О последствиях аномальной жары для сельского, рыбного и лесного хозяйства Псковской области – в интервью с экспертами

Аномально жаркий июль 2021 года надолго запомнится жителям региона. От жары страдали не только люди – от недостатка влаги и высоких температур увядали растения, мучились от жажды животные и птицы, случился замор рыбы. Чтобы получить ответы на множество вопросов о создавшейся в области ситуации, в медиацентр Псковского агентства информации были приглашены эксперты в сферах регионального сельского хозяйства и природных ресурсов. Как повлияет знойное лето на урожайность, как погода отражается на животноводстве и какова ситуация с водными биологическими ресурсами – об этом рассказали зампредседателя комитета по сельскому хозяйству и гостехнадзору Псковской области Александр Никандров, зампредседателя регионального комитета по природным ресурсам и экологии Андрей Горкунов и начальник отдела водных биоресурсов комитета по природным ресурсам и экологии Дмитрий Козлов.

Урожай по осени считают

– Начнём с сельского хозяйства и поговорим о том, как повлияет знойное и засушливое лето на урожайность в этом году.

Александр Никандров: Засушливое лето, конечно, сыграет свою роль и в урожайности, и во всём производстве сельского хозяйства, но благодаря тому, что в прошлом году был сделан большой задел озимых культур, мы посеяли почти 150 % от запланированного, озимые зерновые сегодня дают урожайность уровня прошлого года. Что касается яровых культур, то из-за мокрого мая мы закончили посевную примерно 8-10 июня и ожидаем снижения урожайности яровых зерновых и зернобобовых культур на 20-30 %.

– Это много?

Александр Никандров: Да, потому что в прошлом году яровые зерновые дали урожай не хуже, чем озимые. Если у озимых сейчас средняя урожайность 38 центнеров с гектара (это уровень прошлого года), то по яровым, конечно, будет снижение.

Такая же ситуация и с техническими культурами. У озимого рапса сейчас урожайность пониже, чем в прошлом году: первые поля дали по 18 центнеров с гектара, а в прошлом году было до 29.

Также ожидаем снижения и урожайности ярового рапса. Он вышел, но колос не очень большой, и сейчас только будем надеяться, что за счёт крупности зерна урожайность поднимется по сравнению с прошлым годом.

Что касается картофеля и овощей, то посевы сейчас показывают разные результаты. Поля картофеля есть и очень хорошие, и средние, и очень плохие. Так же с овощами. Но мы ещё не приступили к уборке картофеля и овощей. Как только приступим, тогда будем чётко понимать, какая же нас ожидает урожайность.

Александр Никандров

– Засушливое лето и жара могут на чём-то конкретно отразиться?

Александр Никандров: Могут отразиться на урожайности: она может быть ниже.

– Это некомфортная погода?

Александр Никандров: В принципе, да. Мы запоздали с посевом, потому что была мокрая весна, потому и к уборке придём на месяц позже, но это тоже будет зависеть от того, какая будет осень. Сейчас, конечно, трудно прогнозировать. Слава богу, пошли дожди, может быть, что-то ещё поднаберётся.

– Но ситуация в регионе не критическая?

Александр Никандров: Критической ситуации нет, валовое производство зерна, масличных, кормовых культур мы возьмём за счёт площадей. Большую надежду возлагаем на кукурузу: она сейчас показывает хороший ход, посмотрим, как будет развиваться дальше, но погода сейчас способствует её росту.

– Царица полей в этом году хорошо себя чувствует?

Александр Никандров: Кукурузой на корм мы занимаемся уже не первый год. Есть хозяйства, которые пробовали выращивать её на зерно, но зерно получалось с 30-40 процентами влажности, тяжело сушить, большие затраты на сушку, поэтому в основном используем кукурузу на корм скоту, на силос.

Без аппетита

– Отражается ли такая погода на животноводстве и как?

Александр Никандров: На животноводстве, конечно, погода отражается. Только за июль мы ожидаем снижения продуктивности где-то в размере 20 процентов, потому что крупные хозяйства теряют ежедневно примерно две тонны молока: снижается продуктивность производства молока. Но мы планируем сохранить тот прирост, который был заложен с начала года, пока где-то на уровне полутора тысяч тонн. Думаю, что дальше наверстаем, потому что август будет прохладнее и будет легче.

– Говорят, в этом году из-за жары размножаются насекомые, которые могут закусать до смерти тот же крупный рогатый скот.

Александр Никандров: Животноводство в основном развито в крупных хозяйствах, и все хозяйства, как только началась такая погода, поставили скот на дворы, выпускают практически единицы.

– Что это значит?

Александр Никандров: Это значит, что скот поставили на стойловое содержание, кормят во дворах. Выпас в полях прекратили. Выпасают немножко молодняка, ну и некоторые мелкие хозяйства тоже продолжают заниматься выпасом.

– Приняли профилактические меры, чтобы животные не страдали?

Александр Никандров: Да. Большинство крупных хозяйств уже не один год используют круглогодовое стойловое содержание, поэтому они не выпасают коров, и молоко идёт более равномерно. Единственное, жара влияет на поедаемость кормов, которая немножко ухудшилась.

– У животных ухудшился аппетит?

Александр Никандров: Ну да.

– А с остальными животными?

Александр Никандров: С ними тоже тяжело. Но жара на птицу и свиней так не влияет, поедаемость не падает, потому что в помещениях более мощная вентиляция, чем в молочном животноводстве. Поэтому у птицы и свиней поедаемость и привесы сохраняются, здесь большой потери не будет. Конечно, они тоже тяжело переносят жару, но падежа нет ни среди птиц, ни среди свиней.

– Как чувствует себя рыбное хозяйство? Несколько лет назад на одной из ферм погибла вся форель, и даже пришлось помогать из бюджета, чтобы предприятие смогло существовать дальше. Пишут, что вода в этом году нагревается чуть ли не до 30 градусов, содержит мало кислорода и это некомфортно для рыб. Как себя чувствуют форелевые фермы, другие рыбные хозяйства?

Александр Никандров: Такая ситуация была в 2010 году: действительно, тогда в двух хозяйствах был большой падёж рыбы – у «Ветвеника» и у форелевого хозяйства в Пустошкинском районе. Второе, конечно, после этого катаклизма закрылось, а «Ветвеник» работает.

С учётом всех негативов летом наши сельхозпроизводители стараются уменьшить плотность посадки рыбы и сейчас более осознанно подошли к выбору места для выращивания форели, больше используют озёра с проточной водой. Сейчас рыба ушла на глубину, её не кормят.

Есть проблемы с молодью до 500 граммов: здесь наблюдается небольшой падёж, но не критичный. В принципе, это мы переживём. Когда в августе ночи станет холоднее, вода начнёт быстро остывать, нужно будет за счёт кормления увеличить привес рыбы.

– Научившись на ошибках того года, фермеры и организации стали поддерживать рыбу, чтоб она себя нормально чувствовала?

Александр Никандров: Да, совершенно верно.

– Слышали, что добавляют лёд в воду…

Александр Никандров: Да. Каждый выходит из положения по-своему. В принципе, у тех, кто уже давно занимается этим, проблем нет. В карповых хозяйствах карп сам уходит в ил, закапывается, поэтому здесь и в те годы не наблюдалось проблем с падежом, у них более-менее всё нормально.

То есть рыба приспосабливается сама – уходит на дно.

Александр Никандров: Да.

Ёрш под ударом

– Как обстоят дела с водными биологическими ресурсами в регионе? В соцсетях много фотографий с дохлой рыбой, вода цветёт, увеличивается количество водорослей, размножаются паразиты. Есть информация, что из-за такой погоды не будет снетка и ряпушки. Какая рыба может исчезнуть?

Дмитрий Козлов: Наверно, здесь нужно начать с другого: у любого водоёма есть свой жизненный цикл, при котором происходят естественные природные процессы заиления, накопления органического вещества. Скорость этого накопления зависит от глубоководности или мелководности водоёма: чем водоём мелководнее – тем эти процессы проходят сильнее и быстрее. И естественно, что аномальная высокая температура усиливает эти естественные процессы, то есть больше и сильнее размножается фитопланктон. Фитопланктон даёт органическое вещество, которое, окисляясь кислородом, который находится в водоёме, тратит этот кислород, и это вызывает замор. То есть замор происходит оттого, что много органического вещества.

– Замор – это?..

Дмитрий Козлов: Замор рыбы – гибель рыбы из-за отсутствия кислорода. Из-за температуры происходит активный рост фитопланктона, фитопланктон продуцирует большое количество органического вещества, которое распадается, окисляясь кислородом, который находится в воде, приводит к его уменьшению и вероятности заморных процессов.

Также следует отметить, что сейчас кроме высокой температуры часто стоит тихая, почти штилевая погода и естественные процессы перемешивания воды практически отсутствуют. Вода сверху прогревается, кислорода практически нет, и рыба страдает одновременно и от температуры, и от недостатка кислорода.

По последним данным ФГБУ ВНИРО (это научная организация, которая занимается рыбным хозяйством), в Чудском озере снижение кислорода может падать до 20-30 %, что, естественно, влияет и на рыбу. Много вопросов возникает, почему первым гибнет ёрш. А он, оказывается, наиболее подвержен заморным явлениям, и в большей массе гиблая рыба – это как раз ёрш.

Псковское озеро больше перемешивается, там более стабильные температура и кислородные условия, поэтому заморные явления чаще происходят как раз на побережье Чудского озера, несмотря на то что оно более глубоководное.

Дмитрий Козлов

– Какая рыба может пострадать? Это ёрш, я так понимаю?

Дмитрий Козлов: Пострадать может на самом деле любая рыба.

– Мы видим на фотографиях и дохлых лещей…

Дмитрий Козлов: Если уже страдает лещ, то это значит, кислорода становится ещё меньше, чем когда гибнет ёрш.

– Но какие-то данные о состоянии озёр есть?

Дмитрий Козлов: В Чудском озере падение кислорода может составлять до 20-30 %, в Псковском озере ниже 30 % от нормального уровня кислорода пока зафиксировано не было. Чем мелководнее водоём (а это многочисленные малые водоёмы области), тем он быстрее прогревается, а если он ещё и не проточный, то риск заморных явлений намного выше и там практически вся рыба может погибнуть. Но каждый водоём уникальный, индивидуальный.

– Есть ли конкретная информация о конкретных водоёмах, конкретных видах рыб?

Дмитрий Козлов: Основная масса информации идёт с Псковско-Чудского водоёма, и там массово гибнет ёрш, а о заморе ценной рыбы – лещей, судаков – информация отсутствует.

– А что касается снетка и ряпушки?

Дмитрий Козлов: Давайте начнём с ряпушки. Вообще численность ряпушки, её запасы в первую очередь будут зависеть не от температуры летом, а от условий нереста. Нерестится она в холодное время: это осень-зима. И успешность её нереста будет зависеть от ледового покрова, насколько он стабильно установится. В прошлом году ледовый покров практически отсутствовал, ряпушка, к сожалению, отнерестилась не очень хорошо, и запасы её молоди в этом году незначительные. Если в этом году зима будет с хорошим, устойчивым ледовым покровом, то в следующие годы можно будет ожидать увеличения численности ряпушки.

Что касается снетка, это вообще вид уникальный, у него есть природный семилетний цикл (плюс-минус несколько лет). И соответственно, пики численности снетка возникают периодами, он может на несколько лет исчезать и единично встречаться и в промысле, и в водоёме.

– На снетка влияет такая погода?

Дмитрий Козлов: Нет. Мы разговаривали со специалистами из ВНИРО, они не считают, что температурные аномалии будут влиять на численность снетка. Там своя цикличность, связанная с природным семилетним-восьмилетним циклом.

Осторожно: лоси!

– Есть информация, что из-за отсутствия влаги сейчас в лесах мало грибов, сохнут ягоды, кустарники и снижается запас пищи для диких животных. Кроме того, из-за серьёзного недостатка осадков мелеют реки и небольшие лесные водоёмы. Не снизилась ли популяция животных, не появилось ли больше больных зверей?

Андрей Горкунов: Судя по вопросу, вы спрашиваете про медведя? Это в Псковской области единственный хищник, который опасен для человека. Действительно, сейчас в области неурожай ягод, имеются случаи выхода медведей в населённые пункты. Что хотелось бы сказать? Не кормить ни в коем случае. При выходах медведя прошу незамедлительно обращаться в охотнадзор, то есть к нам в комитет.

– А есть информация, в каких районах или в деревнях они появлялись?

Андрей Горкунов: Это Псковский, Островский районы. Имелись случаи выхода медведя в населённые пункты, и на сегодняшний день приняты решения о регулировании численности охотничьих ресурсов в отношении двух особей.

– Мишки кушать хотят – и их отстреливать будут?

Андрей Горкунов: Ещё раз повторяю, это единственный хищник, который действительно может создать опасность для человека.

– А что касается других животных, которые живут в лесу? Как они себя чувствуют в такую погоду?

Андрей Горкунов: Сейчас была высокая активность насекомых. Как следствие, резко увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных. Особо это касается лосей. Первопричина – это слепень: он размножается в носоглотке лося, что очень больно, ну и, соответственно, это вызывает практически непредсказуемые перемещения лосей и, как следствие, дорожно-транспортные происшествия. Хочу обратить внимание граждан: до сих пор высока вероятность встречи с диким животным, особенно в вечерние и утренние часы. Наибольшую опасность для водителей представляет лось.

Андрей Горкунов

– А что касается кабанов, зайчиков, лисичек и волков?

Андрей Горкунов: Сейчас нет таких суровых условий на самом деле, нет засухи.

– То есть это не такие суровые условия?

Андрей Горкунов: Нет. Вследствие высокой активности насекомых мы имеем проблемы с вынужденными миграциями лосей. Всё.

Разрешите уточнить?

– Есть ли положительные моменты от такой погоды в этом году? Может быть, она благоприятная для каких-то видов растений?

Александр Никандров: Такая погода не очень благоприятна для растений. Единственный плюс – мы сейчас убираем зерновые быстрее, чем в предыдущие годы, уже 22 % площади обмолочено. И снижаются затраты на сушку, потому что зерно уже практически идёт с поля.

– То есть положительные моменты есть?

Александр Никандров: Да, положительные моменты есть.

– Это урожайность раньше времени?

Александр Никандров: Да.

– Уточняющий вопрос о количестве ДТП с животными. Прозвучала фраза про их резкое увеличение. Резкое увеличение – это сколько?

Андрей Горкунов: В среднем ежегодно порядка 40 таких случаев – сейчас их количество увеличилось.

– Понятно. И прозвучала фраза про неурожай диких ягод. Эти данные откуда берутся?

Андрей Горкунов: Можно просто сходить в лес и посмотреть.

– Я поэтому и спрашиваю: сходил в лес – и ягод много.

Андрей Горкунов: Каких?

– Черники, земляники.

Андрей Горкунов: Высохло всё. У нас с вами разные данные.

– Если судить по автомобильным трассам и по продажам ягод, то меньше их не стало.

Андрей Горкунов: Да. Тем не менее действительно меньше, и как показатель – это выходы медведей. Им кушать нечего.

– Жаркая погода сказывается на воспроизводстве, на будущей популяции диких животных?

Андрей Горкунов: Дикие животные, за исключением медведя, размножаются в холодный период, то есть не летом. Только у медведя гон в июне. У нас ценное виды охотничьих ресурсов – это типичные фитофаги, которые кушают растения.

– В общем, этот год отразился только на медведях. Что касается людей, как быть водителю, который сбил дикое животное?

Андрей Горкунов: Страховая компания возмещает ущерб, причинённый государству, если животное сбито не под знаком. Ну а ремонт – за свой счёт. Если же сбили под знаком, страховая компания просто не возмещает ущерб, причинённый государству. За лося ущерб составляет 80 тысяч рублей, за медведя – 40, если не ошибаюсь, но у нас единичные случаи таких ДТП.

– Медведь, наверно, так не носится, как лось?

Андрей Горкунов: За последние лет 10 я припомню один факт дорожно-транспортного происшествия с участием медведя.

– В продолжение разговора про нерест ряпушки: если сохранится тенденция к тёплой зиме, к жаркому лету, для одних видов это может быть хорошо, для других – не очень. Можно ли спрогнозировать, какие виды рыб смогут увеличить популяцию, а какие, наоборот, уменьшатся? И может ли какой-то вид попасть под угрозу исчезновения, особенно в промысловом значении?

Дмитрий Козлов: Если говорить про тёплую зиму и отсутствие ледового покрова, то под угрозой в первую очередь хладолюбивые виды – это ряпушка и чудской сиг, который у нас эндемик. Все остальные виды нерестятся весной, им нужен определённый период с определённой температурой, тёплая зима на них никак сказываться не будет. Общее потепление до 30 и больше градусов летом будет способствовать тому, что при условии хороших пищевых ресурсов будет увеличиваться популяция ценных рыб: это и лещ, и судак, и окунь в том числе.

– Есть уточняющий вопрос о дохлой рыбе в речке Многе.

Дмитрий Козлов: Я не готов комментировать, потому что эта ситуация больше экологическая, насколько я знаю, она не связана с природным воздействием. Это больше вопрос к эконадзору.

– И к природоохранной прокуратуре?

Дмитрий Козлов: Да.

Василий Тёркин
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...