Как поддерживают учителей в Псковской области – пресс-конференция в медиацентре ПАИ

Фото Андрея Степанова. 


Заслуженный учитель России, первый заместитель губернатора Вера Емельянова в медиацентре ПАИ рассказала, на строительство каких школ в Псковской области уже заложены деньги, сколько учебных заведений капитально отремонтируют в области, что надо делать, чтобы привлечь на работу молодых специалистов. Предлагает стенограмму встречи в медиацентре. 

- Друзья, добрый день. Приветствую всех в пресс-центре Псковского агентства информации. Вы все знаете, что на этой неделе мы официально отмечаем День учителя, хотя многие его встретили в пятницу, как водится, накануне. И на тему про учительство, про сферу образования мы пригласили сегодня поговорить Веру Васильевну Емельянову, первого заместителя губернатора Псковской области. Вера Васильевна, добрый день.

- Добрый день.

- Поговорим сегодня не только про учителей, но и про национальные проекты. Думаю, что если у вас есть еще какие-то вопросы, которые вы хотите затронуть, то вэлкам. Вера Васильевна, нас смотрят в прямом эфире наши коллеги из районных газет. Если у коллег есть вопросы, можно присылать их мне в Ватсап, обязательно задам. У меня первый вопрос общий: профессию учителя принято считать недостаточно престижной по одной простой причине – не совсем достойный уровень зарплаты. Я прямо буду говорить. Но, тем не менее, у нас много профессиональных учителей в школах Псковской области. Год от года в школы приходят много молодых учителей. Расскажите, пожалуйста, какая статистика у нас по учительскому составу в регионе и что, на ваш взгляд, привлекает молодых специалистов для того, чтобы идти в школу.

- Добрый день еще раз, уважаемые коллеги. Если позволите, пользуясь случаем, сегодня обращу свои слова коллегам, педагогам, учителям, всем, кто выбрал эту профессию на всю жизнь и, не думая о заработной плате, для себя принимал решение подарить все, что знает, людям, подарить детям и создать максимально комфортные условия для работы с самой удивительной аудиторией – с детской аудиторией, потому что профессия учителя – это, скорее, не ремесло, хотя и ремесло здесь должно быть очень высокопрофессиональным, это, скорее, призвание и желание самопожертвовать, желание самоотдачи, желание быть все время рядом с людьми.

Профессия учителя – профессия, безусловно, массовая, профессия чрезвычайно востребованная, профессия нужная, профессия, которая требует очень большой психоэмоциональной нагрузки и необходимости постоянно находиться в курсе всех дел, которые сегодня связаны с твоей работой. Но эта нагрузка сегодня, наверное, не каждому по плечу. И заработная плата сегодня, наверное, не столь высока, как она того заслуживает. Если говорить о формальных цифрах, то Псковская область, как регион, выполняя соответствующий указ президента Российской Федерации, выдерживает все необходимые показатели на протяжении всех лет и средний уровень заработной платы в полном объеме обеспечен нашим педагогическим работникам. Это средняя заработная плата, которая на сегодняшний день составляет 33 тысячи рублей, связана с тем, что учитель работает не на ту традиционную ставку, о которой мы говорим – 18 часов в неделю, и не имеет никаких дополнительных нагрузок. Это 25 часов в неделю, это дополнительные виды работы, связанные с классным руководством, иными занятиями в наших образовательных учреждениях. Конечно, этого уровня заработной платы достигает не каждый педагог. Поэтому сегодня, на самом деле, требуется очень серьезная работа по совершенствованию оплаты труда, с тем чтобы окладную его часть, которая сегодня является не столь значительной, повышать до необходимого уровня. Вы знаете, что совсем недавно даже поручение президента было дано на эту тему, и мы надеемся уже в 2022 году увидеть новый формат системы оплаты труда, который позволит педагогам себя чувствовать более уверенно. И администрацией области будут предприняты все необходимые действия для того, чтобы так оно и было на самом деле.

Сегодня в школах области работают 5770 педагогических работников. Это большая армия очень высококвалифицированных, достойных учителей. Однако мы понимаем, что профессия сегодня требует большого притока молодежи, поскольку средний возраст работающих в системе образования 50+.

Порядка 250 вакансий – это те живые вакансии, которые сегодня могли бы быть реально заполнены в наших образовательных организациях. Молодые педагоги в этом году пришли в школу. Их было 60 человек, они уже приступили к занятиям. Однако, как я уже сказала, мы готовы принять и большее количество. Но в то же время учебные программы, образовательные задачи решаются в полном объеме как раз благодаря тому, что многие учителя берут большую нагрузку, таким образом, ведут больше часов, и мы тем самым компенсируем тот дефицит, о котором я уже говорила. Более всего, конечно, мы нуждаемся в учителях иностранного языка, русского языка, математики, начальных классов. Собственно говоря, мне бы хотелось воспользоваться тем, что мы сегодня готовы принять на работу учителей по этим специальностям и, более того, поддержать их теми мерами социальной поддержки, которые сегодня работают в регионе.

- Одна из мер поддержки – есть такая у нас программа «Земский учитель». О ней довольно много говорили. Какой по этой программе объем поддержки учителей и насколько она востребована для сельских школ?

- Программа очень востребована. Мы сегодня находимся в совместном финансировании из средств федерального бюджета и региональных средств. Поэтому программа только-только начинает набирать обороты. В 2020 году к нам по этой программе прибыло 5 учителей, в этом году - 4 учителя. Хотя мы в разы больше делаем заявку на федеральный уровень и надеемся на отдельные специальные решения. Поскольку мы регион немногочисленный, есть сложности с точки зрения размещения наших школ. Далеко не каждый регион имеет такое количество сельских школ, удаленных, малокомплектных. И это накладывает отпечаток на желание приехать и проживать в таких удаленных местах. Поэтому мы продолжим работу, чтобы программа «Земский учитель» была более эффективной. Мы сегодня дополнительные меры принимаем на региональном уровне. В регионе продолжает работать программа подъемных для всех учителей, которые приходят в школу. Это 150 тысяч рублей в течение трех лет, по 50 тысяч каждый год получают наши молодые специалисты. Кроме того, сельский учитель также имеет дополнительные льготы для оплаты коммунальных услуг, для проезда к месту работы и обратно.

Хотела бы отметить, что сегодня мы активно продвигаем проекты программы, направленной на повышение популярности профессии учителя. На это обратил опять же внимание на последнем заседании Госсовета наш президент, рекомендовал более масштабно провести эти профессиональные конкурсы, конкурс на звание лучшего учителя года, который будет теперь проходить в прямом эфире, с большим участием средств массовой информации. Региональные гранты, региональный статус «Заслуженный учитель Псковской области» - в этом году 10 педагогов впервые получили такой статус. И мы в таких мероприятиях сегодня задействовали сотни учителей, которые также имеют и материальную, и моральную поддержку, что, на наш взгляд, является мощным фактором для привлечения внимания к педагогам. В регионе работают и демонстрируют свой профессионализм без малого 400 заслуженных учителей Российской Федерации, что тоже мы считаем важным стимулом для профессиональной работы.

- Вера Васильевна, а эти заслуженные учителя – они по каким предметам в основном? Есть такие данные?

- Они по самым разным предметам, в том числе и организаторы системы образования. В этом году хочу поздравить публично тех педагогов, которые получили такое заслуженное звание, ведь их единицы каждый год – один-два учителя. В 2021 году заслуженным учителем России стали Моисеев Иван Иванович, учитель физики Псковского технического лицея, мы все знаем прекрасно этого учителя, и Подкопаева Ирина Николаевна, учительница химии гуманитарного лицея города Пскова. Президентской грамотой в этом году также отмечена Фроленкова Надежда Михайловна, учитель истории из Пыталовского района. У нас очень высокий потенциал. Есть учителя, я бы сказала, мирового уровня, поскольку их знают далеко за пределами региона и их квалификация заслуживает самой высокой оценки.

- Мне почему-то всегда приятно, когда именно учителя-мужчины получают награды, уж не знаю почему. Вера Васильевна, возвращаясь к вопросу о молодых педагогах, молодых специалистах. Мы как-то уже эту тему обсуждали с вашими коллегами из управления образования. Я приводил в пример одну из псковских школ, где было много вакансий перед началом года, где было написано зарплата – 12 500. У меня был вопрос даже не к размеру этой зарплаты, а к тому, что таким образом, такими объявлениями никого не привлечешь.

- И никогда не привлечешь. Сейчас думаю, что многие педагоги, когда услышали, что средняя зарплата педагога в области составляет 33 тысячи, тоже будут не очень довольны, потому что окладная часть у нас на уровне прожиточного минимума, а затем начисляются компенсационные и стимулирующие выплаты. А кроме того, дополнительная нагрузка. Собственно, система оплаты труда так и формируется, но наша задача сегодня обеспечить более высокий уровень этой базовой части, стартовой части, с которой начинается прием на работу. И тот вопрос, который вы задаете, совершенно логичен. Когда на такую окладную часть приглашается специалист, то у него вряд ли появится мотивация для дальнейшей работы. У нас есть поручение губернатора – подготовить на этот счет соответствующие предложения, не дожидаясь федеральных рекомендаций. Поэтому к началу бюджетного процесса мы выйдем с такими предложениями к 2022-2023 году.

- Про инфраструктуру хочу поговорить. Этот вопрос постоянно обсуждается на заседаниях в администрации области, где Михаил Ведерников постоянно держит под прицельным вниманием национальные проекты. В прошлом году по сфере образования и демографии, по нацпроектам, по которым проходит образование, у нас было довольно много успехов, но и было за что критиковать, за некоторое отставание от сроков сдачи. В этом году что у нас интересного по этим направлениям, по этим нацпроектам, что появится или что отремонтируется по этим национальным проектам?

- На самом деле, внимание огромное, и средства в регион сегодня направляются значительные. Один из самых масштабных и глубоких проектов в нацпроектах – нацпроект «Образование и демография». На сегодняшний день три крупных образовательных организации в процессе работы по этому направлению. Заканчивается работа по строительству школы в Великих Луках на 800 мест. Активно ведется стройка в городе Пскове на улице Юбилейной, это еще одна школа на 825 мест. Подходим к организации конкурсных процедур, которые должны состояться в октябре, школы на улице Киселева, принято решение теперь по земельному участку, подготовлена проектная документация для того, чтобы ее разместить, это рядом с парком «Россия – моя история». И мы большие планы строим по поводу содержания работы этой школы как школы с глубокой гуманитарной, просветительской функцией, нравственной направленностью, которая нам сегодня так необходима. Заканчивается работа над строительством детского сада на улице Коммунальной на 120 мест, в этом году эта работа будет завершена. И мы надеемся, что уже после Нового года реально дети смогут этот детский сад посещать. В целом вы видите, что за последние годы более 16 объектов образования сдано, такого темпа не было никогда.

- Когда-то мы гордились одним садиком в пятилетку, я помню.

- А помните, и школы-то у нас 25 лет не строились. А теперь такой огромный поток проектов. Кроме того, вы наверняка знаете и слышали о том, что мы приступили к реализации проекта и по приграничным районам «Модернизация социальной инфраструктуры», объявлены конкурсные процедуры на подготовку проектов в четырех районах приграничных: Гдовском, Себежском, Пыталовском и Печорском, - таким образом, чтобы уже в следующем году реально приступить к этим работам. Решением президента выделены средства из резервного фонда на проектирование. Мы видим в проекте бюджета 2022-2024 годов уже лимиты на эти школы.

- То есть это уже не воздушные замки?

- Это не воздушные замки, это то, что мы можем увидеть в бюджете, и мы здесь видим очень серьезную поддержку президентом наших обращений. Губернатор очень заботливо отнесся к тому, что необходимо именно в приграничных районах эту инфраструктуру привести в современное состояние, это обращение нашло свое решение. И кроме школ, больниц другие учреждения будут ремонтироваться.

- Коллеги, какие у вас вопросы?

- Вера Васильевна, хорошо бы, чтобы этого вопроса не было, но жизнь показывает свое лицо. На этой неделе несколько школ ушли на дистанционное обучение. Дети только-только вернулись с каникул, только втянулись в процесс, а тут снова по домам. На ваш взгляд, насколько это эффективно сейчас?

- На самом деле, это решение абсолютно оправданно. Губернатор как руководитель штаба должен был принимать незамедлительные меры в условиях резко возрастающей заболеваемости коронавирусной инфекцией. И мы наблюдаем, что процесс этот как раз активизировался после того, как образовались, сформированы коллективы, после каникул и после длительного каникулярного периода. И те заболевшие, которые в этот момент имели место, обеспечили уровень взаимодействия всех вирусов, который и привел к такому всплеску. К сожалению, дети, как особо активная аудитория, могут и являются носителями коронавирусной инфекции. И несмотря на то, что учителя большие молодцы, они хорошо привились, у нас более 80% среди педагогов прошли вакцинацию накануне, но, тем не менее, это ведь не избавило от возможности взаимообмена вирусами среди большой детской аудитории. Она у нас самая большая и самая мобильная. Поэтому нам на сегодняшний день очень важно остановить поток передачи этой инфекции, остановить ее на всех уровнях. И мы рассчитываем, что та неделя, которая сейчас объявлена, поможет нам снизить ту вирусную активность, которую мы наблюдаем в регионе. Мы очень просим с пониманием отнестись к этому решению родителей, педагогов, всех окружающих, поскольку мы должны понимать свою личную ответственность за то, что может происходить. Мы же наблюдаем и количество вызовов скорой помощи, и количество заболевших амбулаторно и в стационаре. Мы вынуждены открыть сегодня еще одну больницу, которая будет принимать тяжелых больных. Мы видим рост смертности, который демонстрирует регион и страна. Поэтому у нас нет другого выхода, как остановиться, во-первых, а во-вторых, принять все меры к тому, чтобы наше поведение соответствовало нынешней ситуации. На этот счет каждый должен для себя лично принять соответствующее решение. Маска – это обязательно. И маска, правильно надетая, тоже обязательно. Дистанция – это обязательно. Минимум контактов, которые сегодня люди могут себе позволить. Сегодня вирусная инфекция нас с вами подталкивает к тому поведению, которое может быть безопасно. Я не сомневаюсь, что педагоги сегодня сделают все возможное для того, чтобы дети не пострадали, учебный процесс не был приостановлен, поскольку большая работа была проведена и в пандемический год.

И опять же, пользуясь случаем, хочу сказать учителям нашим большое спасибо, абсолютное большинство из наших педагогов научились мобильно, быстро перестраиваться в такой ситуации, а это тоже особая компетенция, особая коммуникация. Сегодня они работают в очном режиме, завтра им нужно использовать дистанционные формы, на следующей неделе они могут и должны пользоваться смешанными формами. Сегодня мы все находимся в быстро меняющемся мире и не должны в этом отношении никоим образом останавливаться, а продолжать свою работу. Решение абсолютно необходимое, оправданное. Не сомневаюсь, что оно поможет нам удержать ситуацию под контролем и продолжить очно и стабильно учебный год в полном соответствии с требованиями.

- У меня дополнительно вопрос по дистанционному обучению, не про заболеваемость. Если посмотреть родительские чаты в самых разных школах, то проблема у всех одна и та же: это вопрос технического подсоединения к той или иной цифровой платформе. У нас пандемия уже полтора года, и за это время в России не появилось единой цифровой платформы, к которой можно было бы спокойно подключиться, спокойно провести дистанционный урок. Может, вы в курсе, может, на федеральном уровне обсуждается единый кластер, к которому можно в интернете спокойно подключиться и получить дистанционный урок?

- К сожалению, сегодня единой платформы не существует. Работа идет и на уровне Министерства просвещения, и на уровне Министерства цифрового развития. Мы используем различные платформы, в этом как раз тоже способность учителя перестроиться и организовать эту работу с учениками. Но ресурсов достаточно, и ими вполне сегодня можно пользоваться. Главное, чтобы интернет был полноценный.

- У меня как раз вопрос по поводу высокоскоростного интернета. Хватит ли этого интернета, дойдет ли до самых-самых наших глубинок?

- Задача стоит, как вы знаете, до конца 2021 года обеспечить все школы высокоскоростным интернетом. Работа идет активно. 135 объектов образования сегодня уже подключены и работают в полном объеме. По моим данным, по данным того мониторинга, который мы проводим, до конца декабря мы задачу выполним в полном объеме. Будем надеяться, что я вас не подведу, не подведу своей информацией наших учеников и родителей. Это очень серьезный эффект, который позволит нам проще решать вопросы, о которых мы с вами сейчас разговаривали. Собственно говоря, большая работа параллельно идет и будет продолжаться – это повышение квалификации самих педагогов, это требует особых компетенций, особых навыков, учителя активно знакомятся с этим. Могу честно сказать, что в разных категориях учителей разная активность, но приведу некоторые цифры, которые говорят о том, что псковские учителя любознательны, что псковские учителя активны в своем повышении квалификации. Есть такие данные за прошлый учебный год: 8 тысяч раз педагогические работники получили различные консультации и прошли повышение квалификации через наш институт повышения квалификации, через центр дистанционного образования и иные формы, организованные в том числе и федеральным центром. То есть не по разу. Учителя стараются в этом процессе участвовать активно, поскольку возможности сегодня тоже разные. Можно это сделать очно, можно заочно, можно дистанционно. Поэтому там, где такая возможность есть, мы ее используем в полном объеме. Более того, около 1000 педагогов на федеральных площадках получали эти услуги, что тоже свидетельствует о высоком потенциале педагогов и заинтересованности их в своей компетенции. Совсем недавно в нашем институте открылся еще один центр повышения квалификации в рамках национального проекта, мы получили самое современное оборудование, которое позволяет сегодня проводить в абсолютно новом формате обучающие программы для педагогов региона и обучающихся. Я вас приглашаю туда, и может, одну из конференций мы проведем там. Такой аппаратуры нет даже на ГТРК.

- Наши учителя, кстати тут подумал, воспитали не только хорошую актрису, но еще и космонавта Юлию Пересильд. Это будет первый псковский космонавт.

- Это будет здорово, мы будем очень рады.

- Вера Васильевна, ловлю себя сейчас на мысли, что буквально не так давно – но оказывается, уже давно - мы говорили о том, что школы будут оснащаться компьютерами, когда компьютеризация шла школ, сельских школ. А сейчас мы говорим уже о том, что учебники загружены в планшет. Есть школы, где дети пользуются планшетами. На ваш взгляд, как педагога, насколько это эффективно?

- Мы сегодня живем в изменившейся ситуации, в изменившемся мире. Конечно, планшеты будут востребованы. Конечно, компьютеры будут востребованы. С гаджетами мы будем сталкиваться постоянно. Но учебник, книга должны и будут оставаться не просто важным инструментом, но и элементом образования. В это верю свято и считаю, что без этого мы не сможем решить очень многие вопросы, и воспитательные в том числе. Важнейшая задача школы и учителя – воспитать человека, воспитать способную для коммуникации личность. И здесь книга вне конкуренции своими ресурсами дополнительными. Наряду с тем, что мы постоянно обновляем и модернизируем учебно-образовательную базу, инфраструктуру, приобретая современную технику, большое внимание уделяется и пополнению школьных библиотек и учебников, которыми мы сегодня с вами пользуемся. Работа над совершенствованием читательской культуры идет и в рамках проекта «Образование», и в рамках проекта «Культура». Вы знаете, что мы совсем недавно открыли несколько модельных библиотек, которые самым тесным образом работают со школой, обеспечивая так называемое сетевое взаимодействие, что также является сегодня важным форматом работы образовательных организаций.

- Вера Васильевна, я хотел спросить про горячее питание в школах. Есть ли в этом году проблемы или нет? Все ли школы соответствуют нормам?

- Вы знаете, мы продолжаем работу по обеспечению бесплатным горячим питанием, соответствующее решение принято на региональном, муниципальном уровне. Предусмотрены и увеличены средства областного бюджета на эти цели. И если говорить одной строкой, то все ученики начальной школы, 1- 4 классов, а их почти 30 тысяч у нас, обеспечены горячим питанием. Есть у нас вопросы к некоторым школьным столовым, они стоят на контроле, и мы постоянно предписания Роспотребнадзора вынуждены выполнять и выполняем эту работу. Школы, которые сегодня не имеют школьной столовой, получают горячее питание вовремя по системе доставки, получают его в школы. Мы строим и ремонтируем школы, о которых я уже говорила, которые нуждаются в капитальном ремонте, и там школьные столовые уже будут, естественно, приводиться в порядок. В частности, Кузнецовская школа у нас стоит на особом контроле, потому что у них нет полноценной столовой, а есть отдельно стоящее здание, в котором организовано питание, его привозят, дети туда приходят, им приходится переодеваться, выходить из основного здания школы, что не очень удобно. Но, тем не менее, сегодня школьное горячее питание в начальных классах организовано в полном объеме.

Мы включились активно в программу капитального ремонта школ. Вы знаете, что в этом году принято очень важное решение, которое долго обсуждалось на всех площадках, но только в этом году мы получили системное решение на федеральном уровне по ремонту школ, которые нуждаются в капитальной реконструкции. Поэтому 40 школ в следующем году мы заявили в эту программу, и каждый год эта программа позволит примерно столько школ нам ремонтировать. Это тоже очень серьезное обновление всей системы образования.

- Вот прямо капремонт, не косметический…

- Прямо капремонт, капитальный ремонт. Нам сегодня важно как можно скорее сделать сметную документацию, просчитать расходы и вовремя подать соответствующие заявки. Новые школы – это здорово, это хорошо, мы уже говорили, что мы уже много лет не строили ничего нового. Но, создавая новую школу, мы понимаем, что большое количество школ нуждается в больших капитальных вложениях на ремонт. Да, мы там отремонтировали спортзалы и продолжаем этот ремонт. Да, мы там делаем такие пункты, как «Точки роста», 30 «Точек роста» только в этом году открыто, это отличное место для развития всех новых форм для преподавания предметов. Но сами-то школьные здания во многом нуждаются в обновлении, современно хотят выглядеть и совершенно по-другому создавать всю инфраструктуру.

- В общем, фонд школьного капитального ремонта.

- К дистанционному обучению, которое сейчас, можно подходить по-разному везде. Где-то это задание на платформах, где-то это видеоурок, который ведут учителя. Наверное, самый худший вариант – когда учителя присылают задание. Полагаю, что таких случаев у нас больше. Кто-то следит за этим? Есть какие-то нормативы? Сколько должно быть видеоуроков, сколько должно быть заданий на платформах, чтобы не сводилось все «Присылаем задание, читайте параграф такой-то»? Например, в нашей школе за все время, что идет пандемия, ни одного видеоурока в классе моей дочери не было вообще. О чем говорить, если на родительском собрании учитель не может открыть электронный журнал: ну извините, интернет у нас такой. Как им проводить эти уроки?

- Конечно, есть центр контроля, есть соответствующий центр оценки качества образования у нас при комитете, есть в самом комитете отдел, который занимается контролем. Данную информацию, конечно, нужно довести до сведения наших руководящих органов, и мы пригласим специалистов и посмотрим. Нормативная база в общем порядке существует. Но по каждому конкретному предмету невозможно регулировать, сколько у тебя должно быть видеоуроков, сколько у тебя в такой-то форме. Сегодня это компетенция учителя. Есть вопросы к тому, как организован этот процесс. И вмешаться и рекомендовать что-то учителю или школе, оказать им необходимую помощь и каким-то образом на этот процесс влиять. Конечно, самый худший вариант, когда задание выдается. Единственный способ – это самостоятельная работа учителя.

- Довольно распространенный, к сожалению, вариант.

- Сегодня это распространено, но мы все готовы сегодня уделить этому дополнительное внимание. Я приводила цифры, все-таки учителя многому учатся, и во многом это серьезный и адекватный уровень организации учебного процесса. Есть и то, о чем вы сейчас говорите. Будет все вместе на это влиять.

- Чувствую, наш ближайший гость в пресс-центре будет Андрей Ермаков, которому мы уже будет детализировать вопросы по конкретным школам. Вера Васильевна, большое спасибо за время потраченное, надеемся, у вас будет время снова прийти к нам в гости.

- Спасибо огромное. С праздником всех педагогов!

Все новости по этой теме читайте здесь.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...