Перспективы развития эко- и агротуризма – интервью с Вадимом Калиничевым

Фото ПАИ.

Что необходимо для успешного развития и продвижения агро- и экотуризма? Как сказалась пандемия на этих направлениях туриндустрии? Может ли агротуризм помочь в улучшении качества жизни на селе? Об этом и многом другом в медиацентре ПАИ мы поговорим с исполнительным директором Национальной ассоциации организаций по развитию сельского и экотуризма Вадимом Калиничевым. Предлагаем вашему вниманию стенограмму встречи.

- Вадим Львович, добрый день. Вы прибыли в Псков для участия в большом бизнес-форуме, посвященном вопросам развития сферы гостеприимства, в частности, будете у нас участвовать в конференции «Развитие сельского туризма, агротуризма и экотуризма». Какие вопросы будете обсуждать? Что стоит главное на повестке дня?

- Здравствуйте. Сегодня на повестке дня стоит много вопросов, целый комплекс вопросов, которые решаются. И самое главное, что на сегодняшний день в законодательстве наконец-то появился термин «сельский туризм», он канонизирован. И с 1 января 2022 года закон № 318, который подписан 2 июля президентом нашей страны Владимиром Путиным, уже будет действовать. И, соответственно, отсюда проистекают все те направления, которые будут способствовать развитию вот этого самого сельского туризма. Сразу про терминологию. На самом деле, часто у нас говорят: аграрный туризм. Но аграрный туризм – это только часть сельского туризма. И это именно поездки в сельскую местность с тем, чтобы поприсутствовать где-то, возможно, на объектах агротехнических. Наши коллеги из Агентства развития сельских инициатив в 2019 году проводили исследования, и в их результате нам стало ясно – до этого никто в этой сфере не проводил исследований, более-менее глубоких,  что сельхозтоваропроизводители – это те, кто предоставляет возможность присутствовать в аграрном туризме, получать отдых, отдушину для городских жителей. Таких около 10%. Остальные, кто предоставляет услуги в сельском туризме, в сельской местности, но не является сельхозтоваропроизводителями, кого невозможно назвать представителями именно агротуризма. Их на самом деле 90%.

- Это что, например, если объяснить на пальцах?

- Вот смотрите. Человек приезжает в сельскую местность. Недавно тоже проводили исследования, в этом году, та же самая ассоциация, Агентство развития сельских инициатив, это наши партнеры, наши коллеги, мы некоторые проекты делаем вместе, и они показали, что то, о чем мы раньше говорили, - отдых в сельской местности, отдых на природе… Некоторые хотят поехать, и запросы такие существуют: вы мне, пожалуйста, подскажите, где у вас можно отдохнуть, чтобы мобильный телефон не брал или интернета не было… Наша быстрая, скорая, суперактивная жизнь, особенно в крупных городах, накладывает свои отпечатки, особенно в крупных городах, на потребность части людей, не всех, но части в соответствующем отдыхе. Это естественно. Что мы все очень любим – это гастрономия. Местная гастрономия. Но здесь очень интересна связь того, что гастрономия не сама по себе дополняет сельский туризм, а и местная гастрономия получает производителей продуктов для местного стола, а они получают возможность не куда-то везти свою продукцию, а здесь же, через сельский туризм, ее реализовывать, продавать. Это этнография. Потому что страна наша огромная, с огромными возможностями, посетить юг Краснодарского края, где, допустим, проживают казаки с их этнографическими особенностями, это и наш север европейский, и не только европейский, но и Зауралье, где живут народы, которые всю жизнь оленеводством занимаются. Это тоже очень интересно, и сейчас тоже есть спрос на такие поездки. Это вопросы, связанные с экологией, экологический туризм. Собственно, экологический туризм – это такой вид туризма, когда люди знакомятся с природой, но максимально относятся к ней щепетильно. Не вмешиваются, всячески стараются поддерживать то, что есть. Больше того, есть целый ряд направлений в экологическом туризме, которые, наоборот, способствуют восстановлению мест, где мы, люди, нанесли урон природе. И способствуют очистке территории, проводят специальные акции, выбрасывают то, что после туристов остается. Это обязательно история. Посмотрите, сколько исторических мест в вашей области есть, и в сельских районах, они очень привлекательны для туристов. Многое можно сюда добавить. Сельский туризм как бы объединяет это все, одно без другого не может быть. И рыбалка здесь, и охота, и различные походы с рюкзаками.

- И гастрономия…

- Да, гастрономия, вы обратили внимание, я одним из первых назвал, без этого нельзя! Многие специалисты в сфере туризма говорят, что остаются в памяти вкусовые моменты, моменты, связанные с запахами, и так далее.

- То есть это одни из самых больших впечатлений, которые мы привозим из таких поездок. Вадим Львович, скажите, а какие факторы способствуют успешному развитию этих направлений туристической отрасли? Что для этого необходимо региону, чтобы хорошо развивать агротуризм и экотуризм? Какими условиями должен обладать регион?

- Людьми, которые заинтересованы в этом направлении, которые хотят это развивать, которые видят, что это непростое дело, но оно им по плечу. И властями, которые им в этом помогают. Я бы так назвал.

- Это вопрос кадров или все-таки вопрос личной заинтересованности?

- В первую очередь я сказал про людей, которые… Про профессионализм я пока ничего не сказал, но это очень важный момент, спасибо, что вы обращаете на него внимание. Но в первую очередь это люди, которые хотят заниматься этим и стремятся заниматься этим. Пример. Мы сейчас на базе Российской академии туризма проводим обучение, 60 человек в дистанционном формате проходят обучение. И мы проанализировали. У нас записался на этот курс 71 человек. Так вот как вы думаете, сколько из этих 71 человека профессионалов, имеющих хоть какое-то образование в сфере туризма?

- 10.

- 11. То есть люди, которые хотят. Там есть люди, которые по необходимости записались, им нужно получить документ о повышении квалификации. Но большинство из тех, кто пришел и записался на эти курсы, – причем желающих было гораздо больше, но мы знали, что только 60 человек можем, в рамках Фонда президентских грантов идет проект, мы можем оплатить только 60 человек, мы приостановили регистрацию, так вот, большинство людей пришли по собственному желанию. Потому что они уже занимаются либо хотят этим заниматься, рассматривают для себя возможность или невозможность этой деятельности. Я до этого очень долго занимался социальной адаптацией людей, которые переходили из одного состояния в другое, при смене социально-экономической формации. Я понимаю, как это происходит, что надо с этой категорией делать. Лучше потратить деньги на начальном этапе и показать людям, научить их, образовать их в этом вопросе. Показать, что это не так просто, как всем кажется. Сейчас часто с экранов телевизоров или по радио: вот этот сделал, у этого получилось. А вы покажите, сколько не сделано, сколько не получилось!

- Да, мы обычно слышим: вот кто-то решил покинуть большой город, приехать на село, открыть фирму, заняться производством и к нему потянулись уже люди…

- Хороший пример. Я, допустим, проработал этим летом один проект, по обучению людей, на стыке… Думаю, для Псковской области это тоже может быть интересно. Я делал это для Тверской области, ваши соседи, очень много общего… Обучение людей, как выстроить партнерство между музеями и сельским туризмом. Причем это обучение не классное, а именно от объекта к объекту, чтобы люди перемещались и изучали, смотрели, как это уже сделано. Так вот, мы взяли 5 объектов. Владельцами этих 5 объектов являются семьи – почему я говорю семьи, потому что это реально семейный бизнес. Причем в 2 случаях это вообще по 2 брата. Приехали из Москвы или ближайшего Подмосковья. Это 4 объекта. А на одном объекте – это представители семьи, которая всю жизнь прожила в Твери. Все люди с высшим образованием. Это такой посыл, правильный с вашей стороны, это очень хороший пример. Опять мы возвратимся если к исследованию 2019 года, о котором я уже сегодня упоминал, там из 100% изученных объектов сельского туризма 60% объектов было создано выходцами из числа городских жителей, а 40% - это местные жители создавали. Есть и другие примеры. Например, в Кенозерском заповеднике, это Архангельская область, там большая часть инициаторов – это местные жители. Но там просто в самом заповеднике, руководством заповедника создан такой социально-психологический микроклимат, что дети, подростки уезжают оттуда учиться, а потом возвращаются туда работать. И последняя реплика в этом плане, по этому вопросу. За последние 2 года – мы пока не можем это подтвердить цифрами – мы наблюдаем, что достаточно много молодых людей едет из городов и развивает там – может, не везде сразу как сельский туризм, но во всяком случае связанный с приемом гостей, с созданием каких-то объектов, с показом животных, и так далее.

- Как бы вы оценили, на какой стадии развития находится агротуризм у нас в стране? На начальной стадии или уже достаточно развитый?

- Если профессионально брать – конечно, на начальной стадии. Лес ведь долго живет когда? Когда есть большие деревья и есть подлесок. У нас сейчас, к сожалению, этого подлеска нет, а я что подразумеваю под подлеском? Это профессионально подготовленные люди, которые могут этому научить. Сейчас, к сожалению, мы в этом плане не можем похвастаться.

- У нас, очевидно, нет таких учебных заведений, которые готовят кадры?

- Должен вас разочаровать. У нас есть такие учебные заведения. Но они почему-то прекращают прием на эти специальности. Тимирязевская сельскохозяйственная академия, Волгоградская сельскохозяйственная академия, они до недавнего времени учили детей на соответствующих кафедрах, но сейчас эти кафедры слились с другими кафедрами. Я могу сказать, что в Тимирязевке последние 2 года вообще ни одного студента на эту специальность нет.

- Нет запроса у молодежи на это?

- Вы же понимаете прекрасно, когда тебе предлагают учиться на соседней кафедре на бюджете – или здесь небюджетные места, мама с папой должны оплачивать, то зачастую вчерашний школьник выбирает первое. Созданы такие условия!

Фото ПАИ.

- А что касается внешних факторов, которые влияют на развитие агротуризма, хотелось бы обратиться к нашей Псковской области, как бы вы оценили? Ресурсы, которыми располагает… Я сейчас не о людях. Должна ли быть развитой экономика уже хорошо на селе?

- А мы давайте с другой стороны посмотрим. Может ли сельский туризм быть той отправной точкой, на базе которой развивается территория? Возьмем какой-нибудь муниципальный район, любой, из вашей области. Конечно, может! Другое дело, там надо создать условия, чтобы там развиваться. Больше того: надо понять, в каких районах это может быть точкой роста. Просто потому, что нет других точек роста. Нет глины, из которой можно кирпичи делать, нет еще чего-то, но зато… Мы еще раз вернемся к началу нашего разговора, мы говорили, что сельский туризм, история, этнография, гастрономия… Мы же говорили, что очень много объектов, которые могут быть интересны для людей, приезжающих в сельскую местность. Потом, сейчас же виртуальная реальность. Сейчас можно приехать на развалины какого-то здания и показать туристу, как это здесь было, как здесь жили люди, что здесь происходило в тот или иной период. Это очень сильно, мне кажется, влияет.

- Вы хотите сказать, что агротуризм как раз помогает развитию и региона, и каких-то муниципалитетов в частности?

- Да, да, конечно.

- У коллег есть вопросы, пожалуйста.

- Вы упомянули Кенозерский заповедник, а его бывший директор теперь трудится директором Себежского национального парка, Надежда Подоплекина. Приятно слышать, что есть такая связь между Архангельской и Псковской областями. Хотел вас спросить, зацепившись за слова: рост спроса на такие поездки, туры, в глухие места, где нет мобильной связи. Есть корреляция между пандемией коронавируса и такими запросами? Потому что есть такая гипотеза, что народ настолько устал от этих неврозов, вызванных пандемией коронавируса, всех уже достала эта ситуация, ограничения, что люди хотят куда подальше и куда поглубже. Есть ли такая связь, на ваш взгляд, между пандемией и ростом спроса поехать в глубинку и закрыться от всего мира?

- Есть. И даже я упоминал исследование, которое наши коллеги проводили, оно еще не опубликовано, поэтому я могу говорить только без цифр. Примерно половина опрошенных, люди, которые могли в нескольких графах ставить ответы, так вот почти половина заявила, почему они хотели поехать в сельскую местность отдохнуть? Потому что они хотят уединения, они хотят отдыха от суеты городской и так далее. На самом деле, я бы связал это с той ситуацией, в которую мы в связи с ковидом попали сегодня, не полностью, а частично. Потому что на самом деле тот пример, который я вам привел, когда есть запрос, куда можно поехать без телефона, - этот пример мне привели еще лет 8 или 9 назад в Карелии. Никакой пандемии еще не было, даже близко. И сейчас мы видим, конечно, что это психологическое давление – сегодня работаем, завтра не работаем, потом непонятно, как дальше будет, работаем в режиме удаленки или в офисе 30%, - конечно, оно психологически на людей влияет, бесспорно. И объекты сельского туризма, кто развит на сегодняшний день, в этих условиях чувствуют себя очень хорошо. У меня есть презентация. Я взял с сайта одного из объектов – просто я отвечаю за то, что я делаю, я был на этом объекте много раз, это семейный объект в Волоколамском районе Московской области, - это объект сельского туризма. Там домики на значительном расстоянии друг от друга стоят, со всеми удобствами, включая кухни. У них тут и свое подсобное хозяйство большое, и площадь большая, на которой можно гулять, не пересекаясь с другими семьями. Семьи могут приезжать. Хороший интернет. Люди могут в режиме удаленки работать, а дети могут учиться. Они чувствуют себя замечательно! Когда я в апреле прошлого года, когда самый острый пик наступил, позвонил хозяйке и спрашиваю: как у вас дела? Она говорит: замечательно, до конца лета все забронировано, еще и приходится много отказывать. Поэтому – да, конечно, в определенной степени большие гостиницы, к сожалению, пострадали, а вот такие маленькие объекты, где люди могут быть изолированы… Представьте, городская семья, в панельном доме, контактов гораздо больше даже в режиме самоизоляции, нежели когда они живут самостоятельно, в отдельном домике. Неважно, в деревне ли свой дом или в садовом товариществе, или в таком объекте агротуризма. Конечно, это все взаимосвязано. И все это развивается на протяжении нескольких лет.

- Еще один вопрос. Кто основной клиент, у кого основной спрос на экотуризм, на сельский туризм? Гипотеза такова, что это жители мегаполисов, но мне кажется, что это все больше не так.

- Я сегодня утром, приехав сюда, участвовал в конференции Плехановского университета одним из спикеров. Как раз мы говорили в том числе и об этом. Если 2 года назад это были в основном люди от 45 лет и старше, по большей части, то исследования этого года показали, что сейчас очень сильно помолодела аудитория тех, кто... Опять же, мы с вами понимаем прекрасно, заграница закрыта, курорты, выезды закрыты, на наших курортах тоже яблоку негде упасть. А с другой стороны, появляется все больше и больше возможностей комфортно отдохнуть. Дороги строятся, объекты туризма совершенствуются, качество обслуживания улучшается, экскурсионная и другая составляющая тоже постепенно улучшается, идет вверх. Поэтому, конечно, сейчас помолодела аудитория, сейчас много желающих поехать семьями. Причем очень интересный результат последнего исследования: они опросили отдельно от 18 до 24 лет, от 25 до 34 лет, что бы они хотели получить.

- И что хотят получить обычно?

- Отдохнуть на природе, самые молодые хотят в пленэрах поучаствовать, фотографировать хотят. Кто постарше – их интересует просто отдых на природе, охота, рыбалка, до 35 лет. Семьи с детьми говорят о том, что их бы больше интересовал отдых на природе, знакомство с сельскохозяйственным бытом и производством. Они хотят детям это показать. И гастрономия.

- Хотят показать, что молоко дает корова, а не магазин.

- Это объективная ситуация! Мы же с вами прекрасно понимаем, что вкусно, качественно, экологичная продукция – это же нормальный запрос людей. А для производителя это нормальный сбыт. Я вам пример приведу, из Белоруссии. Они там впереди нас в этом плане. У них там это давно развивается, называется агроусадьбы. Это было в середине 2010-х годов. Приезжаю на одну агроусадьбу. Там хозяева сажают нас за стол, ставят картошку, сало кладут, еще что-то, и рассказывают: картошка, которую вы едите, выращена у нашего соседа, за забором. Сало, когда вы въезжали в наше село, второй дом слева под зеленой крышей – они свиней держат, мы у них все время сало покупаем. Что-то еще – вот те соседи. Хлеб у нас пекут на другом конце деревни, там пекарня. То есть смысл, когда мы говорим, что сельский туризм может быть тем самым локомотивом возрождения села, - люди должны понимать, что те, кто занимается развитием сельского туризма, они и их обеспечат работой. Они и их привлекут.

- Не пугает ли потенциальных туристов отсутствие инфраструктуры иногда, зачастую в сельских населенных пунктах? Я имею в виду транспортную составляющую, те же самые магазины…

- Знаете, я бы сейчас не сказал, что совершенное отсутствие… Во-первых, сейчас все мобильные, приезжают в сельскую местность на своем транспорте, заранее спрашивают. Хозяева, понимая, что к ним едут люди, тоже готовятся соответствующим образом. Я могу сказать, что не далее как в конце прошлой недели мы отправили в правительство, в частности, премьеру, в Минсельхоз и в Ростуризм наши замечания на эту тему, по той нормативной базе, которая была разработана Минсельхозом, по требованиям к объектам сельского туризма, к гостевым домам и так далее. Во-первых, это уже было заложено там, в какой-то мере, но мы что-то подкорректировали, подправили. Я к чему? Идет процесс, и это направление сейчас обсуждается, прорабатывается. И очень хорошо, что с участием нас, сообщества.

- Требования к гостевым домам – что имеется в виду?

- Все. Все. В полном смысле – все. Начиная с того, как гостевой дом должен себя представить в интернете, когда они приглашают гостей, о чем он должен писать обязательно, какая должна быть дорога, какое должно быть освещение, какого размера должны быть кровати, какие должны быть санузлы, какое питание, вопросы безопасности – возможность связи с правоохранительными органами, с медицинскими учреждениями, с органами МЧС, практически все.

- А готов ли турист к не очень комфортабельным условиям?

- А почему вы говорите – некомфортабельным? Я скажу, что очень во многих местах очень даже комфортабельные условия.

- Я имею в виду, что есть ли такие запросы, что не только отсутствие мобильной связи, интернета, но и хотят вообще максимально аутентично отдохнуть?

- Знаете, как раз многие – спасибо, что вы про аутентичность вспомнили, - многие как раз и хотят, чтобы это был не новодел, а чтобы это было старое, деревяшки, печка, баня. Я такой банщик, я люблю париться, но я только 2 года назад был первый раз в бане по-черному. Да, это было год назад в Архангельской области, я попробовал, что это такое. Но – давайте про эти вопросы поговорим. Я видел дома хорошие, пятистенки, даже, наверное, шестистенки, в Карелии. Когда внутри в доме встроен и санузел теплый, и душ теплый, и в сенях это все расположили. Все это сделано, все это встроено, все это работает, и зимой, и летом, тем более это Карелия. Это не юг Карелии, а центральная часть, там морозы бывают серьезными. Карельская деревня. И таких примеров я могу много привести. Я вам другой пример приведу. У нас в конце сентября в Улан-Уде проходила конференция, всероссийская конференция. Кстати, Бурятия очень активно развивается в этом направлении. Там здорово, и руководство республики поддерживает. Так вот, там один из выступающих привел такой пример. Это было где-то на Дальнем Востоке. Когда японцы приехали в один из домов, аутентичность, все там было сохранено, и там хозяева поставили биотуалет. А во дворе стоял замечательный домик с сердечком. Так вот, когда японцы посмотрели один вариант и второй, они там жили чуть ли не месяц, причем это видео есть в свободном доступе, - так вот они ходили только в домик с сердечком. Их биотуалет не устроил. Поэтому это тоже особенности.

- А как насчет запроса у туристов на занятия ремеслом, когда они приезжают?

- Если есть такое предложение, то, как правило, все с большим удовольствием занимаются, учатся – где-то берестоплетение, где-то есть скорняки, где-то люди варенье варят, где-то есть примеры, когда пошив какой-то. Очень много ткацких станков я видел, причем работающих. Туристы приходят, там сидит девушка, она рассказывает, показывает.

- Какие-то поделки из дерева, свистульки различные…

- Да-да-да, и из глины… Выпечка хлеба.

- То есть не только покушать, но и самим поучаствовать в изготовлении.

- Обязательно. Это же все людям очень интересно. Я недавно был в Юже Ивановской области, городок маленький. И мне хозяйка такого объекта показывала их фамильный дом, в котором выросли три поколения, родились и выросли. Так вот, они его переделали под объект, куда принимаются гости, там как раз санузел встроенный, все это работает, и печка – она нам показывает: русская печка, я девочкой была, в этой печке что-то готовила, училась готовить. А сейчас она мастер-классы проводит: мы печем хлеб, когда гости к нам приезжают.

- У нас есть такой замечательный пример в Псковской области, Печоры, где живет народ сето, и там все буквально из того, что вы перечислили, и все это есть, и туда очень много туристов приезжают.

- Вот надо людям помогать, кто занимается этим развитием. И здесь много, я считаю, это мое видение, очень многое зависит от глав администраций муниципальных, таких, которые сейчас в администрации занимаются этим направлением развития. Причем я сразу хочу сказать, что мы понимаем, что люди не только этим занимаются, на них в местной администрации много вопросов возложено, но кто профессионально занимается, есть результаты.

- У меня вопрос по поводу вашей ассоциации. Есть ли какие-то рекомендации тем или иным регионам в нашей стране, где нужно конкретно развивать сельский и аграрный туризм? Если мы берем исторические памятники, дает ли ваша ассоциация рекомендацию, что вот здесь было бы неплохо начать развивать сельский туризм, так как поток идет большой? И привлечение так или иначе какого-то частного бизнеса к этой местности?

- Давайте сначала про ассоциацию. Ассоциация у нас – членская организация, она создана в 2013 году, переживала и хорошие времена, и не очень хорошие. Это нормальный организм. Получше – похуже. В конце 2019 года были внесены изменения в устав, поменян практически весь менеджмент, просто от старых практически никого не осталось. И вот мы пришли новые, с 2020 года, с середины 2020 года активно занимаемся развитием. Она членская организация, то есть мы принимаем к себе в члены физических лиц, юридических лиц, у нас есть и индивидуальные предприниматели, и региональные ассоциации, и ООО у нас есть. Такой у нас набор. Сейчас у нас членская база потихоньку растет. Мы тоже не всех принимаем, а смотрим, кто чем занимается. Какие вопросы мы решаем? Это совершенствование законодательства в интересах тех, кто на земле работает, в первую очередь, формирует объекты сельского туризма, предлагает такие услуги. Мы занимаемся повышением квалификации, обучением и преподаванием, я немного коснулся этого. Взаимодействуем с Российской международной академией туризма, с другими учебными заведениями взаимодействуем. Меня, допустим, в Калининграде привлекают к обучению. Есть какие-то другие проекты, мои коллеги работают на Севере нашей страны, в других регионах. Теперь что касается рекомендаций. Мы таким образом выстраиваем партнерство в регионах, что если есть запрос, если есть какие-то заинтересованные люди, то мы тогда приходим и на взаимодополняющих условиях и началах оказываем содействие. Это может быть обучение, это могут быть консультации и так далее. Но прийти и сказать, что в вашем районе надо развивать… Мы прекрасно понимаем, что мы можем дать 10 рекомендаций, но если нет того человека, который готов сплотить вокруг себя людей, или нет того ядра группы людей, которые это могут начать и сделать, от наших рекомендаций результата никакого не будет. Другое дело – подсказать, как лучше это делать, исходя из ошибок других, помочь не допустить ошибки, - да, в этом плане мы готовы к взаимодействию. Главное – люди, люди, люди! Причем это могут быть… Еще раз говорю: у нас члены – и физические лица, и юридические лица, причем коммерческие, некоммерческие, и так на местах тоже. У нас сейчас две организации подали заявление на вступление, документы подали. Одна чисто коммерческая структура, а одна некоммерческая организация. И мы смотрим – а что они сделали?

Фото ПАИ.

- У меня сразу дополнительный вопрос о том, что люди, которые находятся, допустим, здесь, в Псковской области, у них взгляд может быть замылен, может, мы не видим этого района и его потенциала, который могут увидеть люди со стороны.

- Еще раз: если есть интерес, есть запрос – мы готовы соответствующим образом приехать и помочь в этом направлении, по-другому взглянуть. Но если нет такого запроса и руководство этого района не видит здесь перспектив, то… Я по характеру работы езжу. У нас есть район, где глава администрации – фанат этого дела, он видит, что это одно из направлений, которое – одно из, не самое главное, есть и другие направления развития, - он фанат этого дела, в хорошем смысле слова фанат, просто он понимает, что для развития района это надо развивать. И он привлекает нас, еще кого-то. А есть соседний район, глава совершенно не понимает, зачем это нужно и почему надо этим заниматься. Но там есть некоммерческие объединения, причем есть формальные и даже неформальные объединения, которые группируются между собой и начинают на власть давить снизу, что этим надо заниматься. Меня просто пригласили туда, привели за руку к главе администрации.

- Вадим Львович, вы сегодня уже неоднократно сказали про людей, что главное – это люди, их желание. А нужна ли какая-то поддержка со стороны государства для развития агротуризма?

- Опять я вернусь назад и скажу: нужна. Нужна поддержка, и финансовая нужна в этом плане. Этих людей надо высеивать, их отбирать надо. Кто менеджмент изучал, тот знает, что надо 3, 4, редко 5% - это лидеры, остальные ведомые. Надо этих лидеров, причем он лидер не в этой сфере деятельности, поэтому надо выбрать, найти этого лидера, надо найти человека, который бы здесь был заинтересован развиваться, вокруг себя людей объединять, развивать это направление. А для этого надо большое количество людей посвятить в эту идеологию. Надо организовывать какие-то курсы, семинары, я всегда предпочитаю выезд на конкретный объект. Привезти туда людей, показать, чтобы потенциальные люди, которые хотят заниматься этим направлением, встретились с конкретным человеком, послушали его, услышали, что он скажет: вот тут можно ошибиться, вот тут я споткнулся, а вот это у меня хорошо получилось.

- Конкретный опыт изучать.

- Конкретный опыт перенести – мы же понимаем, его повторить невозможно, но понять, в чем может быть твоя изюминка… Ведь если у нас все объекты туристические будут одинаковы, нам это надо? Конечно, нет. Все должны быть разные, у всех должна быть своя изюминка. Если кто-то сделал вот такой объект, то можно посмотреть, набраться и сказать: вот этого делать уже не надо, повторять не надо, надо уже что-то другое.

- Видите перспективы развития агротуризма у нас? Если мы сейчас на такой начальной стадии…

- Я 8 или 9 лет назад, меня пригласили преподавать на кафедру аграрного туризма в Тимирязевскую академию. Тогда у нас весь туризм был заточен на выезд, выездной туризм. Я тогда говорил: ребята, кто из вас пришел сюда, вы не пожалеете. Сейчас этому направлению не придается значение, но придут времена, когда будет развиваться у нас сельский туризм, экологический, аграрный. Я по-крупному говорю: внутренний въездной туризм. А это одна из серьезных частей внутреннего – а я надеюсь, что границы будут открыты, - и въездного туризма. Мне это очень кажется интересным.

- Но сейчас самое время развиваться…

- А сейчас нам ситуация, да, способствует! Хочет кто-то или не хочет, но ситуация способствует, запрос-то есть. Люди хотят отдыхать, это естественно. Пока люди работают, у них потребность в отдыхе от повседневной работы, рутинной работы не прекратится. И все.

- Спасибо большое. Коллеги, есть еще вопросы? Вадим Львович, может, хотели что-то добавить в заключение нашей пресс-конференции?

- Я хочу сказать большое спасибо тем, кто пригласил, кто организовал эту встречу. И если будет интересно, я с удовольствием готов работать. Спасибо.

- Спасибо большое, я надеюсь, что ваша сегодняшняя встреча пройдет плодотворно, принесет хорошие плоды, которые помогут развиваться такому интересному и востребованному направлению, как сельский туризм. Спасибо!

 

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...