Об игре на ложках, плавании и почему певец раньше не ходил в музеи – в эксклюзивном интервью с Николаем Басковым
Во время визита певца, актёра и телеведущего Николая Баскова главному редактору телеканала «Первый Псковский» Надежде Назаренко удалось пообщаться со знаменитостью. О впечатлениях звезды от музыкальной школы № 1 имени Н. А. Римского-Корсаков, о необычном напутствии детям и их родителям, а также о талантах, сольфеджио и веяниях времени читайте в эксклюзивном интервью телеканалу «Первый Псковский».
Отцы и дети
– Мы рады вас приветствовать в нашем древнем славном городе Пскове. Расскажите, какими судьбами вы у нас в городе?
– Получилось так, что у меня в Пскове очень много близких друзей, и когда они узнали, что я еду сюда, то сказали, что здесь есть замечательная, уникальная детская музыкальная школа, которую отреставрировали и только недавно запустили. И я подумал: надо приехать и посмотреть, ведь музыкальная школа – это моё детство, я тоже ходил в музыкальную школу. Но в такую красивую, достойную, роскошную школу я не ходил никогда!
И вот сегодня я испытал просто музыкальный трепет гордости за то, что талантливые дети, которые сюда приходят и ищут свой путь выражения в музыке, учатся именно в таком заведении, которое и показывает на самом деле, что такое культура. В этой школе чувствуется отношение к нашей российской культуре. Не только как сделаны залы, не только какие инструменты – а гордость: дети приходят туда, где они понимают, что это храм.
– Так понимаю, вам понравилось?
– Очень! Мне очень понравилось!
– Акустика (вы сделали акцент).
– Ну конечно, а как же! (Поёт.) О как звучит!
– Благодарю! Вы пообщались сегодня с ребятками, посмотрели на их таланты, вы сделали им замечательное напутствие по поводу родителей – почему сделали такой акцент?
– Я сталкивался в своей жизни со многими ситуациями – и с прекрасными, и с менее прекрасными, и на протяжении всей моей жизни на 90 % родители оказались правы. Я такой человек, который очень близок с родителями, где-то лет в 16 я понял, что родители – это не люди, от которых надо что-то скрывать, а люди, с которыми можно решать свои проблемы и обходить колдобины, которые возникают на твоём пути, и не падать.
Помогают именно родители, потому что они тоже уже прошли определённый путь, у них есть своё мировоззрение, видение. И я понимаю, что каким бы я ни был ребёнком, со своими плюсами и минусами, для моих родителей всё равно буду их ребёнок. И ничего непростительного для родителей нет, что бы ни сделал ребёнок. Но чтобы он не сделал то, что повлекло бы за собой какие-то не очень удачные изменения в судьбе, должен быть диалог.
Это я до детей и хотел донести – может быть, даже кто-то услышал, кто-то понял. Если даже один или два меня услышали, как говорится, услышанный человек – это уже победа.
– А родителям что бы вы пожелали?
– Скажу вам честно по своему наблюдению: детям не надо мешать. Если вы хотите, чтобы ребёнок играл на инструменте, то вы его подведите к этому, но посмотрите, нравится ли ему этот путь. Профессионал вырастет только в том случае, если он будет жаждать этого. Вот если вы чувствуете жажду в своём ребенке к тому или иному предмету, либо в спорте, либо в музыке, либо в изучении иностранных языков, всё что угодно, вы чувствуете жажду – дайте ему напиться этим предметом. Не понравится – не заставлять.
Не надо заставлять: когда ребёнка заставляешь, у него внутренне происходит заглушённое отторжение. И вот это отторжение копится, копится, копится – и ребёнок не может себя реализовать, потому что он делает это неохотно, ему это неинтересно, и тогда нет в глазах огня. А вот когда ты горишь этим!..
Вот я, например, в шесть лет безумно хотел научиться играть на ложках. Родители мои сначала подумали: ну какие ложки, зачем? Но отдали меня, и я ходил, учился играть на ложках.
– «Барыню-сударыню»?
– Да, вот это, представляете? И мне это давало не только музыкальное развитие, но и человеческое, потому что я общался. Я переходил из одной школы в другую, потому что мой отец был военный, мы много ездили, поэтому мне каждый раз надо было приходить в класс и завоёвывать внимание к себе. Это тоже сыграло определённую роль в моей карьере.
Время познания
– Но вы и на ложках, и на фортепьяно, и сказали сегодня про гитару, что она вам не пошла, не ваше.
– Да, не пошла: когда стали болеть пальцы, мозоли появились, я сказал: это не моё мастерство.
– Вы выбирали, что для вас ближе?
– Вы что, я и плаванием занимался, у меня второй юношеский разряд по плаванию в своё время был. Я был всеядным, мне было интересно. Говорят, что у людей, которые берутся за всё, ничего не получается. Да сейчас не то время! Время другое: время познания.
Жизнь короткая, она так быстро пробегает. У меня вдруг знакомый, которому 56 лет, решил заняться французским. В 56 лет! И прекрасно! Это же расширение своего пространства, своего времени, работа головного мозга. Но молодёжи это не понять, потому что они сначала должны пройти свою определённую судьбу и научиться чувствовать людей, строить отношения. Ведь мы – это большой социум, и выпадать из социума могут себе позволить только святые люди. Мы не можем это делать. И тут приходится, конечно, бороться, и не только за свой талант и за своё право заявить о себе – всегда надо понимать, что любого короля делает свита и свита иногда важнее, чем даже сам человек.
– Но вы насчёт детей бы рекомендовали, чтобы детки хватали и спорт, и музыку, и всё-всё-всё, а потом нашли бы себя где-то?
– Нет. Вот вы посмотрели, что ребёнка к этому тянет, – пускай занимается. У моих близких друзей ребёнок. Папа занимался в молодости фортепьяно – опять прошлое: родители его заставляли, у него родился свой ребёнок – он решил его тоже заставить. Ну вот ребёнок начал заниматься и говорит: «Я не хочу играть на фортепьяно». – «А на чём ты хочешь играть?» – «Я хочу играть на барабанах». И что же вы думаете? Они его заставляли играть на фортепьяно и говорили: на барабаны времени нет. А он в конце концов забросил фортепьяно, плохо сдал экзамены, и они уже подумали и отдали его на барабаны. И у него эта жажда к барабанам переросла в профессиональное качество, он стал профессиональным барабанщиком.
– По поводу разносторонности: вы у нас и телеведущий, и актёр, и певец.
– Да.
– А что вам нравится на самом деле больше? Или вы по жизни такой разносторонний человек?
– А вот так сложилось у меня, понимаете? Я ни от чего не отказывался. Когда меня пригласил Валерий Комиссаров вести первое реалити-шоу «Дом», я подумал: я же заслуженный артист, пел в таких театрах! А потом подумал: но это же моя жизнь, она мимо меня проходит, почему я не хочу это сделать? Это же так интересно! Не получится – значит, скажу: извините, был неправ. Но получилось!
– Нравится быть телеведущим? Вы столько проектов ведёте.
– Да, мне нравится, я себя свободно в этом чувствую, я чувствую людей, чувствую их настроение. У меня такая тонкая интуиция, что я иногда по глазам людей читают: тот человек это или не тот.
– Это помогает вам в профессии?
– Мне помогает.
– Одна из ваших программ касается раскрытия музыкальных талантов.
– Да. Вы имеете в виду «Ну-ка все вместе»?
– Да.
– Да, мы сняли уже новый, четвёртый сезон, но ждём, когда он выйдет в эфир. Просто удивительный сезон!
«Пути Господни неисповедимы…»
– Скажите, к вам в проекты все люди приходят с музыкальным образованием? И насколько важно для взрослого человека, у которого есть талант, слух, великолепный голос, знать нотную грамоту? И надо ли её потом изучать?
– Вы знаете, здесь всегда возникала двоякая составляющая. Если брать тех артистов-коллег, с которыми меня связывали не только творческие встречи, но и увлечения, то, например, выдающийся тенор Лучано Паваротти не знал сольфеджио. Он всегда говорил: «Ну я как учился? Ноты вверх идут – я вверх пою, ноты вниз – я вниз». А например, у Каллас был совершенный слух, она просто каждую ноту могла читать с листа. Есть оперные певцы, которые не умеют читать с листа, но они выдающиеся певцы, а есть певцы, которые уникально читают с листа, но у них что-то не получилось. Тут зависит, мне кажется, от человека.
Музыкант, конечно, должен быть музыкантом. Я проходил всё – и алгебру, и геометрию, и сольфеджио, и гармонию. Это как таблица Менделеева: многие не помнят всех элементов, но мы же это когда-то проходили, имеем представление. Так и в музыке: если ты начинаешь музыку изучать с детства, тогда ты должен знать всё. А когда вдруг музыка к тебе приходит внезапно, когда, бывает, люди спонтанно начинают учиться играть на гитаре или вокалу, но музыкальное образование проходит мимо них, то в этой ситуации всё зависит от человека: если ему интересно разобраться в том, из чего состоит его профессия, то, как говорится, добро пожаловать. Если он не хочет на это тратить время, но уже пошёл по профессиональной стезе, то я думаю, что ничего страшного. Даже выдающийся Александр Яковлевич Розенбаум – он же композитор, поэт, городской романс, но работал в скорой помощи, а потом нашёл своё призвание в музыке.
– Никогда не поздно?
– Пути Господни неисповедимы, и никогда ничего не поздно.
– Есть ли у вас традиции, когда вы посещаете города просто, не по работе, не с концертами? Ходите ли вы специально в храмы, посещаете ли достопримечательности? Может быть, вам обязательно нужно попробовать местную кухню?
– Нет, конечно, я всегда спрашиваю, какие есть достопримечательности в городе, когда приезжаю.
– Чтобы обязательно посмотреть?
– Нет, но обязательно поехать в самый популярный ресторан, который есть: это всегда интересно, естественно, потому что всё-таки мы живём не только духом, но ещё и пищей. Везде по-разному готовят, по-разному принимают – это тоже всегда интересно.
Если бы у меня была возможность и я бы сюда приехал как турист, то, конечно, я бы уделил много внимания городу. Меня всегда интересовала история, но с годами я по-другому стал подходить ко многим вещам: к архитектуре, к истории – я стал это впитывать. Если раньше меня это не интересовало, потом что я был от этого далёк (в город приехал, концерт дал, узнал, что за город, иногда, бывает, прочитаю о нём для своего такого интереса, для общего развития), то сейчас – наоборот. Я раньше в музеи вообще не мог ходить и наслаждаться: был не готов. А сейчас готов. Сейчас пришло время, когда я начинаю по-другому чувствовать и испытывать интерес ко многим вещам, на которые я раньше не обращал внимания.
– По поводу вашей разносторонности: что хотите ещё изучить?
– Я вам скажу так: когда у человека есть мечты и желания, не надо о них говорить. Это даже в Библии сказано. Сначала сделай – потом протруби. Поэтому давайте мы задумаем что-то, это сделаем, а потом раструбим.
– Я желаю тогда вам, чтобы все ваши планы, которые у вас есть, обязательно получились.
– Всё по воле Божьей. Я в последнее время, когда что-то делаю, говорю: Господи, помоги, поддержи. Всегда был верующим человеком, всегда по-своему открывал для себя мир веры и могу сказать, что этот духовный стержень мне тоже помог преодолеть много чего.
– Приезжайте к нам в Псков, у нас очень много храмов. Если сегодня не успеете всё посмотреть, в следующий раз обязательно приезжайте.
– Да. Но сегодня – обязательно.
– И приезжайте к нам, конечно, с концертом. Спасибо большое!
– Спасибо.