Организация работы детсадов, школ и изменения в ЕГЭ – пресс-конференция в медиацентре ПАИ

9 марта в медиацентре Псковского агентства информации состоялась пресс-конференция начальника Управления образования администрации города Пскова Анны Кузыченко. Спикер рассказала о проведении ЕГЭ и выпускных в 2022 году, об организации работы детских садов и школ в Пскове, а также ответила на ряд других важных вопросов.

Предлагаем вашему вниманию стенограмму встречи.

Анна Сергеевна, хотелось бы узнать, как сегодня происходит перестройка на дистанционное обучение, есть ли уже такой готовый, хороший формат, чтобы можно было одномоментно перейти на дистанционку? И как на это реагируют ученики и учителя?

– Я думаю, что за прошедшие два года мы все вынесли уроки и осознали значимость дистанционного обучения. Были периоды, когда мы искали варианты, подходящие конкретному классу и конкретному учителю. Но сегодня мы все в основном перешли на единую платформу в рамках конкретной школы. Задача была поставлена именно такая, чтобы в рамках школы, параллели или учебного класса родитель мог целенаправленно понимать, что на одной платформе у него все профильные предметы его ребенка.

Есть пока еще отклонения от этой стратегии, но, тем не менее, могу сказать, что мы вышли на систему собственного мониторинга, когда на сайтах образовательных учреждений вывешивается расписание уроков в дистанционном формате, вывешиваются ссылки, и любой родитель или представитель управления образования может зайти на этот урок и присутствовать на нем. Ествественно, авторизуясь должным образом, чтобы педагог понимал, кто вошёл.

Такие дистанционные посещения уроков со стороны управления образования и кураторов позволяют нам говорить о том, что теперь мы профессиональнее работем с различными системами дистанционного обучения. И наши педагоги слышат родителей, их замечания, они это учитывают. Думаю, что все уже поняли, что дистанционные формы обучения не являются приоритетными, но они необходимы в определенных ситуациях.

– А приходится ли потом наверстывать материал? Как показывает практика.

– Безусловно. Во время дистанционного обучения мы понимаем, что учебный план пересматривается с помощью сжатия материала, и затем ответственный педагог четко понимает, что, когда дети возвращаются в очный режим работы, он обязан наверстать то, что было сокращено в рамках дистанционного обучения.

ЕГЭ: Изменения и статистика

– Когда у нас в этом году закончится учебный год? Все ли классы уйдут на летние каникулы вовремя? И сколько у нас будет выпускников 9-х и 11-х классов?

– Самое стабильное в нашей жизни – это учебный график. Хочу сказать, что несмотря на все форс-мажорные обстоятельства и изменения в формате обучения, все уходят на каникулы в соответствии с учебными графиками, размещенными на сайтах образовательных организаций.

Традиционно к 24-25 мая мы с вами услышим последние звонки для 9-х, 11-х классов, а к 30 мая мы закончим учебный период для всех образовательных организаций на территории города Пскова. Говорить о том, что форс-мажор, дистанционный формат обучения или дополнительные каникулы продлили учебный год или, как многие родители говорят, съели каникулы наших детей, - таких оснований у нас сегодня нет.

Родители могут спокойно строить планы на летние каникулы для своих детей. Дети точно так же спокойно строят планы по поводу поступления, по поводу обучения и так далее.

В этом году у нас планируется в 11 классе 1 220 выпускников, все они прошли систему регистрации для сдачи Единого государственного экзамена, написали пробное сочинение как допуск к данной процедуре. В 9 классе выпускников 2 312. С точки зрения 11-классников, выпуск составляет примерно на 100 человек больше по сравнению с прошлым годом. Процедура пройдет в плановом режиме, насколько мы сейчас видим, в соответствии с эпидобстановкой.

Я подчеркну, наверное в первую очередь для родителей 11-классников, что два последних года в условиях пандемии мы сдавали ЕГЭ в новом формате, и каждый год ждали каких-то изменений. В этом году никаких изменений в сторону сокращения объемов или отмены экзаменов мы не ждем.

С 4 марта начались тренировки по сдаче Единого государственного экзамена регионального уровня. Они проходят у нас в городе, их график известен. Во время этих тренировок дети имеют возможность отработать организационные моменты, отработать ситуативные моменты, для того чтобы психологически быть готовым к стандартной процедуре Единого государственного экзамена.

– Если говорить об оценке ребят в этом году, как считаете, насколько они готовы? Какие предметы чаще выбирали для сдачи?

– Дети уже определились с экзаменами, которые будут сдавать. Мы попросили определить большее количество предметов для сдачи ЕГЭ, чтобы дети могли иметь максимальный возможный выбор в дальнейшем, для поступления в том числе.

По базовой математике заявилось 712 человек, по профильной - 510. Самым многочисленным предметом ЕГЭ по выбору традиционно остается обществознание, это практически 50% детей, 630 выпускников заявились на сдачу обществознания. Дальше в тройке лидеров биология, порядка 250 детей, и история, тоже порядка 250 детей. Самый непопулярный предмет в этом году по выбору – это у нас французский, три человека. 

– По-моему, в прошлом году тоже был французский.

– Да, но, тем не менее, находятся те, кому он нужен для поступления, дети его выбирают. Еще раз говорю, что у нас стабильно держит планку по выбору информатика, 185 человек. В среднем это та база, которая каждый год заявляется для того, чтобы поступить в профильные вузы.

– Будут ли в этом году перемены с точки зрения наблюдения за ЕГЭ? Каждый год происходит увеличение онлайн-камер, появляются новые правила по использованию учебников, контурных карт и так далее. Есть ли в этом году что-то такое, о чем родителям стоит знать?

– Спасибо за вопрос. Кардинальных перемен нет. Все остается на прежнем уровне. Все общественные наблюдатели проходят обучение, зарегистрированы в традиционном формате. Единственное - думаю, что родители 11-классников это уже знают, - изменился формат некоторых заданий по определенным предметам.

На федеральном уровне принято решение максимально уходить от тестовых заданий и делать акцент на практико-ориентированных исследовательских заданиях. Поэтому в этом году ЕГЭ в целом носит вот такое направление ухода от тестирования в большом объеме. С точки зрения организационной процедуры мы все то же самое ждем, и я еще раз напоминаю, что послаблений нет.

Единый государственный экзамен – это не только проверка знаний наших обучающихся, но и проверка стрессоустойчивости, поэтому детей нужно готовить, в том числе, и к этому. Это нормальная процедура, которую ежегодно проходят 11-классники, но она сопряжена с определенными формальностями, которые нужно соблюсти, чтобы не получилось ситуации, когда ты вроде все правильно написал, но за нарушение каких-либо организационных моментов у тебя будут сложности и перепроверка.  

– Я слышала, что по математике базовой или профильной будут какие-то усложненные задания, это так?

– Мы на сегодняшний день не готовы ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию. Мы понимаем, что ежегодно вокруг базовых предметов у нас есть различные версии, родители каждый раз говорят о том, что произошло усложнение, сократилось количество баллов и так далее. Пока нет оснований говорить либо в одну, либо в другую сторону.

– Спасибо большое. Тоже о конце учебного года хотелось бы узнать, есть ли сейчас понимание, как будут проходить последние звонки и выпускные вечера.

– Пока рано об этом говорить. Мы всегда говорим, что все в соответствии с эпидситуацией, но мы с вами можем в некоей степени ориентироваться на дошкольные учреждения, где утренники более систематически проходят. И последний период нам показал, что с соблюдением определенных требований можно провести массовые мероприятия, с указанием того минимального набора, который нужно будет выполнить как участникам, так и родителям и приглашенным. Сейчас говорить о том, что будут точно или не будут последние звонки или выпускные вечера, не может никто. Я обращаю на это внимание родителей с точки зрения бронирования общепита, планов на мероприятия. Ни школа, ни классный руководитель, ни директор школы, ни управление образования не может прогнозировать на май и на конец июня – будут ли или не будут отменены праздничные мероприятия по итогам учебного года. Поэтому все мы находимся в зависимости от эпидситуации. Нужно набраться терпения и дождаться ясности именно с этой точки зрения. 

Доступный детсад

– Спасибо большое. Теперь о планах уже по будущему учебному году. Хотелось бы спросить у вас, Анна Сергеевна, есть ли проблемы с местами в детских садах в будущем году для тех, кто приходит? Как правильно вставать в очередь, чтобы не опоздать, не пропустить место, чтобы потом не было проблем? Куда необходимо подавать документы и есть ли цифры, сколько деток пойдут в ясли и в детские сады?

–  Спасибо. Я думаю, что все уже постепенно пришли к четкому алгоритму, что вставать на очередь в детский сад надо с момента рождения ребенка. Можно себе упростить задачу тем, что встать в очередь через портал госуслуг. gosuslugi.pskovedu.ru – отдельный вход, можно там прикрепить все документы, которые необходимы, ваше заявление будет автоматически сформировано, вы получите подтверждение на указанный электронный адрес вашей почты.

Если нет возможности таким образом сделать, управление образования администрации города расположено по адресу Комиссаровский переулок, 7а. В понедельник и четверг, в приемные часы, вы можете принести подлинники своих документов в порядке живой очереди, поставить своего ребенка на очередь в дошкольное учреждение. Также многие родители в период пандемии положительно оценили тот способ, когда, фотографируя на смартфон свой документ, они присылали на почту управления образования и просили зарегистрировать ребенка, зарегистрировать изменения, например, в прописке, в желаемом дошкольном учреждении.

Точно так же сотрудник управления образования получает ваши документы, направляет вам подтверждение о том, что документы получены, и вы меняете всю необходимую информацию. Поэтому способа есть три, они работают, они имеют обратную связь, и здесь вопросов быть в принципе не должно. Хватает ли всем мест в дошкольных учреждениях? Думаю, с учетом активного участия региона в нацпроектах «Демография», «Образование», строительства яслей и дошкольных учреждений у нас с этим вопросом все в порядке.

С 1 апреля начнется распределение детей в дошкольные учреждения, и дети 2019 года все абсолютно получат места. Насколько я вижу сейчас по мониторингу очереди, в желаемые дошкольные учреждения. У нас 812 детей 2019 года стоит в очереди, они все будут распределены с 1 апреля. Думаю, что к майским праздникам все родители получат звонок от руководителя дошкольного учреждения, и у вас будет ясность с точки зрения, в какое дошкольное учреждение вы будете направлены. И для детей 2020 года рождения, которые имеют льготные условия для зачисления, то есть досрочные, будет открыто порядка 1700 ясельных мест. Это достаточно большая цифра. Я могу сказать, что она закроет порядка 92% от спроса, то есть от всех льготников.

Мы с 1 июля предоставим места в ясельных группах дошкольных учреждений города. Здесь не должно быть сложностей. И по опыту двух лет могу сказать, что активный спрос на ясли несколько снизился. Наши родители стали чуть позже отдавать детей. Связано это с двумя факторами. Первый фактор: программа демографии и рождаемости действует, есть более младшие дети, мама все еще находится в декрете, сидит с более младшим ребенком, поэтому не спешит отдавать своего в 2,5 – 2 года в ясли.

И второй фактор: конечно, это условия пандемии, когда мы более осознанно стали относиться к своему здоровью и здоровью своих детей с точки зрения адаптации к нахождению в стороннем коллективе. В этом году у нас была ситуация, когда мы отдельные места в дошкольных учреждениях центра города предлагали по три раза. Распределили часть детей – получили отказы от родителей. Запустили второй круг очереди, предложили им – нам опять говорят: нет, мы посидим, мы до 3,5, мы будем дома.

Только на третий раз смогли заполнить дошкольные учреждения. Это в первую очередь касается, конечно, центра города. Завеличье у нас по-прежнему максимально востребовано, но мы там тоже строим сады. У нас на подходе запуск детского сада на улице Коммунальной, мы знаем, так называемая в народе яма. Это второй корпус дошкольного учреждения № 50 «Красная шапочка». Заканчивается процедура получения лицензии на право ведения образовательной деятельности. Дети распределены туда, там так же ясельные группы, дети других возрастных категорий. И мы буквально со дня на день ждем, что этот детский сад, также построенный в рамках нацпроекта, заработает в полную силу.

Первый раз в первый класс

В этом году мы набрали 3 106 первоклассников. Было непросто, особенно с точки зрения территории Завеличья. С точки зрения прогнозов по выпуску из дошкольных учреждения и по миграции мы видим, что на сегодняшний день у нас потенциально увеличение на 200 первоклассников. Говорить о том, что станет легче, пока нет оснований. Будем искать возможности.

К сожалению, такой наплыв первоклассников всегда приводит к обратной стороне медали, когда мы вынуждены классы, которые по СанПиНам можно перевести во вторую смену, выводить во вторую смену. И родители тех детей, которые обучаются не в 1, 5, 9 и 11 классах, должны понимать, что в любой момент мы будем вынуждены их класс перевести для обучения во вторую смену, чтобы освободить аудитории, классные кабинеты для детей, кто не может обучаться во вторую смену. Во вторую смену по СанПиНам, мы с вами знаем, не могут обучаться дети 1-х классов, 5-х классов, 9-х и 11-х. Всем остальным по закону мы имеем право предложить обучение во вторую смену.

– Вот про лагеря заговорили. Пришкольные лагеря городские, это относится к вам? Будут ли в этом году работать пришкольные лагеря?

– Да, мы настроены на это. Сейчас будут весенние каникулы, с 21 марта по 25 число мы открываем пришкольные лагеря. Поэтому можно уже записываться в своих образовательных организациях. Объявление об условиях посещения пришкольных лагерей размещены в электронных дневниках. Точно так же мы настроены на работу летних пришкольных лагерей.

В условиях пандемии мы также не отказывались от этого формата работы, в этом году мы планируем как просто летние пришкольные лагеря, так и лагеря труда и отдыха, где наши дети могут также работать на условиях занятости несовершеннолетних с оплачиваемым временем работы. Летом обязательно это будет, и к этому я могу добавить, что управлению образования подведомственен загородный лагерь «Солнечный» в Печках, он также откроется и будет работать первую и вторую смены. Поэтому родители здесь точно так же могут строить планы. Мы не отказываемся от этой формы занятости наших детей. 

– А вот обычные пришкольные лагеря для какого возраста? Каких классов?

– И с первого класса, вся начальная школа, безусловно, охвачена будет пришкольными лагерями. А уже с пятого класса и старше могут быть предложены лагеря труда и отдыха, когда оплачивается занятость несовершеннолетних, и просто лагеря по присмотру.

– Алла Сергеевна, в этом году будет капремонт школ проводиться? Расскажите подробнее, не отразится ли это в дальнейшем на учебном процессе? Успеют ли до учебного года?

– Спасибо вам за вопрос. Конечно, это была, безусловно, радость для системы образования, когда из 15 школ, попавших в перечень капремонта, 7 из них – это Псков, это порядка 230 млн рублей, которые выделены из федерального бюджета, не затрагивая региональный бюджет, не неся нагрузку с точки зрения регионального бюджета.

На сегодняшний день по каждой школе отработан объем и виды работ. Мы провели очень серьезные консультации. Я очень благодарна учреждению «Стройтехнадзор», управлению строительства и капитального ремонта при администрации города Пскова – две структуры, которые под руководством первого заместителя главы администрации города Пскова Ивановой Ирины Викторовны лично выезжали, ногами прошли каждый метр в этих семи школах, посмотрели. Составлены графики работ, мы понимаем, что что-то мы можем начать точечно раньше, что-то позже. Но везде есть одна установка – к 31 августа работы нужно завершить. Все приводят в пример Великие Луки, где в отдельных школах, которые заявлены на капремонт, дети переводятся в другие школы. По городу Пскову нет такой технически возможности, нам детей переводить некуда.

В перечень капремонта попали школы-тысячники, в том числе 10-й лицей, 24-я, ППК, 21-я, 20-я школы. Это школы, в которых в первую-вторую смену дети учатся от и до, и там распределен каждый квадратный метр. Вывести такое количество  детей куда-либо совершенно невозможно. Поэтому ведутся переговоры с технарями, чтобы четко понимать: как мы можем замещать виды работ с условием графика текущего времени. Конечно, уверенно говорить, что все будет в срок и 1 сентября школы откроют отремонтированные двери для детей, сегодня, наверное, не сможет никто сказать. Потому что мы с вами находимся в новых реальностях, новых обстоятельствах, где денежные суммы меняют эквивалент, стоимостная оценка может быть совершенно иная. Но это одна из приоритетных задач администрации города, она находится на контроле у руководства, поэтому мы настроены только на положительный результат.

Я хочу предупредить жителей города, что в эти суммы заложены серьезные работы, но они иногда не видны простому глазу. Зачастую это замена отопления по всей школе, замена водоснабжения, замена и ремонт кровли и так далее. Для простого обывателя капитальный ремонт, в первую очередь, связан с обновлением косметики, с изменением внутри и тому подобное. Я бы хотела, чтобы не возникало потом ложного впечатления, что не видно, где эти деньги.

Наша задача – отремонтировать самые главные узлы жизнеобеспечения в наших образовательных организациях. И перечень работ составлялся именно с этой позиции. Потому что школы не имели капитального ремонта с момента постройки, и конечно, главный акцент был сделан на износе водоснабжения, теплоснабжения - того, что в любой момент может остановить систему образования конкретной образовательной организации. Поэтому все работают ежедневно над решением этой задачи, задача первостепенной важности. Поверьте, нет ни одного, кто находился бы в стороне.

Во всех школах, заявленных на капремонт, детсоветы, ученические советы, родительские советы должны быть вовлечены в решение по дизайн-варианту. Подбор цветовой гаммы по коридорам, по рекреациям, по изменению какого-то облика в школе – я прошу всех принимать участие, обращаться к руководителям своих образовательных организаций, чтобы всем потом было приятно находиться в отремонтированной школе. Сейчас идут конкурсные процедуры, все объявлено, любой строитель имеет право заявиться на данный вид работ. Поэтому ждем завершения конкурсных процедур, где и будет определен тот, кто будет работать по каждому объекту.

Кадровый вопрос

– Вопрос о кадрах. Пришли ли в этом году молодые специалисты? Каких учителей не хватает сегодня в школах? Каких бы вы хотели видеть в следующем году?

– Видеть хотим всех. Потому что обеспеченность кадрами на сегодняшний день составляет 93%. У нас с вами в школах и в садах работает порядка трёх тысяч педагогических работников. В целом в системе образования города Пскова порядка 5 тысяч сотрудников, которые ежедневно обеспечивают нашим с вами детям образование, воспитание и уход. К сожалению, из этой цифры, кто у нас работает, 57% педагогических работников – это люди старше 50 лет, и мощного обновления, конечно, в последние годы нет.

В этом году молодых специалистов пришло 37 человек. Это те, кто получил высшее педагогическое образование и пришел работать в школу или дошкольное учреждение. Это очень мало. В предыдущие годы у нас приходили порядка 60-80 специалистов, но мы все равно говорили о нехватке. Самая главная боль для нас – учителя начальных классов. Мы с вами должны понимать, что людей, которые закладывает базу для наших детей, не хватает. Я благодарна Псковскому государственному университету и отделению, которое готовит учителей начальных классов: перед началом этого учебного года мы вывели студентов старших курсов, изменили совместно с университетом маршрут обучения, зачли как непрерывную практику нахождение и работу с нашими первоклассниками. Это стрессовая ситуация, у тебя 5 или 6 первых классов, и только в трех первых классах есть опытный педагог начальной школы. Поэтому мы очень надеемся, что выпуск этого года будет несколько иным. 

Мы предоставляем муниципальное жилье для выпускников нашего университета. Мы говорили о том, что традиция заложена администрацией города, когда в муниципальной квартире по принципу общежития предоставляются комнаты для наших молодых специалистов. Это тоже некое подспорье. Наши руководители, директора стараются стимулировать на начальном этапе молодых специалистов, чтобы их удержать. Мы готовы рассматривать разные варианты, чтобы и в школу, и в детский сад пришли заинтересованные выпускники, остались там работать и работали в системе образования, несмотря на все внешние обстоятельства и все вызовы.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...