«Я очень рад, что в Пскове сейчас есть такой прекрасный фестиваль». Актёр Андрей Носков рассказал о профессии актёра, закулисье индустрии и о своих ожиданиях от фестиваля «Западные ворота»

Псковское агентство информации продолжает знакомить зрителей и читателей с главными лицами II Международного кинофестиваля «Западные ворота», который состоится с 22 по 24 июля в городе Пскове. Сегодня вашему вниманию предлагаем разговор с популярным актёром, режиссёром и членом жюри в номинации «Короткометражное кино» – Андреем Анатольевичем Носковым. Этот человек не нуждается в особом представлении. Его роли в сериалах «Любовь по контракту», «Кто в доме хозяин?», «Подкидыш», и такие роли в кино, как «Новая жизнь», «Замок» Алексея Балабанова, и ещё более шестидесяти других работ нашли отклик в сердцах огромной массы зрителей. О том, как не стать актёром одной роли, о жизни индустрии и о том, какие роли для него табу, смотрите и читайте в нашем материале.

– Приветствую всех зрителей и читателей Псковского агентства информации. Меня зовут Никита Черкашин. Мы продолжаем знакомить вас с участниками и гостями II Международного кинофестиваля «Западные ворота», который пройдет в городе Пскове с 22 по 24 июля. И сегодня у нас на прямой связи человек, который не нуждается в представлении, но я все равно это сделаю: актер, режиссер, член жюри в номинации «Короткометражное кино» Андрей Анатольевич Носков. Андрей, здравствуйте!

– Здравствуйте! Давайте без Анатольевича – просто Андрей, а то я пугаюсь пока еще при этом.

– Андрей, мы знаем, что у вас сегодня такой более-менее свободный день, что ли. Вот как часто вообще у человека вашего уровня появляется свободное время и как его проводите?

– Вы знаете, зависит все от увлеченности характера. Я очень хочу поймать то время, когда у меня будет большой отпуск, когда будет много выходных или регулярных, во всяком случае, но увлеченность не позволяет. Вот на следующей неделе я увлекусь просмотром короткометражных фильмов – как раз к фестивалю в Пскове, поэтому тоже буду, в общем, сидеть, вместо того чтобы гулять в парке, буду сидеть смотреть фильмы. Это потому, что мне нравится, я увлекаюсь.

– То есть это даже не работа, это такое вот хобби, что ли?

– Да, это состояние организма, как я называю. Это состояние какое-то творческое неудовлетворенной души, которое все время провоцирует тебя на узнавание чего-то нового, проб и так далее.

– Среди ваших работ есть как полнометражные картины, так и короткий метр, множество сериалов. У меня такой вопрос. Уже разговаривали с режиссерами, и они нам объяснили со своей точки зрения, но хотелось бы узнать у вас: какой проект, сериал, короткий метр или полный метр удобнее для актера? В чем, может быть, сложнее, в чем проще сниматься?

– Смотрите, у нас, конечно, именно культура и сериальная, и кино, и короткого метра очень стремительно меняется и развивается. Допустим, я застал советское пространство, там была определенная эстетика, хорошая, и сериальная в том числе: «Семнадцать мгновений весны» – прекрасный сериал, даже «Три мушкетера» в другом жанре тоже такой сериал получается, мини-сериал. Потом мы в какой-то момент потерялись, такую хорошую постсоветскую или советскую культуру где-то утеряли и начали учиться, и поэтому мы сейчас в каком-то таком находимся отрочестве, я считаю, уже не в детстве, но еще и не в юности, где-то в отрочестве кинематографа. Какие-то компании, какие-то студии чуть больше скакнули вперед. Мы уже прекрасно делаем картинку, уже делаем спецэффекты, с этим у нас все хорошо. Мы еще не умеем, мне кажется, не научились даже наши собственные истории передавать каким-то нашим специфическим, «вкусным» языком, мы все равно немножко делаем на манер европейских или американских…

– Оглядываясь на Запад.

– Да, почему-то, не знаю. Хотя, мне кажется, у нас очень мощная культура, у нас очень мощные актеры, есть очень хорошие режиссеры, но чуть-чуть мы где-то колеблемся. У нас есть хорошее авторское кино, но такого мейнстрима пока, к сожалению, нет. Но, повторюсь, просто страна-то молодая. В том понимании развития, который сейчас есть, у нас стране-то лет 20, понимаете? В том порядке, в котором мы двигаемся. Так что я думаю, что все будет нормально, мы обретем скоро мощь синематографа нашего во всех направлениях. Пространно отвечаю, просто есть специфика и сериальная, и, допустим, сериалы западные нам показывают, тот же «Шерлок» с Камбербэтчем показывает, что это может быть очень мощно, круто. Просто надо понимать… Я со студентами, когда общаюсь, я говорю, что есть понятие театрального существования, оно более яркое, более открытое, более все, где даже напоказ. Есть сериал, который должен все-таки… есть тут свой закон. Авторское кино – тут совсем, это, конечно… Все равно есть ремесло и есть профессия, а дальше есть талант и творчество в этом направлении. Но хотя бы ремесло, хотя бы профессию нужно знать. Поэтому мы тоже в этом смысле играем так, как в сериалах, так играем и в кино. Или наоборот. Поэтому у нас говорят: «Ну что вы, в сериале он не сыграет». Неправда! Я буквально месяц назад получил за короткий метр как актер в Нью-Йорке за лучшую мужскую роль, и это случилось только потому, что…

– Это картина «Сила детства»?

– Да, это за «Силу детства». И это случилось только потому, что режиссер со мной поговорил и мы поняли, как мы будем это снимать, как я буду играть, как это будет сниматься, и мы это сделали. И это имеет свои результаты. Так что надо просто понимать, учиться и созидать доброе.

– Но для вас проще погрузиться в мир сериала, когда вы играете роль, пытаетесь зацепить своей игрой зрителя из серии в серию, или войти в короткий метр, отдаться полностью, за эти несколько минут раскрыть персонажа? 

– Вы знаете, я очень люблю кино, и разное, и сериальное – тоже. Для меня все равно это территория такая, которую я тоже познаю, при том что я сыграл порядка 50-60 работ в кино и на телевидении. Это немного, по сути говоря, но все равно это достаточный опыт: я и у Андрея Сергеевича Кончаловского играл, и у Александра Рогожкина, у разных совершенно, и у Балабанова, поэтому я какую-то культуру знаю. Но все равно эта территория для меня такая, я как ребенок: «О, прикольно!» Я театральный актер, и мне больше нравится яркость, поэтому когда есть жанровость в кино, а у нас ее, к сожалению, мало, потому что она требует в том числе финансовых затрат, подготовки, но я за жанровость, там я себя чувствую более спокойно. Наверно, можно сказать, что в каких-то ярких сериалах я больше проявляюсь.

– Хорошо. Такой вопрос: вам присылают сценарии, предлагают сыграть роль – что должно быть в этом сценарии, чтоб вас зацепило? Чтоб вы сказали: «Да, я готов подписать».

– Тут знаете как? Тут опасная штука, потому первое, что я думаю: «О, я это играл такое или нет? Или я могу в этой роли что-то сделать такого, сыграть, свиснуть краску какого-нибудь Гэри Олдмена и в эту роль впихнуть? Пусть попробует сыграть, как бы я это сыграл». Но дальше есть еще режиссер, который говорит: «Не-не-не, это вообще все не то». Поэтому первое – это азартное чувство, что бы там я сыграл.

– Вы сказали, что будете смотреть различные короткометражные ленты к нашему фестивалю. Вы будете в составе жюри фестиваля, будете оценивать короткометражные ленты. На вашем счету, вы говорили уже, «Сила детства», где вы сыграли главную роль, и срежиссировали картину «Сыгранному верить». 

– Да. Как актер я сыграл во многих короткометражках, я сейчас даже не могу сосчитать: какие-то в интернете ходят, какие-то не ходят, какие-то еще не вышли. Но, наверно, больше 10, порядка даже 20 короткометражек как актер я участвовал. А снял я два коротких метра: это «Сыгранному верить» и чуть раньше такой художественно-публицистический «На общих основаниях». Я там, к сожалению, не числюсь в… я сам там продюсер и автор сценария, но режиссером там я поставил молодого парня, мы вместе работали, поэтому я даже снял свою фамилию, пусть, думаю, слава будет только у него. Но как бы и опыт, скажем так, созидания короткого метра у меня есть.

– Да, так на фестивале вы будете оценивать как актер или как режиссер?

– Наверно, ни то ни другое. Я буду все-таки оценивать как-то со стороны, как зритель. Потому что короткий метр – очень сложно, ты должен за короткое время мне… Это и сложно, и просто. Ты должен мне раскрыть какую-то новую вселенную, какой-то новый мир или какой-то сделать прямо укол в сердце на какую-то проблему, чтобы я задумался, испугался, удивился, обрадовался. Это очень сложно. Поэтому, скорее, я буду как такой зритель, все-таки испорченный зритель, знающий, что все-таки есть какие-то законы кино, что все-таки кино – это не просто, как сейчас в интернете: я снимаю себя обедающим, себя плавающим в ванной. Кино – это чуть-чуть другие законы.

– А что для вас будет определяющим фактором? Вы будете смотреть: «Вот это достойная победа».

– Сложно сказать, какое будет настроение, но все-таки критерий всегда один: удивило или не удивило, зацепило или не зацепило. Вот и все. Жанр не имеет значения. Это может быть фильм о войне или фильм о путешествиях, неважно.

– Фестивали – это своего рода площадки, где профессионалы киноиндустрии общаются между собой, делятся какими-то впечатлениями, эмоциями. А насколько часто в вашей практике и вообще, может быть, вы встречали, что на фестивале человек представил картину или сыграл какую-то роль, и после этого его профессиональная жизнь сделала дальнейший шаг? Или все-таки на фестивале это простой показ, а уже предложения конкретные в работе и во всем остальном – это уже в дальнейшем?

– Нет, все зависит от фестиваля. Я очень рад, что в Пскове сейчас есть такой прекрасный фестиваль. Я считаю, что это просто правильно, потому что я люблю Псков, потому что это прекрасная земля, это очень огромный регион, поэтому я очень надеюсь и желаю фестивалю только процветания и продуктивности. Что касается показов, здесь есть возможность, особенно на коротком метре, режиссеру дойти до какой-то большой аудитории, да? Потому что фестиваль все равно так или иначе имеет какие-то пиар-последствия, о тебе потом знают, говорят, заходят потом уже в интернет, неважно, на твой сайт или еще куда-то, на страницу твою. Поэтому, конечно, это продвижение и конкретного кино, и какой-то команды. И безусловно, при хорошем общении ты находишь и нужных тебе продюсеров, иногда даже… Я знаю случай, когда режиссеры знакомились с операторами из других проектов и потом сдружились, снимали свое кино, то есть находили свою команду. В принципе, фестиваль имеет много функций, и это работает.

– В плане продвижения небольшие молодые фестивали все-таки, как вы считаете, ваше личное мнение, это все-таки площадка для того, чтобы люди киноиндустрии как-то представили себя профессионалам этой сферы? Вот я какой-то режиссер, пришел показал – вот меня заметит Андрей Носков, другие режиссеры. Или все-таки это для зрителя? «Я хочу показать вам и раскрыть что-то новое».

– Ну по идее, 50 на 50, потому что это профессиональные знакомства, профессиональная такая продажа себя в хорошем смысле слова и, конечно, это такое прямое общение, тем более что… Ведь одно дело, если мы смотрим вYouTube на планшете, другое дело, если мы смотрим какой-то проект на экране. В том числе, допустим, «Сыгранному верить» которое там будут показывать. Через жюри я не могу его в официальную программу внести, поэтому я буду его показывать во внеурочное время. Но он снимался, там картинка рассчитана на большой экран, там пейзажи, понимаете? Мы так его снимали. Поэтому это, конечно, приятная возможность, чтобы зритель впечатлился той красотой, на которую мы потратили время и ресурсы. Поэтому здесь есть и творчество, безусловно, и для зрителя: он понимает, что он тоже учится. Зрителя надо тоже учить, мне кажется, чтобы он понимал, что есть интересное, странное, молодое, резкое, дерзкое, любое, лирическое, потому что он это не всегда сможет увидеть в кинотеатре, не всегда успеть в потоке заметить в каком-то там ютьюб-пространстве, интернет-пространстве, да? Поэтому для него это тоже будет впечатление, и, возможно, в следующий раз он даже в кинотеатр пойдет на такое и такое и скоординирует, туда направит в том числе и наших продюсеров больших на созидание такого проекта или такого.

– А как не стать актером одной роли? Мы очень много примеров таких знаем, когда выстрелил человек в каком-то фильме, и после этого он играет однообразных персонажей в различных фильмах. Как сломать эту порой жестокую систему? Что нужно сделать, чтоб тебе предложили сыграть какую-то другую роль?

– Тут зависит, конечно, именно от внутренней твоей силы, насколько ты можешь сейчас взять и отказаться или сказать: «Я буду играть это так». Возможно, тебе больше не будут снимать какое-то время. У меня были случаи, когда я именно шел на принцип, а потом долго… может быть, из-за этого я сильно не снимаюсь, потому что я в профессии беспокойный человек, если я понимаю, что есть какая халтура, или непонимание, или допуск, я включаюсь в разговор, а это многим не нравится режиссерам, продюсерам. Поэтому только от внутренней силы зависит, насколько ты будешь другим, насколько ты будешь непредсказуемым. И в нашей современной истории есть тому примеры и в ту сторону, и в другую сторону, когда люди находили в себе силы и талант делать непохожее или так: «А, прет и прет».

– Мы знаем много примеров, когда актеры ради роли делали очень серьезные поступки, например: быстро набирали вес или быстро его сбрасывали, погружались на месяц в какую-то медитацию и так далее. Вы лично как относитесь к такому подходу и готовы ли вы совершить какой-то такой… совершить серьезную работу во благо какой-то одной роли?

– Этот подход, конечно, нетипичен для России, он такой больше голливудский даже, даже не европейский. Мне он нравится, я бы хотел попробовать, потому что это определенное путешествие творческое. Но возможно ли это у нас в России? Потому что это в Голливуде актер понимает, что у него контракт миллионный и он может год готовиться, понимаете? Рассел Кроу уехал, когда снимал «Хозяин морей», заперся, они там… а режиссер там год плавал на кораблях, понимаете? Но мы так себе не можем позволить. И они снимали почти без спецэффектов, потому что они все это, они лазали сами. Или «Гладиатор» тот же. Это просто другой уровень подготовки. Дай бог, чтоб мы к этому пришли в России, дай бог…

– Вы верите в такое будущее?

– Видите, я даже иронично засмеялся. Я очень надеюсь – надеюсь! – на это. Это хорошо. Когда, вот, кстати говоря, я помню, Псков мы снимали, мы уехали прямо в экспедицию, мы там сидели, исторический был сериал, и мы сидели… Это было хорошо, потому что ты не отвлекаешься, у тебя там даже в лесу телефон не берет, и у тебя меняется взгляд, темп речи. Это хорошо, это всегда на пользу.

– Опять же про актеров и про успех. Все-таки в нашей киносфере это прежде всего талант, или кумовство, или, как в шоу-бизнесе бывает эта фраза, через постель – есть ли что-то такое? Или пространство абсолютно творческое и только от тебя зависит, будешь ли ты успешным или нет?

– У нас все равно, к сожалению, есть такой момент тусовки, я называю это так. Тусовки и отсутствие реальных кастингов. Что я имею в виду? Хилари сделала пробу на Waterhouse, где-то в Австралии в ванне и записала на телефон. У нас нет открытых кастингов. Я не могу прислать свою пробу на любой кастинг. Поэтому у нас все кастинги закрыты. Это первая проблема, техническая. А вторая – что «времени мало, поэтому я знаю, что Петя сыграет весело, а Коля сыграет неврастеника, а Машенька сыграет загадочно, и я Машеньку знаю, с ней работал, не будем отвлекаться». У нас нет времени на отвлечение, поэтому, слава богу, в общем-то, еще и правда у нас много очень хороших, талантливых актеров, и пока срабатывает процентов, может быть, на 60. Но все равно эти 40 % – случайности. Буквально пару дней назад у меня был случай, когда мне звонит очень хороший агент и говорит: «Андрей, очень хороший проект, посмотри быстро. Но, – говорит, – съемки послезавтра, один день, первый, послезавтра, дальше договоримся». Я говорю: «Послезавтра не могу». И все. Не знаю, может быть, кто-то заболел, там сейчас такое время. Хотя боюсь, что я знаю много раз, когда люди просто на другой проект уехали, тут кинули – и все. Поэтому вот этот миллион случайностей рождает у нас миллион некачественных случайностей. Поэтому как-то так у нас. Вряд ли через постель, вряд ли там через что-то еще – нет, это смешно.

– Я рад это слышать. А вообще вы сказали, что есть случаи, когда люди просто соглашались, а потом кидали. Часто вы слышали и видели такое? Ну так, кратко.

– Ну бывает, у нас бывает такое, когда звезды определенные речевые, и я бы не сказал, что это прямо топовые звезды, но люди, у которых много проектов совпадает, не успевают разрулить, и такое бывает.

– Так есть же контракты.

– В общем, я не знаю, как там, выплачивается какой-то штраф, видимо, как-то грамотно подписан контракт – не знаю, всякое бывает.

– Отлично! А как вы относитесь к звездам шоу-бизнеса, пришедшим неожиданно в киноиндустрию, на сцену театра? Вот свежий пример – Ольга Бузова на сцене МХАТа. Не обижает ли это? Или пускай играет?

– Знаете, театр должен быть разным и кино должно быть разным. Главное, чтобы мы не подменяли. Главное, чтоб мы не говорили, что Ольга Бузова, раз вы привели пример, – актриса и что она участвует в мощном драматическом спектакле. Это просто определенный какой-то такой интертайм, и все. Надо просто честно об этом говорить, что это такой шоу-спектакль, давайте называть это правильно. Никакого прямого отношения к игровому классическому, особенно русскому, советскому театру это не имеет отношения. Поэтому главное – не обманывать зрителя, и все. И не говорить, что… В этом смысле Гэри Олдмен, у него есть в YouTube, тоже находится, когда он говорит про баскетболистов, которые приходят в кино. Найдите «Гэри Олдмен – о баскетболистах»: очень четко объясняет, что есть что, кто есть кто. Поэтому пусть иногда очень такой харизматичный человек или девушка, он или она могут привнести что-то в шоу-спектакль, в какое-то кино странное или нестранное, пусть, но не надо говорить, что так могут все и что это и есть актерская профессия. Нет, актерская профессия очень сложная, и ею не все владеют.

– Хорошо. У нас осталось совсем немного времени и последние два вопроса. Что вы ждете от фестиваля «Западные ворота», можно ли будет вас там встретить, с вами сфотографироваться и взять автограф?

– Я обязательно!.. У меня там два или три дня есть, я обязательно буду встречаться и с кинематографистами, чему я очень рад, потому что давно не было такого живого общения. Я очень надеюсь на встрече, наверно, со зрителями услышать, как дела у них, какое настроение, чего они ждут. И разумеется, с прессой с удовольствием поговорю обо всех насущных вопросах.

– А вы сами чего ждете от фестиваля?

– Я жду только удивления и хорошего кино, а значит, впечатлений на какой-то срок моей жизни.

– У нас небольшая такая традиция тут сложилась: в финале разговора – небольшой блиц. Я спрошу коротко, вы отвечаете так, как вам будет удобно.

– Постараюсь.

– Для вас важен гонорар или идея?

– Идея.

– Жанр или тема, в съемках которой вы бы никогда не приняли участия?

– Что-то гадостное, знаете, где какой-нибудь, не знаю, маньяк что-то кому-то… насильник – вот что-то такое противное.

– Есть ли традиция или ритуал перед съемочным днем?

– Есть. Они есть общие, есть частные, которые…

Ваша личная есть какая-нибудь традиция или ритуал?

– Есть, но из суеверий не буду рассказывать. Или из профессиональной…

– Метод запоминания своего текста есть у вас?

– Есть. Я сначала вижу целое, то есть я пересказываю, что, где, когда, почему. Ну сначала у меня есть там… долго, это целая схема. Потом я сокращаю это и так заучиваю большие тексты, то есть иду от общего к частному.

– Актер, или режиссер, или, может быть, какая-то личность, на которую вы равняетесь? Кто для вас такой ориентир в профессии и вообще в жизни?

– Ой, вы знаете, меняются эти ориентиры, они почему-то у меня регулярно меняются. Не то чтобы каждый день – раз в месяц точно, поэтому… Сейчас такой переломный у меня момент, поэтому даже не буду раскрывать все…

– Спасибо вам большое за уделенное время! Мы ожидаем вас на фестивале, будем рады вас видеть. Ну а с нами был на связи режиссер, актер и член жюри короткометражного кино Андрей Анатольевич Носков. Все главные новости о кинофестивале и не только смотрите и читайте на сайте Псковского агентства информации. Меня зовут Никита Черкашин, всем пока!

 

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...