сегодняшний день мост имеет четыре полосы. При этом отсутствуют разделительная полоса между потоками, полоса безопасности, которая обязательно должна быть по отношению к бордюру. Эта справедливость восстанавливается. Аварии, которые создают пробки, таким образом будут исключены фактически. Пешеходную зону мы сохраняем. Она как есть три метра с двух сторон, так и остается. Добавляется велодорожка. Небольшое сужение в пределах норм возле дома Батова, из-за того что мост изначально посажен впритык к нему.
– Бутылочного горлышка не получится?
– Для машин нет, по левой стороне при подходе к дому Батова будет небольшое сужение пешеходной зоны на 0,5 метра – с 3 до 2,5. И небольшое сужение велодорожки. Но там в пределах видимости, в случае чего разъехаться вполне возможно.
– Вы сказали, что высота моста будет отыгрываться, в том числе, и за счёт освещения. Сейчас там столбы, на которых висят фонари, может, уже несколько устаревшие по внешнему виду. Что с ними будет?
– Всё будет полностью заменено. Освещённость там не соответствует нормативам. С опорами довольно сложно, но мы занимаемся сейчас поиском интересного варианта. Индивидуальный, наверное, будет дороговато, пытаемся найти пока из имеющихся.
«Мост будет дорогостоящий»
– Какие сроки появления проектно-сметной документации?
– По контракту мы должны закончить в ноябре. Понятно, что мост будет дорогостоящий, это явно федеральный бюджет. То есть власти должны успеть подать заявку и работать с федерацией по выделению средств. Пока мы ещё надеемся, что у нас сроки не сдвинутся, но очень много зависит от методсовета, когда будет окончательный вариант.
– Когда мы его ждём?
– Мы планируем в конце апреля или сразу после майских праздников выходить уже с повторным предложением. Самое сложное сейчас – опоры. Если по перилам у нас понимание есть, то поиск вариантов опор ещё идет.
– Все мы надеемся, что эта документация получит финансирование и что в ближайшей перспективе мы обретём нормальный современный Ольгинский мост, который прослужит ещё несколько десятилетий.