Оказание психологической помощи семьям с детьми – пресс-конференция в медиацентре ПАИ
23 марта в медиацентре Псковского агентства информации состоялась пресс-конференция, посвященная реализации проектов по оказанию психологической и консультативной помощи семьям с детьми и жителям Псковской области, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Гостями пресс-конференции стали директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Призма» Галина Летова и руководитель службы семейного консультирования, содействия, кандидат психологических наук Екатерина Ковалевская.
Предлагаем вашему вниманию стенограмму пресс-конференции.
– Галина Борисовна, мой первый вопрос будет к вам. Пожалуйста, несколько слов о вашем центре, чем он занимается, как давно существует, кто там работает?
Галина Летова: Я представляю Государственное бюджетное учреждение для детей, которые испытывают трудности в освоении основных общеобразовательных программ, социализации, развитии, обучении, – Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Призма» Псковской области. В центре работают высококвалифицированные специалисты, педагогические работники, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и врачи.
Учреждение представляет собой команду единомышленников, которые работают для ребенка, исходя из возможностей ребенка и во имя интересов ребенка. Центр представлен структурно тремя отделами. Специалисты центра обеспечивают деятельность центральной психолого-медико-педагогической комиссии, деятельность отдела, который занимается с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, это отдел раннего вмешательства и креативной педагогики.
С 2006 года у нас работают специалисты, которые занимаются профилактикой употребления психоактивных веществ среди детей, подростков и молодежи. Центр существует с 30 ноября 2001 года, он был основан на основе психолого-медико-педагогической консультации и активных, очень квалифицированных специалистов в сфере образования и инициативных студентов, выпускников Псковского государственного института тогда, нынешнего университета. И вот существует с 30 ноября 2001 года.
В проекте, о котором мы сегодня говорим, – оказание консультационной методической и психолого-педагогической помощи родителям, законным представителям ребенка и гражданам, желающим взять на воспитание в свои семьи ребенка, оставшегося без попечения родителей, в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», мы работаем с 2020 года. В этом году мы уже третий раз участвуем в проекте. В конце 2019 года мы участвовали в конкурсе, который был объявлен Министерством просвещения, выиграли среди других организаций, там участвуют сотни организаций в конкурсе. По-моему, в этом году те, кто выиграл в конкурсе, это 150 различных организаций, разного статуса, это муниципальные, государственные учреждения, это и некоммерческие организации, родительские, общественные и так далее, от детского сада до вуза. В этой работе участвует много специалистов, мы работаем уже третий год.
– Третий год, получается, в этом направлении?
Галина Летова: Да. Вот в первый и второй год в чем была суть нашего участия? Мы организовали в Псковской области, потому что первый год, было четко обозначено Министерством, что мы работаем только с родителями своей области, сейчас это расширилось уже. А тогда мы взяли на себя функции организации консультационной службы, то есть наши специалисты организовали сеть во всей области консультационных центров, где-то у нас было первый год 87 консультантов, второй год у нас было 83 консультанта. Это тоже педагоги различной направленности: педагоги, психологи, педагоги-предметники, учителя-дефектологи, воспитатели в детских садах. За первый год мы помогли специалистам образовательных организаций открыть такие сообщества родителей, как родительские клубы, в 12 районах.
– Это все в рамках проекта?
Галина Летова: Да, вот этого проекта, первого года. И, безусловно, каждый год дается такой количественный результат, это в конце года мы обязаны дать 10 тысяч консультаций психолого-медико-педагогической направленности.
– Это консультации взрослым, получается?
Галина Летова: Да, целевое назначение этого проекта, целевая группа – это родители, законные представители ребенка, то есть приемные родители, опекуны и родители потенциальные, те, которые хотят взять в свои семьи на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.
– Спасибо большое. Екатерина, прошу, вам слово. Расскажите о службе семейного консультирования и содействия и как тоже работаете в рамках этого проекта?
Екатерина Ковалевская: Спасибо. Я представляю службу семейного консультирования «Содействие», которая создана с 14 января этого года при институте образования и социальных наук в Псковском государственном университете. Служба создана также в рамках проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» для осуществления консультационной помощи родителям, законным представителям детей и также всем, кто хочет взять на воспитание в свои семьи приемного ребенка. В нашем штате 34 сотрудника, это психологи, дефектологи, педагоги различного профиля, которые оказывают различную методическую поддержку родителям. Есть специалист с юридическим образованием.
Скорее всего, в ближайшее время у нас появится педиатр, то есть специалист с медицинским образованием. Хочу отдельно подчеркнуть, что большая часть наших специалистов – это специалисты с ученой степенью, кандидаты наук, есть доктора наук, многие из которых являются также ведущими специалистами-практиками нашего города.
– Екатерина, давайте перейдем, в каких направлениях работает ваша служба, какие проблемы вы решаете. Со взрослыми, с детьми? С какими проблемами к вам обращаются?
Екатерина Ковалевская: К сожалению, условие нашего проекта – что мы работаем с родителями. Безусловно, мы оказываем всестороннюю помощь, но это родители или законные представители детей. Любой родитель может получить у нас психологическую консультацию, которая будет касаться не только вопросов воспитания, развития его детей, но также он может получить и психологическую помощь для себя лично. Сам родитель может обратиться к нам, со своими проблемами, и мы постараемся ему помочь. Также мы можем помочь по вопросам обучения ребенка, у нас педагоги-методисты, которые могут направить родителя, рассказать ему, как помочь ребенку в освоении школьной программы, как готовить домашние задания. Есть у нас специалисты-дефектологи, специалисты по работе с детьми с особыми возможностями здоровья. И у нас уже были запросы проконсультировать родителей, если у ребенка нарушение речи. Такого характера.
– У меня такой вопрос, Галина Борисовна, и вам и вам, Екатерина: все консультации, которые оказывают ваши службы и ваш центр, они бесплатные для родителей?
Галина Летова, Екатерина Ковалевская: Да, безусловно.
Галина Летова: : Дело в том, что я тоже хочу подчеркнуть, что целевое назначение этого проекта – это создание условий для повышения родительской компетентности в вопросах обучения, воспитания и развития ребенка. Но не только. Это еще и информирование родителей о их собственных правах, о правах ребенка в сфере образования, выработка, планирование какого-то алгоритма, когда родитель является потенциальным родителем, хочет получить ребенка на воспитание в свою семью, оставшегося без попечения родителей.
Это информирование родителей о тех учреждениях, о тех специалистах, которые могут решить какие-то проблемы, которые возникают при обучении и воспитании детей. И те консультации, о которых мы говорим с коллегой, эти консультации могут иметь разные формы. Они могут быть очные, они могут быть дистанционными, они могут даваться по телефону, по скайпу, они могут быть выездными, консультант может выехать к консультируемому, если есть такая необходимость. Но самое главное, что они должны выполнить несколько требований. Первое – это безвозмездность и доступность. Не важно, какое у человека образование, какой он компьютерной грамотности, какое место проживания, это должно быть безвозмездно и доступно. Второе – это то, что если у него есть ребенок и он на момент консультации не знает, куда его пристроить, центр консультационный, который оказывает консультацию, должен предоставить эту возможность присмотра какого-то за ребенком.
И третье, самое главное, – это удовлетворенность запроса. Вот мы работаем уже третий год, за два года, 2020-й и 2021-й, у нас 100-процентная удовлетворенность. Это выясняется при помощи опросника, анкеты, которую дают родителям, если очно это все происходит. Если человек получает дистанционную консультацию, все равно сведения в журналах, которые ведут консультанты, есть, и информационная система «Растим детей», которая у нас находится при Министерстве просвещения, они все это отслеживают по телефонам, по e-mail, высчитывают результат удовлетворенности. Это три таких обязательных условия должны быть выполнены.
– Давайте поговорим о конкретике какой-то. Мне хотелось бы спросить: как часто к вам обращаются родители? И, наверное, насколько востребованы ваши услуги? По вашей оценке.
Екатерина Ковалевская: Я могу сказать, что мы, помимо индивидуальных консультаций, которые могут быть и очными, и дистанционными, проводим еще различные обучающие вебинары и мастер-классы для родителей по различной тематике. Например, сейчас у нас идут вебинары «Неделя здоровья и физического развития ребенка». И каждый месяц у нас будут такие мероприятия по различным темам.
– К этим вебинарам может присоединиться любой желающий? К вам по запросу.
Екатерина Ковалевская: Из числа родителей. Любой родитель из числа…
– Обратившийся к вам. Вы говорите, что вот у нас будут вебинары такие, и…
Екатерина Ковалевская: Да, плюс у нас есть группы в соцсетях, где вся информация размещается, формы для регистрации. И родители, заполнив эту форму, сразу же получают всю информацию. Также одной из форм работы является проведение опросов, с обратной связью. Например, сейчас мы запустили опрос «Как помочь ребенку выбрать профессию». Порядка 100 человек этот опрос прошли, и сейчас мы даем им обратную связь по результатам данного опроса. Наверное, если говорить про нашу службу, то участие в вебинарах и опросах сейчас более востребовано. Туда обращается больше родителей, чем на индивидуальные консультации. Но в целом, да, регулярно, может, порядка на 20 консультаций в неделю индивидуальных у нас запросы есть.
– А какие вебинары уже прошли? Хотелось бы узнать, о чем вы там рассказываете?
Екатерина Ковалевская: У нас была в прошлом месяце Неделя повышения родительской компетентности, где поднимались вопросы психологического здоровья ребенка, психологических защит ребенка, детского тайм-менеджмента, физического развития ребенка. Потому что у нас есть специалисты, педагоги физической культуры, которые также проводят различные мероприятия. Сейчас у нас идет Неделя здоровья и физического развития ребенка. Буквально вчера был вебинар про детский стресс, который, кстати, по востребованности показал большую значимость. Сегодня у нас будет вебинар про горе, стыд и вину, нужны ли эти чувства ребенку. И также практически каждый день на этой неделе у нас будут вебинары.
– А для тех, кто не смог поучаствовать в этих вебинарах, но вы сказали, очень интересно, про стресс, будут ли они когда-то повторяться?
Екатерина Ковалевская: Да, вебинары могут повторяться, особенно такие востребованные. Плюс любой родитель, который хочет получить видеозапись, также может подать заявку, получить видеозапись и даже задать вопрос по результатам вебинара – мы даем контакты ведущих – и получить на него ответ.
– Пожалуйста, Галина Борисовна, как у вас с этим?
Галина Летова: У нас благодаря нашей сети, которая организована в области, родитель может получить консультацию прямо на месте, услуга приближена к нему. Но если он захочет получить консультацию какого-то другого консультанта, специалиста, проживающего в Пскове или в каком-то другом городе, у нас существует связь с ними. Во-первых, у нас есть диспетчерская служба по телефону, можно заранее договориться о консультации. У нас можно написать на сайт, это в любом случае. У нас может просто лично человек прийти и получить эту услугу, сказать, какая у него проблема. По опыту, мы можем уже сказать, что… Я слушаю коллегу, внимательно слушаю и понимаю, что мы говорим об одном и том же. Потому что тематика консультаций – в таком как бы круге. Это детско-родительские отношения, возрастные кризисы, это профориентационная подготовка ребенка к взрослой жизни, его социализация, это девиантное поведение, какие-то проблемы в школе, в классе, с преподавателями, с учениками и так далее, зависимые состояния – игромания, токсикомания, еще что-то. Эти вопросы вызывают интерес у родителей. Плюс вы спросили, как часто востребовано.
– Да, насколько востребовано?
Галина Летова: Насколько востребовано? Судя по нашей работе, очень востребовано.
– Можно сказать, что наши современные родители действительно хотят повышать свою компетенцию? И не просто, как некоторые семьи – завели ребенка, и – я знаю, как его воспитывать, и так далее. Но еще и хотят получать консультацию специалистов.
Галина Летова: Да, конечно, они заинтересованы. Самое главное, на консультации специалист доносит до некоторых родителей, что нет волшебной кнопки ни у одного из специалистов. Это совместная работа специалиста, ребенка и семьи. Вот я учитель-логопед, я знаю, что многие родители думают, что если нашли логопеда, он с ним занимается, и случится счастье. Если дома мама все это не будет автоматизировать и доводить до результата, ничего подобного не будет. Так же и у педагога-психолога. Так же и у любого предметника-педагога. Учитель дает вектор, учит – как, а дома ребенок должен это все отрабатывать, вместе с семьей. И семья иногда на консультации открывает Америку, что называется. Востребовано, потому что по опыту я вижу.
У нас в журналах консультаций мы видим всю службу. Иногда у некоторых консультантов в месяц получается чуть ли не 20-40 консультаций. Даже если 20 рабочих дней, а мы имеем право давать консультации и в свободные дни, и во время своего отпуска, и в выходные дни, когда есть необходимость у родителей и договоренность с ними. Бывает очень много консультаций. Это получается по 2-3 консультации в день, даже если возьмем 20 рабочих дней у специалиста. Бывают какие-то спады, бывают, наоборот, активные очень точки, например, подготовка к экзаменам.
– Как справиться со стрессом, да?
Галина Летова: Да. Или сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Какие права он имеет при сдаче экзаменов выпускных и так далее? Как логистику выстроить его дальнейшего образования? Специального профессионального, высшего профессионального? Ребенка-инвалида и с ограниченными возможностями здоровья. Разные вопросы возникают.
– Галина Борисовна, вы сказали, что очень давно работаете, с 2002 года. Насколько с годами эта востребованность в таких услугах, в таких консультациях выросла, как вы считаете?
Галина Летова: К сожалению, выросла. Почему говорю – к сожалению. Вроде бы, к счастью, что востребованность со стороны родителей и они хотят знать. Но судя по контингенту тех, с кем мы работаем, это дети с ограниченными возможностями здоровья. К сожалению, их стало больше. Так кажется на первый взгляд. Но когда мы разговариваем со своими коллегами, и с педагогами, и с врачами, скорее всего, их и не становится больше, а просто становится тоньше диагностика. Чаще обращаются к специалистам на раннем этапе. Если раньше, возможно, этот ребенок сидел и родители и не подозревали, что у него что-то не так, и рассчитывали, что он разрастется, то сейчас раннее вмешательство, ранняя диагностика показывают, что нужно с ним работать. Поэтому кажется, что этих детей становится больше.
– Но, может, раньше не было такого, как у нас в Советском Союзе, не было принято, не было специальных учреждений, где занимаются детками…
Галина Летова: Надо сказать, что учреждений-то было много, и была выстроена очень хорошая система дефектологическая. Другое дело, она была закрытая. И иногда родители этих детей боялись прийти со своей проблемой, они боялись такого какого-то состояния, что ребенок какой-то не такой. Понимаете? А сейчас открылось столько центров, столько отделений, и мы вместе, вот «Содействие», я смотрю даже по нашему городу. Когда мы начинали работать как специалисты, это были только специальные коррекционные сады или школы.
Сейчас это разные формы, разного статуса, и частные, и государственные, и муниципальные, и на уровне университета, и на уровне детского сада. Даже родительские клубы, которые мы помогали организовать. У нас есть свой клуб, в центре тоже, так и называется – «Компетентный родитель». Понимаете, родительский клуб – это немножко не то родительское сообщество, как собрание родительское в школе или в детском саду. Тут они становятся друзьями, они становятся единомышленниками, больше сближаются семьи, больше сближаются дети. Потому что мы-то работаем с достаточно серьезными ограничениями – это дети-инвалиды, это дети с умственной отсталостью.
– То есть это все-таки преобладающий контингент, да?
Галина Летова: С тяжелыми речевыми нарушениями. А вот просто как логопед я скажу, что очень много стало детей с речевыми нарушениями. Я думаю, что тут сыграли роль и гаджеты, которые все ругают. Потому что только недавно… Я являюсь еще и руководителем медико-психолого-педагогической комиссии, были родители, у которых ребенок почти не говорит, а ему уже 5-6 лет. Это определенное нарушение тяжелое речевое. Но мама с восторгом рассказывает, что он все понимает: я ему даю планшет и он там собирает картинки и все прочее.
Вот мы всей комиссией, врачи, педагоги, объясняли, что этого недостаточно. С вашим ребенком нужно говорить, не закрывая рот. Вызывать у него речь и так далее, чтобы он ее слышал, чтобы он ее понимал, чтобы он ее ощущал. Проще всего посадить за мультики, посадить за планшет, часами некоторые дети смотрят. Или, например, я слушаю коллегу, распределение времени, режим дня, так далее. У некоторых родителей спрашиваем: ребенок не тормозится даже, он все время в возбужденном состоянии. Он режим дня выполняет? Родители вроде современные, молодые, делают глаза и удивляются.
– Что такое режим дня?
Галина Летова: Мы спрашиваем у них: когда он ложится спать? У меня у самой был такой ребенок, как к логопеду они обращались: когда он у вас ложится спать? Мама томно говорит: когда прекращает работать компьютер. А когда он у вас прекращает работать? Она: ну, может, в час, может, в полпервого. А ребенок еще в школу не ходит.
– Я хочу сказать, что просто мое бытовое наблюдение. Мне кажется, очень мало сейчас уделяют внимания режиму дня современные родители. То есть он постоянно играет, занят, куда-то с родителями ходит, все меньше в семьях уделяют внимания дневному сну, вовремя ложиться спать, чтобы был режим питания.
Галина Летова: И взрослые, главное, мало говорят. Если мы будем следить сами за собой, мы поймем, что мы однозначно, односложно какие-то слова бросаем, понимаем, нам все время некогда, мы в такой гонке. И родители в таком же положении. Но когда они приходят на консультацию, им спокойно специалист говорит, что с ребенком надо как раз таки говорить. Я наблюдаю просто в быту сценку: мама идет по магазину, и ребенок еще в коляске, и она ему говорит – сейчас мы купим то-то, мы будем готовить ужин, придет папа. Я смотрю и думаю: вот у этой не будет неговорящего ребенка. Надо говорить, надо общаться, вызывать коммуникацию.
– Согласна. Екатерина, скажите, пожалуйста, кто к вам чаще обращается? Это родители, семьи благополучные или неблагополучные? Многодетные или нет? Кого больше из родителей интересует, как воспитывать ребенка? У тех, где первый ребенок, или уже есть старший, вот почему-то сейчас захотелось помочь, появилась надобность в консультировании? Кто к вам обращается?
Екатерина Ковалевская: Хочу сразу сказать, что мы не ставим себе целью отслеживать – благополучные к нам обращаются семьи или нет. Мы работаем со всеми. Анализ того, сколько в семьях детей, какого они возраста, мы ведем. И действительно, больше всего обращаются родители, у которых как минимум два ребенка и больше. Видимо, у них проблема, или они чувствуют большую ответственность, когда детей в семье несколько. В основном, конечно, возраст детей – от 3 до 7 лет. Чаще всего. Есть, конечно, и подростковый возраст, есть и старшеклассники, но в основном это дети от 3 до 7 лет. Дошкольный и младший школьный возраст.
– Галина Борисовна, как у вас?
Галина Летова: У нас, скорее всего, так же, но у нас даже больше школьников. Все же школьников. Ближе к подростковому возрасту. Дошкольники, подготовка к школе. И пошли школьники и даже уже юноши.
– Давайте назовем услуги, которые чаще всего вы оказываете.
Галина Летова: Чаще всего у нас консультации.
– Именно с логопедическим направлением?
Галина Летова: Абсолютно разные. За 2020 год мы дали 5 тысяч с чем-то консультаций, это было очно, остальные заочные, из 10 тысяч. В 2021 году было примерно такое же разграничение. Но если сказать, чего больше: логопедические проблемы, детско-родительские отношения, подростковые кризисы.
– Екатерина, как у вас?
Екатерина Ковалевская: У нас по анализу тех запросов, которые были, это в первую очередь психологические вопросы.
– Психологические – это какие, у ребенка и обращаются родители?
Екатерина Ковалевская: Да. Взаимоотношения ребенка в семье, с папой, например, взаимоотношения сиблинга, то есть между сестрами и братьями. Взаимоотношения в школе, школьная адаптация. Было несколько запросов по нарушению речи, но в целом самое распространенное – это какие-то проблемы в сфере общения ребенка и обучения в школе. Если говорить по характеру услуг, то у нас больше сейчас дистанционных услуг, потому что больше мы проводим вебинары, о которых я вам рассказывала. Но очных консультаций тоже достаточно много. Единственное, что мы пока натолкнулись на такую проблему, что родитель подает заявку, обращается, но когда консультант начинает выходить с ним на связь, родитель трубку не берет. Есть такие случаи. И наш консультант месяц-полтора прозванивается, потому что мы не можем бросить этот запрос, но почему-то человек не хочет брать и отвечать.
– Скажите, пожалуйста, как часто вам приходится оказывать помощь детям, то есть родителям, дети которых испытывают буллинг в школе? Или интернет-буллинг, или напрямую когда это в школе происходит?
Галина Летова: У нас эти запросы – не могу сказать, что какую-то львиную долю занимают консультаций, нет. Хотя я говорю: детско-родительские отношения, отношения сверстник – сверстник, это да, бывает. Такие вопросы поднимаются.
– Скажите, из вашей практики, когда родители обращаются к вам с проблемой, как часто проблема родителем надумана, то есть он придумывает, что есть проблема какая-то, или в основном это проблемная ситуация, которую необходимо решать? Знаете, есть такие ипохондрики, которые постоянно к врачам бегают, может, есть и у вас здесь такие же?
Екатерина Ковалевская: Я могу здесь прокомментировать как психоаналитик. Наверное, объективно проблему можно надумать. Но если в психической реальности родителя она возникла, то это уже реальная проблема, с которой надо работать. Потому что родитель, который будет считать, что это проблема, он будет менять свое поведение, он будет эмоционально реагировать. И это все будет отражаться на ребенке и на всех членах семьи. Поэтому, безусловно, к любому запросу нужно относиться серьезно, внимательно, даже если с виду кажется, что там что-то такое надуманное и нереалистичное.
– Спасибо большое. Я, наверное, слово коллегам предоставлю. Вдруг появились вопросы? А мы потом продолжим.
– Вот вы сказали, что есть те родители, которые запрашивают консультацию, но не берут трубку. А как много таких ситуаций? Просто мне кажется, что если человек пришел, обратился к вам за консультацией, то, соответственно, он хочет найти выход, он хочет решить проблему. Это же понятно, что в случае взрослый – ребенок больной взрослый растит больного ребенка. И чаще всего проблема-то в родителе. Насколько, бывает ли такое, что как только родитель понимает, что ему необходимо именно над собой, а чаще всего так и бывает, проделать какую-то работу, и он сливается, так скажем. И как вы: их отслеживаете или нет? Пытаетесь ли вы его вернуть в этот процесс психологического выздоровления?
Екатерина Ковалевская: Вы очень близки в своем комментарии. Действительно, я не зря об этом здесь и сказала, наверное, потому что, пользуясь случаем, я хочу достучаться до этих родителей и обратиться к ним. Возьмите трубку. У вас есть проблема – мы готовы вам помочь. Действительно, есть такой эффект: человек может записаться на консультацию, но внутренне он будет очень тревожиться. Потому что в любой случае любое внедрение в жизнь семьи, любая попытка решить ситуацию – это какие-то изменения. И не все готовы на эти изменения пойти. Это может вызывать страхи, тревоги и опасения. В терапии это называется сопротивление. Начинается сопротивление терапии, потому что иногда человеку легче жить, как все было, он уже привык так жить, чем применить какие-то усилия, признать, что это проблема, что ее надо решать и что-то делать. Вы правы. Я подозреваю, что это некие страхи и опасения, но то, что человек записался, я расцениваю как крик о помощи, еще раз призываю… Их немного, таких родителей, но, пожалуйста, ответьте нашему специалисту, и мы вам поможем.
– Еще такой вопрос. Бывает ли такое или есть такой регламент, что по результатам консультаций вы понимаете, что обстановка в семье не очень здоровая. Вы как-то взаимодействуете с органами опеки? Этот орган опеки, которого боятся, наверное, все родители. Каким-то образом это у вас налажено или нет? Или все-таки все остается в рамках вашего центра?
Галина Летова: Это не входит в компетенцию, особенно в рамках этого проекта. Тем более что некоторые родители могут обратиться вообще анонимно, не называть ни своего имени, ни своего телефона, ни своей электронной почты.
– А мне кажется, что если родитель обращается за помощью, то не все так плохо в этой семье.
Галина Летова: Может быть. А иногда есть такая категория родителей, когда обращаются… Вот мы говорим: родитель чувствует проблему, он обращается за консультацией. А бывают такие родители, которые не видят проблемы, но все равно обращаются, по рекомендации каких-то специалистов. Например, ребенок ходит в школу. Каждый специалист, педагог-предметник говорит: вам надо то-то, вам надо обратиться к психологу, вам надо обратиться к логопеду. Родители не видят проблему, но потом все-таки проходят свой путь, видят, что у ребенка возникают в обучении проблемы, начинают искать выход. Иногда не хотят обращаться к тем консультантам, к тем специалистам, которые работают в его организации. Знаете, кумира же в своем отечестве никогда нет, надо где-то в другом месте его искать. Они могут обратиться к любому другому. Некоторые даже не хотят сор из избы выносить, есть маленькие населенные пункты, они хотят обратиться к другому специалисту. Пожалуйста, 83, 87 консультантов на всю область, на любой вкус и цвет, что называется. От учителя физкультуры и до педагога-психолога.
– Скажите, а как вообще обстоит ситуация с подготовкой кадров? Потому что, понятное дело, что все эти правила воспитания ребенка, не знаю, можно это так называть или нет, они же очень сильно изменились, и подход, скажем так, нашего поколения и моих родителей, он уже не тот, он уже даже и работать не будет с этими современными детьми. И вообще уже многие вещи пересмотрены. Уже нет такого подхода: чуть что – по заднице, а меня по заднице били, я нормальный вырос. Кто тебе сказал, что ты нормальный? Сейчас в принципе отмечается та категория, что сейчас позже все рожают, и эта категория 30+ родителей, и они еще до рождения ребенка, очень большая часть их, являются посетителями консультаций у психолога. Хотелось бы понять, как эта переквалификация происходит, происходит ли у консультантов? Насколько учитывается смена времени, смена поколений, смена подходов вообще к воспитанию детей?
Галина Летова: У нас, например, в рамках проекта в 2020 году все 87 консультантов получили возможность получить дополнительное профессиональное образование. Это было заложено в рамках проекта. И постоянно, и в этом году, и в прошлом году, обязательно проходят курсы повышения квалификации или дополнительное образование. Другое дело, что с кадрами, господа, вообще не очень-то, плоховато. Я как директор организации могу сказать – плоховато. Вакансии есть, государство нам дает заработную плату, рабочее место, все, а специалисты, к сожалению, не приходят. Я очень часто слышу, когда в конце учебного года вузы докладывают: выпустили столько-то учеников, столько-то студентов-специалистов, выпустили столько-то. Мне все время хочется сказать: при всем уважении к вам, хочется, чтобы вы доложили – а сколько дошли до образовательных организаций? Или не до образовательных, а просто – которые занимаются проблемами ребенка? Каждое лето я жду, широко открываю двери и свои объятия, придите, пожалуйста. Сотрудничаю с университетом, чтобы приходили специалисты к нам, студенты на практику, что, может, они нас присмотрят или мы их присмотрим, понравимся друг другу, и они будут работать. Но, к большому сожалению, приходят единицы, и если приходят, то ненадолго. Потому что это труд. Достаточно серьезный. Труд тяжелый, который требует действительно больших компетенций, сердца, эмпатии и всего…
– Призвание нужно, наверное?
Галина Летова: Призвание. Мы иногда с коллегами говорим, очень редко приводят к нам одаренных детей. Мы и с одаренными работаем, комиссия обследует и одаренного ребенка, если есть необходимость у родителя. Но, к сожалению, к нам приводят, как правило, тяжелых детей, тяжелые жизненные ситуации, невротизированные родители. Не каждый человек хочет с этим работать. К этому надо иметь призвание. Ждем. Жаждем. Приходите. Центр «Призма» приглашает. Учителей-дефектологов. Педагогов-психологов. Логопедов. Ждем, раскрывая вам объятия. Приходите.
Екатерина Ковалевская: Наверное, здесь я готова добавить. Как заместитель директора института образования и социальных наук Псковского государственного университета, где как раз-таки учатся логопеды, психологи, мы готовы сотрудничать. И, конечно же, если у вас есть такой запрос, наши студенты придут к вам на практику.
Галина Летова: Есть, есть! К нам приходят психологи. Да, психологи к нам приходят. Особенно психологи деятельности служебной, они у нас были совсем недавно, несколько человек. Но нам хочется, чтобы они потом пришли. Пришли работать. Очень хочется, чтобы была смена. Потому что я как руководитель заинтересована, чтобы мы сдали людям, которые так же понимают нашу работу, так же любят детей, чтобы все лучшее от нас взяли и все лучшее современное дали нам. Чтобы была какая-то преемственность. Вот это меня больше всего беспокоит. Что старое поколение уйдет, а тот, кто эстафету подхватит, – маловато желающих.
– А можно я последний? Правда, последний. Вы сказали, что в основном родители обращаются с детьми с 3 до 7. А я бы хотела затронуть еще одно состояние, о котором вдруг стало не стыдно говорить во всеуслышание, – это психологическое состояние мамочки и папочки, которые думали, что ребеночек – это счастье, а получив этого ребеночка, мама вообще на дне становится, и папу тоже обухом задевает. С послеродовыми депрессиями можно ли мамам к вам обращаться? Потому что сейчас стали об этом говорить, стали говорить об этих случаях, это очень тяжелое состояние для мамы, которое, естественно, отражается и на муже, и на ребенке, и она вообще боится об этом говорить.
– Фактически родители с нуля.
–Да, такая новая реальность. Есть ли такой запрос у вас?
Екатерина Ковалевская: Запросов на работу с послеродовой депрессией пока не было. Но мы можем работать, у нас есть специалисты, которые специализируются на этом, и с мамами, и с папами, потому что папам, безусловно, тоже нужно помогать. И здесь следует помнить главное правило: психологическое благополучие ребенка начинается с психологического благополучия его родителей. Поэтому, прежде всего, при малейших изменениях настроения, мотивации, снижения стремления к общению, каких-то пессимистических взглядов… Здесь родитель должен задуматься, и действительно, чем быстрее обратится, тем лучше, специалисты помогут, и тогда они уже смогут не пребывать в каких-то мрачных настроениях, а обрести, почувствовать эту любовь к ребенку, стать открытым к его воспитанию.
– Хотелось бы задать вопрос актуальный по поводу весенних каникул, на которых сейчас пребывают дети. Их не стало в автобусах, если вы могли заметить, и на улицах их нет. Они собираются, играют в компьютер, играют в телефоны. Как родителям привлечь внимание к себе и к совместным занятиям, оторвав от телефона и компьютера? Это же очень важно, быть в общении с семьей. Может, дадите 5 советов?
Екатерина Ковалевская: Пять не пять, но главный совет – родитель должен начать с себя и, прежде всего, оторвать себя от гаджетов, от каких-то забот, обратить свое внимание на ребенка. А потом, я думаю, они смогут найти, чем им заняться. Поэтому, я думаю, главная проблема в том, что родители, постоянно уставшие от проблем, от работы, от новостей в телефоне, от соцсетей, в которых они тоже сидят. У них просто не остается энергии: не то чтобы заниматься развитием ребенка, но и просто даже с ним поговорить, пообщаться. Как коллега и говорит, родители не хотят даже разговаривать с ребенком. Поэтому главный совет. Может, вы еще добавите.
Галина Летова: Я подтверждаю ваши слова, согласна полностью. Я всегда родителям говорю. Иногда родители говорят: ребенок не любит читать. В нечитающей семье очень мало, из миллиона один, из тысячи один может появиться читающий ребенок. Ребенок, который видит читающих родителей, обязательно будет читать книги. Так же и здесь. Если родители не имеют сами никакого интересного досуга, они не приучили к этому досугу и своих детей. Так, коллега?
Екатерина Ковалевская: Да.
– Есть один еще очень серьезный вопрос: мы все слышали новость о том, как 6-классница обратилась к депутату, что у нее были недетские проблемы с отчимом. И она нашла выход вот такой, может, ей подсказала мама, может, она сама догадалась обратиться к человеку, которого видела с экрана, слышала в новостях. Как в идеале должен был поступить ребенок, если в семье такая ситуация, как поступить маме и вообще? Как в такой ситуации кричать о помощи?
Галина Летова: Я думаю, что помимо того, что ребенок может обратиться к маме, есть еще другие варианты. Есть единый телефон доверия, которым ребенок может воспользоваться. Этот телефон есть в каждой образовательной организации, на самом виду. В организации может быть педагог-психолог, он может подойти к нему. Он может подойти к какому-то значимому взрослому, это может быть не только педагог. Это может быть соседка, это может быть сестра подружки и так далее. Выход всегда можно найти. Просто ребенок должен об этом знать. А вот чтобы он об этом знал, нужна работа классного руководителя, нужна работа психологической службы организации.
– О том, что, если у ребенка есть проблема, надо…
Галина Летова: Если есть проблема, ты можешь обратиться, ты не один.
– Порой работа психолога в школе заканчивается тестиками. Даже по своим помню, если приходили дети, обращались, то это… Психолог какие-то тесты давал, а практической пользы не наблюдалось. Выговариваться приходили. Не знаю, как сейчас, если честно, не слышала. Спасибо вам большое за ответ.
Галина Летова: Можно добавить? Я, конечно, не психолог, коллега лучше разбирается. Но когда я слышу, что родители рассуждают, как вы: а что этот психолог? Пришел, тестики дал, и все. Тестики – это не просто тестики, это диагностика, это львиная доля его времени рабочего, у психолога. Другое дело, что психолог в образовательной организации должен быть – мое убеждение просто насмерть, что называется, – не один, понимаете? Психолог должен заниматься, по закону, с детьми, которые имеют ограниченные возможности здоровья. Того требует закон. Этих детей он должен сопровождать. Психолог должен сопровождать детей, которые пришли в первый класс. Адаптация к школе или адаптация к среднему звену. Психолог должен заниматься профориентацией. Психолог занимается социально-психологическим тестированием по употреблению психоактивных веществ. И все это один психолог. Если в школе 100 человек детей, а мое убеждение, что отдельный психолог нужен еще педагогическому коллективу, потому что это тоже люди, а не роботы, и эмоциональное выгорание никто не отрицает. Поэтому, получается, один – выполняет роль пожарного. Где загорелось – туда бежит психолог. Когда случается что-то – вот вы сказали, история с отчимом, или ребенок какие-то суицидальные наклонности показывает, или он ушел из дома, бросил учиться – тогда вспоминают, где наш психолог, и бегут к нему. Но это одна единица, одна.
– А нужна профилактика, да?
Галина Летова: В любой школе должна быть служба психологическая, как когда-то, когда она начиналась. Помните, вы-то люди достаточно молодые, но все равно вы, наверное, помните. Когда заговорили о том, что будет психолог в школе, когда-то, в незапамятные времена, речь-то шла, и все специалисты грезили, что это будет служба, целая служба. А потом начались другие времена, и все решили, что обойдемся так. А когда, простите, клюет, то вспоминают про психолога. Их должно быть много, специалистов.
– Чтобы предупреждать вот эти ЧП, да?
Галина Летова: Конечно. Мы сколько раз, когда стали заниматься этими проблемами профилактики психоактивных веществ, всегда говорили, на каждом совещании: должен быть не просто практикующий психолог, а психолог-превентолог, который профилактикой занимается. Пусть их будет 5, 6 человек. А у нас, бывает, на большую школу… Когда что-то случается, начинают выяснять, грубо говоря, копать под психолога. Я всегда сочувствую своим коллегам. Иногда спрашивают: вы хоть знаете в лицо своего психолога? Вы знаете, как его зовут? Так этот бедный психолог только и может сказать «Здрасьте» всем детям в школе и сказать «До свидания». И изредка прийти с тестиками, потому что ей надо знать, с кем она работает. В первую очередь, она должна провести диагностику. Маловато их, маловато. Правильно? Согласны, коллега? А это огромный труд.
Екатерина Ковалевская: Полностью поддерживаю. Это же огромные перегрузки. И какого человеческого ресурса хватит, эмоционального? Это же эмоционально подходить, к этим переживаниям.
Галина Летова: Обработать эти тестики, вы-то написали эти тестики, а она должна принести, обработать, сделать анализ, дать выкладку руководству. Для чего-то она их тестирует? Что с ними делать? А кто делать-то будет? Опять она. А там в другом месте пожар.
– Спасибо. Галина Борисовна, Екатерина, в заключение нашей пресс-конференции я попрошу вас рассказать, куда можно обращаться и по каким вопросам? Где это можно узнать? По вашему центру тогда.
Галина Летова: По вопросам оказания консультационной помощи, абсолютно по всем вопросам, можно обращаться к нам в центр по телефону 72-71-41 или на официальный сайт org575pskovedu – это наш сайт. Можно обратиться. Во всех районах нашей области есть консультационные центры, в образовательных организациях есть стенды информационные, в управлениях образования во всех муниципалитетах есть сведения о консультационных центрах в их районе, где находятся консультационные центры, и персоналии всех консультантов. Можно обратиться в любое время. И по разным вопросам диспетчер службы может сказать, куда вам обратиться лучше. Если обращаются к нам, вот по этому телефону к диспетчеру, он может сказать: вы из какого района, идите туда, можете получить помощь там.
– Вот по этому телефону, да?
Галина Летова: Да, 72-71-41.
– То есть можно позвонить из района по этому номеру и узнать, где в районе куда обратиться?
Галина Летова: Да, да.
– Хорошо. А так можно зайти на ваш сайт и там тоже все найти?
Галина Летова: Да. И каждая образовательная организация наверняка своих родителей на родительских собраниях, на собраниях, которые проводит классный руководитель или психологи, они обязательно говорят, что у нас есть такие-то консультанты, там-то и там-то консультируют.
– Галина Борисовна, могут обращаться те, у кого между родителями и детками проблема, школа…
Галина Летова: Любые, абсолютно любые вопросы. Вопросы обучения, вопросы воспитания, вопросы социализации детей, вопросы детско-родительских отношений, вопросы сопровождения ребенка с УВЗ, абсолютно разные. Каждый специалист имеет тут свою квалификацию, свою направленность. Вам помогут.
– Спасибо большое. Екатерина?
Екатерина Ковалевская: У нас тоже. К нам можно обратиться через сайт, у нас самое активное взаимодействие с родителями идет через группу «ВКонтакте».
– Нужно забить «Служба семейного консультирования «Содействие»?
Екатерина Ковалевская: «Содействие.ПсковГУ». Думаю, так он найдет.
Галина Летова: У нас тоже есть.
Екатерина Ковалевская: У нас есть электронная почта – Sodeistwie@pskgu.ru. Сейчас мы создали Телеграм-канал, к которому тоже можно присоединяться. Есть номер телефона, но я плохо подготовилась, он мобильный.
– Екатерина, если зайти на вашу страничку «ВКонтакте», там можно все это найти? И телефоны, и Телеграм-канал, и как на сайт выйти?
Екатерина Ковалевская: Да, да, все можно найти.
– У вас тоже есть страничка «ВКонтакте»?
Галина Летова: Есть, есть.
– Я напомню, что это центр «Призма» и служба «Содействие». Вот, все уже нашли, все легко и доступно. И тоже по любым вопросам.
Екатерина Ковалевская: По любым вопросам, да, безусловно. Единственное, так как уже были случаи, когда звонят и говорят: мне не нужна консультация, вы с ребенком позанимайтесь. Так, к сожалению, по условиям проекта мы не можем делать. Мы работаем только с родителями. Поэтому рассказать родителям, как заниматься с ребенком, как с ним взаимодействовать, предложить ему какие-то конкретные техники, упражнения мы можем. Но заниматься напрямую с ребенком, к сожалению, нет.
– Но это, в первую очередь, делается для того, чтобы родители не перекладывали свою ответственность, проблему с больной головы на здоровую, а занимались самостоятельно.
Галина Летова: В таких случаях, когда обращаются по поводу деток, мы направляем их просто к психологам, какую образовательную организацию они посещают. Потому что некоторые родители даже не знают, есть ли у них психолог. Они в таком неведении находятся. Мы им говорим, что вы можете обратиться, потому что все специалисты сопровождения – логопеды, дефектологи, психологи, которые работают в образовательных организациях, они ведь помимо этого проекта занимаются консультационной деятельностью. Часть их работы профессиональной – это консультирование родителей тоже.
– Но позвонить к вам в центр или к вам в службу – вы в любом случае направите и перенаправите.
Галина Летова: Конечно, направим.
– Спасибо большое, Галина Борисовна, спасибо большое, Екатерина. Во-первых, благодарю за вашу деятельность, которая очень полезна и очень важна. Спасибо за то, что нашли время и пришли к нам ответить на наши вопросы. Спасибо.
Галина Летова, Екатерина Ковалевская: Спасибо.