Зачем киноактёру сцена и почему сниматься в сериалах не скучно – интервью с новым артистом Псковского театра драмы

Артист театра и кино Максим Митяшин переехал из Москвы в Псков и впервые в жизни поступил на службу в репертуарный театр. Разительные перемены, кажется, в его стиле: в 26 лет, подбираясь к вершине карьеры в ресторанном бизнесе, он решил начать всё с чистого листа и… подал документы на актёрский курс. Теперь же, несмотря на свою востребованность в кинопроектах, приехал в Псковский театр драмы.

О том, что Машков и Хабенский «не галочки в резюме, а партнёры», и о том, что делать, когда не имеешь никакого представления о своём будущем, – в интервью с Максимом Митяшиным. Увидим артиста на сцене в марте и апреле в спектаклях «Бовари», «Ревизор», «Отелло».

«Митяшин, иди»

– Максим, вы переехали из Москвы в Псков, вы впервые в жизни поступили на службу в репертуарный театр. Что вас к этому подтолкнуло?

– Три года назад я ушёл из театра Вадима Демчога «Арлекиниада» в Москве, и у меня остался только один спектакль в Петербурге – «Преступление и наказание» «Небольшого драматического театра». За три года я соскучился по большой сцене, по большому зрителю. Когда ты уходишь со сцены, а вслед тебе кричат «Браво!» или, наоборот, полторы тысячи человек замолкают в изумлении, – это наркотик. В этот момент ты понимаешь, что умеешь работать со зрителем, умеешь с ним разговаривать. Сейчас я выхожу на сцену и проверяю: а я ещё умею разговаривать со зрителем?

Я приехал сюда за новым опытом, актёрским и человеческим, за новыми ролями, за новыми партнёрами и перспективными режиссёрами. С точки зрения актёрской профессии это заманчивое предложение.

– Как в вашей жизни появилась актёрская профессия? Вы не из тех, кто мечтал о театральном институте, и в профессию пришли не сразу…

– Перефразируя слова моего персонажа из спектакля «Закрой глаза и смотри», «в жизни любого человека наступает момент, когда будущее просто исчезает». В моей жизни этот момент наступил. Мне было 26 лет, я работал управляющим в одном из лучших ресторанов Петербурга и осознал, что впереди пустота. Я стал искать себя в разных сферах, в том числе начал заниматься актёрским мастерством. В качестве тренинга преподаватель поставил передо мной задачу пройти вступительные испытания на курс Льва Эренбурга. И меня взяли вольнослушателем. Спустя полгода поступило приглашение стать студентом курса. Месяц я в панике бегал по монастырям и церквям, и мне хотелось, чтобы разверзлись небеса и Господь Бог самолично мне сказал: «Митяшин, иди». И через месяц Господь Бог устами моей подруги сказал мне: «Не понравится – уйдёшь. Иди». И я пошёл.

«Машков и Хабенский – это не галочки, это партнёры»

– Вы снимались в полусотне кинопроектов. Разговор о кино хотелось бы начать с провокационного вопроса: есть мнение, что сниматься в сериалах скучно. Так ли это?

– Когда ты едешь по лесу за рулём автомобиля «Мерседес» 1936 года выпуска, когда ты везёшь на себе пачки бутафорской крови и у тебя только один дубль, чтобы всё это вовремя взорвалось, – это не скучно. Когда ты летаешь на съёмки в новые города – это не скучно. Когда твой персонаж на протяжении четырнадцати серий в кадре практически ничего не говорит – это не скучно, это вызов, это по-актёрски любопытно.

Дело в том, что есть разные продукты, сериалы для разной аудитории. «Карамора» Козловского, «Содержанки» и «Большая секунда» для платформы Start, «Эпидемия» и «Перевал Дятлова» для ТНТ – это сериалы на уровне большого кино с отличным сценарием, с невероятными актёрскими работами для более изощрённой, придирчивой аудитории. В то же время нельзя списывать со счетов телевизионный формат, который востребован в нашей стране: когда между нарезкой салатов и вечерним чаем домохозяйки включают «Домашний», ТВЦ или «Россию» и следят за любовными перипетиями, мы тут уже говорим просто о других потребностях аудитории. А я как представитель профессии выбираю, сниматься или не сниматься. А если я снимаюсь, халтуры я себе не позволю.

– Вашими коллегами на съёмочной площадке были такие звёзды, как Безруков, Хабенский, Машков, Депардье. Что для вас значит такое партнёрство: опыт, пример для подражания, галочки в резюме?

– Работать с сильным партнёром, медийным или немедийным, наблюдать за его мастерством – это удовольствие. Это артисты, которые десятки лет не выходят из топа не просто так. Это видно на площадке: это сильные партнёры, которые знают, что делают. Я вспоминаю четырёхминутный монолог Дмитрия Поднозова в сериале «Охота на дьявола». Это был шестой или седьмой дубль, мы были вдвоём в кадре: он – лицом, я – спиной, – и я слушал его с открытым ртом (в прямом смысле), я восхищался уровнем его мастерства. Это просто «Боинг-777». Я ещё кукурузник: я умею летать, но грузоподъёмность не та. А это огромный «Боинг».

И, да, Машков и Хабенский – это не галочки в резюме, это партнёры.

– «Батальонъ» Дмитрия Месхиева – это один из первых масштабных проектов в вашей карьере, линия вашего персонажа Василькова проходит сквозь всю киноленту. Расскажите о знакомстве с Месхиевым и о съёмках фильма «Батальонъ».

– Первая сцена фильма: на вокзал приезжает поезд, четыреста человек массовки, чемоданы, суматоха… а вся сцена построена вокруг моего персонажа. Это огромная ответственность и при этом незабываемые впечатления.

Мой персонаж Васильков на момент кастинга был эпизодическим, с ним было всего две-три сцены. Меня утвердили по фотопробам. Но затем сценарная группа расширила его до линейного персонажа. И режиссёр Дмитрий Месхиев, который меня на эту роль не пробовал, который не знал меня как артиста, ходил и, как мне казалось, внимательно присматривался ко мне. А через несколько дней он сказал на площадке: «Митяшин, ты хороший артист. Я за тобой слежу».

– И следил он за вами вплоть до сегодняшнего дня, пока вы не оказались в нашем театре?

– Во время карантина наши пути снова сошлись. Мы вместе делали пробы в группе «Частный кастинг» в «Фейсбуке» (это профессиональное сообщество режиссёров, сценаристов, актёров). Благодаря пробам, которые мы записали вместе, я попал в короткометражный фильм известного сценариста Ильи Тилькина «Звезда». Через пару месяцев Дмитрий Месхиев предложил мне поучаствовать в его новом фильме «Хорошие девочки попадают в рай». Такая получилась цепочка сотрудничества вплоть до приглашения в театр.

«Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали…»

– У вас был один выход к зрителю в псковском театре – в спектакле «Ревизор». Поделитесь впечатлениями от ввода и от встречи со зрителем.

– Роль городничего актёрски оказалась невероятно амплитудной. В спектакле шесть или семь сцен, и в каждой сцене он разный. Я без лести насладился героем и спектаклем изнутри: его структурой, его режиссурой. Получил удовольствие от немногочисленных, но тонких и метких замечаний режиссёра. Видно, что Пётр Шерешевский сделал хороший, любимый продукт. В моём лице его режиссёрское видение встретилось с достойным по-актёрски персонажем, который это схватил и понёс зрителю.

– Ставите ли вы себе задачу завоевать сердца псковских зрителей?

– Я обожаю внимание зрителей, потому что это камертон моей работы. Желание завоевать зрителя есть, не скрою.

– Как зрителю проявить своё внимание?

– Хлопать, кричать «Браво!», дарить цветы, а дамам – закидывать меня трусиками и лифчиками. (Смеется.)

– Боюсь, что наши театральные зрители чуть скромнее…

– Ничего не знаю. Пожалуйста, запасайтесь необходимыми вещами и берите пример с фанатов «Битлз».

От циничного любовника в «Бовари» до брутального ревнивца в «Отелло»

– У зрителей есть время подготовиться до 8 марта, до премьеры спектакля «Бовари». Расскажите о своей роли в этом спектакле.

– Эта роль совсем не похожа на роль в «Ревизоре». Родольф – характерный персонаж, причём с очень непростым характером. Несмотря на внешнюю лёгкость, это сложный персонаж, потому что он становится трансформационным для главной героини. В жизни мы все зеркала друг друга, мы встречаемся для чего-то, мы друг о друга бьёмся, ломаемся или растём – это закон драматургии в искусстве и в жизни. Насколько нам удастся передать сложность этого характера, пусть оценит зритель.

– Сама история героини в нашем спектакле насколько глубока? Если утрировать, Эмма Бовари отдаётся страстным романам от скуки, будучи несчастной в браке…

– Нет, это история не про скуку, это история про нелюбовь. Бовари вышла замуж не по любви и тем самым уничтожила свою жизнь. Если хотите, это сентенция для зрителя и читателя: если вы что-то делаете не по любви, знайте, вы сами себя наградите адскими мучениями. Всё, что мы делаем в жизни не по любви, – это уничтожение. Приходите. Будет интересно.

– Вскоре мы надеемся увидеть вас в спектакле «Отелло» в главной роли. Насколько роль Отелло вам интересна, что любопытно исследовать на примере шекспировского персонажа?

– Отелло – практически моя противоположность в этой чрезмерной брутальности, в этой безбашенной влюблённости, в этой импульсивности в действиях. Это история о том, к чему приводит слепая ярость и ревность. Неужели эти чувства забрали у тебя язык, неужели ты не можешь поговорить с любимым человеком? Мне интересно исследовать этот вопрос, потому что у меня такого не было. Как это? Какой мужчина, какой тип, характер может так поступить? Это и профессиональное любопытство: мне надо сыграть так, чтобы зритель согласился. Значит, мне надо понять, как это сыграть, а для этого вытащить это из себя или из кого-то методом наблюдения.

– Посмотреть на вас можно и в Петербурге. Вы играете роль Свидригайлова в «Преступлении и наказании» в НеБДТ со времени выпуска. Расскажите об этом спектакле.

– Для меня Свидригайлов – это роль престижа. Это очень хорошая роль в замечательном и любимом спектакле. На момент, когда я начал её играть, мне было 29 лет, персонажу – 48. Было куда расти.

Безумно интересно наблюдать, как герой меняется со временем: как я его играл в 30 лет и как я на него смотрю сейчас, когда мне 41.

– Как изменился Свидригайлов за десять сценических лет?

– Он заматерел, стал размереннее, жёстче. Растёт градус циничности, которая свойственна персонажу. Когда я был молод, её было меньше, было больше страсти и пылкости в любви к Дуне. Сейчас любовь, конечно, есть, но цинизм по отношению к ситуации начинает зашкаливать.

В России или в Голливуде?

– Вы сказали, что по сравнению с кинозвёздами первой величины («Боингами»), вы ещё кукурузник. Что нужно сделать артисту, чтобы перейти из разряда кукурузников в разряд «Боингов»?

– Трудиться, трудиться и иметь хорошие актёрские амбиции. Нужно говорить себе: «Я хочу сыграть Отелло. Я хочу сыграть в фильме у Звягинцева. Я хочу сыграть в фильме с Евгением Мироновым», – и искать пути, как это сделать. Что нужно сделать, чтобы сняться у Звягинцева? Надоедать кастинг-директору? Я писал на электронную почту Андрею Звягинцеву несколько раз, и он мне лично отвечал. Надо напоминать о себе. Может, сейчас как раз время напомнить?

– Не могли бы вы рассказать о некоторых своих актёрских амбициях?

– Я хочу сыграть Клавдия (неважно, в театре или в кино). Я хочу сыграть Воланда (неважно, в театре или в кино). Неважно в России или в Голливуде… Вселенная, слышишь? Ну, лучше в Голливуде, конечно.

Я очень хочу сыграть в партнёрстве с Тильдой Суинтон. Я мечтаю сыграть в партнёрстве с Энтони Хопкинсом. Это не «Боинги», это космические ракеты. Они просто фантастичны. Когда я увидел финал фильма «Отец» с Хопкинсом, я подумал: «Если этот артист уйдёт из этого мира, это будет моя личная и профессиональная трагедия». Конечно же, я хочу сниматься для «Нетфликса», конечно же, я хочу получить «Оскар»… Тогда я буду знать, что мой труд интересен зрителям.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...