Протоиерей Владимир Попов: "Наше общество старается как можно дальше уйти от Бога"
Проповедь, сказанная на Евангельское чтение 7 Недели по Пятидесятнице, об исцелении двух слепых и немого бесноватого, Евангелие от Матфея IX. 27-35, настоятелем Никольского храма в Любятове, митрофорным протоиереем Владимиром Поповым.
Господь сказал: "Аз есмь огнь поедающий". К огню не всякое вещество может прикоснуться: сено сгорит сразу, а железо закалится. Так и человек, приступающий к причастию, может принять его во осуждение, если грешен и не кается, или во спасение. Но, чтобы причастие было во спасение, нужно иметь твердую решимость бороться с грехом и в этой борьбе уповать на помощь Божию. В наше время, когда решимость и твердость веры очень ослабли, люди стараются компенсировать это частым причащением, надеясь на то, что благодать Божия поможет человеку в борьбе с грехами. Конечно, жизнь сейчас сложна, и мир переполнен грехом, от чего существование человека в мире стало мучительно трудным. Я не говорю о христианине, который благочестив, ему вдвойне тяжело, но сохранить в наше время человеческое достоинство является непростой задачей, потому что уровень человечества опустился настолько, что сейчас человек более похож на скота, чем на человека. Люди, потеряв всякое духовное руководство в этой жизни, грешат напропалую, более того, гордятся этим, о чем свидетельствует проведение гей-парадов и т.п., раньше этого стыдились, теперь это принимается за достоинство, за истинную свободу.
Недавно, я был в Черехе, подхожу к речке, удивительная красота природы, начало лета, прекрасный день, цветет черемуха, все благоухает. Множество детей купается в реке, и самое страшное, когда подходишь к реке, слышишь, что все матерятся лагерным страшным матом, и не только мальчишки, но и девчонки. Зло превозмогает всякие представления о нем. Человек создан для того, чтобы хвалить Бога, быть в раю и ухаживать за раем, а что извергает современный человек? Он извергает только хулу на Бога, и ясно, когда он реально приближается к Богу, он боится Его, он Его ненавидит и старается укрыться от Него.Человек создан для того, чтобы быть царем природы, но с сожалением надо сказать, что наше время становится опасным для дальнейшего существования всего человечества.
Наше общество больно тем, что оно старается как можно дальше уйти от Бога, забыть Его, будто Бога нет. Такова наша действительность. Бог есть огнь поедающий, поэтому люди боятся Бога и в какой-то мере ненавидят Бога. Чем более мы греховны, тем более мы ненавидим Бога, чем более мы духовны, тем более возгорается наша любовь к Господу. Подобно тому, как сталь выносит огонь и становится только закаленнее, чище, так и человек духовный, чем более причащается, укрепляется в вере, тем становится чище и благороднее. Сейчас перед духовенством стоит тяжелая задача: священник продолжает проповедь, которую заповедовал вести Господь: "идите и крестите народы во Имя Отца и Сына и Святаго Духа". Начинается крещение, священник спрашивает крестного: "Верую! знаешь? - Не знаю. – "Отче наш" знаешь? - Не знаю". Иными словами, люди лишены элементарных понятий веры, демоны слепоты и глухоты закрыли души человеческие. Люди не видят добра, не видят Христа, а внутренняя наша жизнь такова, если мы живем с центром собственного "я" и только для себя, в расчете на самого себя и свои нужды, то мы непременно становимся исчадием ада, становимся грешниками, потому что все рассчитано только на собственную потребу.
Человек должен жить так, чтобы в центре нашей духовной жизни стоял Христос, и когда Христос стоит в центре, тогда и наши души, и наши чувства, и все наши душевные и мысленные порывы - все они подчиняются Христу, тем самым мы облагораживаемся, очищаемся, перестаем быть животными, становимся человеками. Это надо помнить и ценить свое Православие. Все мы видим, что сейчас русский народ тяжело, и, может быть, даже неизлечимо болен, и только чудо может нас вернуть к нормальному человеческому состоянию, а оно невозможно без христианства, невозможно без того, чтобы каждый человек принял в свою душу Христа, и если этого не будет, ничего светлого нас не ожидает. А нам, христианам, остается только одно: укрепляться вокруг церкви, вокруг храма, который мы избрали, укрепляться вокруг священной Евхаристии, причащаться, очищая покаянием свою душу. Без покаяния Царство Божие не берется. Аминь.