РЕВИЗИЯ: Ольгинская гимназия – одна большая семья

Ольгинская гимназия остается первым и единственным успешным частным общеобразовательным заведением Пскова. Четыре года работы - по нынешним меркам срок достаточный для того, чтобы сделать выводы о том, удался ли этот проект или нет. Что изменилось в стенах гимназии за это время, разбирались журналисты Псковского агентства информации.

И стены помогают

У гимназии – новый дом. И не потому, что в старом было плохо, – наоборот. Учебное заведение расширялось, число учеников росло, увеличивались потребности учебных программ – и учредители приняли решение отдать здание на проспекте Энтузиастов дошкольникам (об этом расскажем отдельно), а гимназию перевести в новое отдельное здание.

Теперь гимназия находится практически в центре города в трехэтажном особняке на ул. М. Горького. Из окон видно сердце Пскова – Псковский кремль и Троицкий собор: готовый урок истории.

Ученики сразу же полюбили свой «новый дом» и даже называют его «Хогвартсом» за нестандартную планировку и, конечно же, волшебную атмосферу.

Сразу на входе в глаза бросается слоган гимназии: «Школа для своих». Кто же эти «свои»? Как стать своим? Может, нужна какая-то рекомендация? – такие вопросы часто задают родители, когда приходят на «тур по школе». Сразу развеем все домыслы: свои – это те, кто разделяет ценности, взгляды гимназии на образовательный процесс, на обучение и воспитание. А основные постулаты деятельности гимназии – это гармония, комфортная обучающая среда, всестороннее развитие детей.

Политика руководства гимназии – сделать качественное образование доступным для всех категорий населения. Поэтому действуют особые условия для обучения второго и последующих детей, для многодетных семей. Так, на сегодняшний день в гимназии обучается много детей из многодетных семей.

Некоторые школьники в гимназии проводят весь день, поэтому для них организована комфортная среда: «литературное кафе», чилауты, игровые зоны, трехразовое питание. В гимназии еду не готовят, эта функция отдана профессионалам из Псковского кооперативного техникума: такая вот кооперация между двумя учебными заведениями. Все всегда свежее и аппетитное, и можно даже попросить добавку. Учителя говорят, что новички, которые переходят в гимназию из других школ, в первую очередь удивляются туалетам, в которых закрываются двери и есть туалетная бумага. Вообще внимание к бытовым деталям, которые создают уют и комфорт, одна из фишек гимназии.

Пространство в здании использовано максимально эффективно, работает все, даже стены. На входе висит расписание уроков, дополнительных занятий, график питания, меню. Здесь же в холле вывешены правила поведения на переменах, в группе продленного дня, в столовой. Вроде бы ничего необычного. Но дальше – больше. Стены украшают фотографии учеников, портреты ученых, тематические плакаты, отчеты о проведенных мероприятиях и много-много всего: «зависнуть», изучая все с непривычки, можно надолго. Лестницы в гимназии – обучающие, или, как принято теперь говорить, умные. Между ступеньками наклеена таблица умножения, английские глаголы и другая информация, которая, кажется, сама собой записывается в память, пока поднимаешься.

Вся гимназия оснащена системой видеонаблюдения: этот вопрос частенько задают родители. Понятно, что прежде всего – это безопасность детей. Благодаря камерам всегда известно, где находится ребенок. Кроме того, ни один неприятный инцидент не останется незамеченным. Это помогает решать конфликтные ситуации. «Дети дома рассказывают одно, а по видеозаписи мы совсем другое можем увидеть. Ребята об этом знают и относятся спокойно. Как-то кто-то даже задал вопрос: «А камеры могут показать неправду?» – рассказывает заместитель директора по учебной работе Татьяна Терзиди.

У гимназии есть и свой школьный двор, его благоустройство еще продолжается. Пока есть небольшая площадка, где проходят уроки физкультуры. Но в самое ближайшее время сделают беседки для уроков, и в теплую погоду гимназисты будут получать знания прямо на свежем воздухе. Нечто подобное в практике уже есть. В солнечные дни на улице проходят уроки литературы у старшеклассников. Они удобно устраиваются на матах и читают вслух.

За каждым классом закреплено собственное помещение. В них проходят все уроки, кроме тех, которые требуют специально оборудованных классов, например, технология или химия.

На типичные прямоугольные и скучные кабинеты, которые по привычке рисует наше воображение, классы в Ольгинской гимназии не похожи совершенно. Здесь они просторные, светлые, нестандартные. В каждом есть зона отдыха – мягкий уютный коврик на полу, удобные кресла-мешки. Все это создает особую атмосферу, где, не стесняясь, можно вступить в дискуссию с учителем, обсудить с одноклассниками новые проекты, да и просто отдохнуть. В каждом классе обучается не более 15 детей, именно поэтому школьного пространства, внимания учителя, возможностей для реализации талантов хватает всем. Учителя говорят, что детям настолько комфортно в своих классах, что и после уроков их оттуда не вытащить. Они продолжают общаться, творить, а кто-то даже умудряется вздремнуть.

Дети будущего

Школа работает по государственному стандарту, успешно применяя при этом авторские образовательные методики.

Методическим ориентиром выбрана система Владимира Жохова, которая позволяет ребенку осваивать материал в процессе игры. Трудно поверить, но благодаря ей первоклассники в конце первого года обучения в уме умножают двухзначные числа, тогда как в обычной школе таблицу умножения начинают учить только в третьем классе.

«Во всей нашей государственной системе образования нам хотелось и хочется все-таки быть на стороне детей, – отмечает директор гимназии Ольга Вихрова. – Давать знания и навыки, которые актуальны сегодня и будут служить фундаментом успеха завтра. Мы хотим, чтобы учеба нашим гимназистам была не в тягость, а в удовольствие, чтобы у детей глаза горели и они с желанием шли в школу».

Английский язык в гимназии можно по желанию изучать уже с первого класса. Упор делается на разговорные навыки. На уроках не только много общаются на изучаемом языке, но еще поют и даже подтанцовывают. Все это способствует быстрому и легкому освоению материала.

Со следующего года здесь внедряют дополнительные занятия английского по Кембриджской системе обучения. Уже два года у учеников гимназии есть возможность сдать тест на знание английского языка как иностранного (TOEFL). Результаты используются для подтверждения уровня владения языком при поступлении в вузы США и Европы.

Один из коньков гимназии – бизнес-образование. В учебном учреждении действует программа Kinder MBA, на которой дети учатся запускать стартапы, искать незакрытые потребности общества и, создавая новые продукты, делать мир лучше.

Начиная с третьего класса гимназисты знакомятся с такими понятиями, как целевая аудитория, исследование рынка, спрос и предложение, конкуренция, себестоимость. Свои знания они сразу же применяют на практике – разрабатывают проекты, которые не только успешно защищают в московском «Сколково», но и монетизируют.

«Наши ученики без вложений и больших инвестиций умеют реализовать бизнес-идею, сделать прототип, выпустить ее в мир. У них технологии уже в головах зашиты: они видят проблему и предлагают варианты ее решения», – с гордостью говорит Ольга Вихрова.

Аксессуары из ненужной одежды, кресла-мешки из старых мягких игрушек, тренажер-раскраска для снятия усталости глаз во время урока, умная ручка, помогающая быстрее освоить устный счет, литературные квесты для популяризации чтения – придумкам ребят нет конца.

Большая часть бизнес-проектов – социально ориентирована и призвана сделать мир лучше, интереснее и добрее. Некоторые разработки уже приносят деньги их авторам. К примеру, разрабатывая проект по раздельному сбору мусора, гимназисты собрали макулатуру и заработали несколько тысяч рублей. А шопер, который они сшили прямо на защите проектов в «Сколково», купил один из членов жюри. И таких примеров много.

Форма oversize и телефон free

Занятия в гимназии начинаются в 8:30, но только в классы гимназистов собирает не звонок, а... музыка. Композицию могут предложить как сами ученики, так и учителя. Порой ее выбор связан с каким-то праздником или событием. Например, когда страна праздновала первый полет человека в космос, в гимназии уроки начинались под «Земля в иллюминаторе».

Форму гимназисты носят. У мальчиков – брюки и жилетки, у девочек – жилетки, юбки и сарафаны. Образ дополняется белой рубашкой или поло. Форма заказывается у одного и того же производителя в одной цветовой гамме.

Подростки, конечно, стараются увиливать от ношения формы, но и тут для них придумали выход. «Наш партнер – изготовитель формы, пошел на уступки и расширил ассортимент. К примеру, есть модели оверсайз, которые так любит молодежь», – говорит Татьяна Терзиди.

На уроки гимназисты приходят уже без телефонов. Гаджеты старшеклассников лежат в учительской. Ученики начальной школы телефоны в гимназию почти не приносят, но те, у кого они есть, оставляют их в специальной коробочке в холле на первом этаже. За телефонами присматривает дежурный администратор. Никаких неприятных казусов ни разу не было.

«Такие правила у нас действуют с начала работы нашей гимназии. Активно стали их вводить года два назад. Сначала было некоторое сопротивление, но потом все быстро привыкли, опасения развеялись сами собой», – отмечает заместитель директора по воспитательной работе Елена Дурникова.

Ура! Уроки!

Оценки, дневники, домашние задания, контрольные и проверочные – все, как в обычной школе. Отличие лишь одно: никакого страха перед проверкой материала дети не испытывают и наперебой стараются ответить.

Уроки распланированы так, что большую часть работы удается выполнить на занятиях. По этой же причине домашние задания минимальны. Ученики начальной школы и вовсе делают их в гимназии и домой возвращаются налегке, оставляя учебники и тетради в классе. У старшеклассников график интенсивнее, учить приходится больше. С 9 класса для них планируют ввести индивидуальные образовательные маршруты, чтобы учиться они могли в соответствии со своими интересами.

В гимназии есть продленка, но остаются на нее преимущественно только ученики начальных классов. У старшеклассников – плотный график дополнительных занятий, учиться они заканчивают довольно поздно.

Шахматы, ментальная арифметика, настольный теннис, джиу-джитсу, робототехника, лаборатория юного исследователя – от разнообразия глаза разбегаются.

«Заниматься к нам приходят не только дети, которые учатся в гимназии, но и из других школ. Ходила к нам девочка на шахматы – а с апреля учится в нашей гимназии», – рассказывает Татьяна Терзиди.

Каждый выбирает себе кружок или секцию по интересам и желанию. Если желания нет, никто заниматься заставлять не будет. Вместо этого можно сходить на прогулку, позаниматься с учителем по непонятой на уроке теме или просто поиграть в настольный теннис.

Практически все педагоги в гимназии – свои, работают на постоянной основе. Приглашенных учителей единицы, и связано это лишь с тем, что количество часов по некоторым предметам небольшое.

Сейчас старшие в гимназии – семиклассники. У Ольгинской гимназии государственная лицензия и аккредитация есть включительно по 9 класс, но руководство гимназии намерено сделать все возможное, чтобы дети могли окончить в стенах родного заведения все 11 классов.

В гимназии уделяется большое внимание ментальному здоровью и психологическому комфорту обучающихся. Всемирной организацией здравоохранения доказано, что реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества возможно только в условиях психического здоровья. Именно поэтому в гимназии работает 2 психолога: штатный психолог гимназии и психолог из Санкт-Петербурга. В гимназии ведется наблюдение за психологическим комфортом каждого ребенка, при необходимости ведется корректирующая работа как с детьми, так и с родителями. Раз в несколько месяцев проводятся большие лектории для родителей по актуальным вопросам воспитания и выстраивания гармоничных отношений с детьми. Поразительные изменения в поведении детей и их успеваемости происходят прямо на глазах: дети меньше хулиганят, появляется мотивация к учебе.

«Мы не знаем, кем станут наши дети. Мир стремительно меняется, и не ясно, какие профессии будут востребованы, когда они вырастут, – говорит Ольга Вихрова. – Наша задача – развить потенциал каждого ребенка, его интерес к обучению, гибкое мышление, чтобы стать успешным в современном мире».

АНОО «Ольгинская гимназия»

Адрес: г. Псков, ул. Максима Горького, д. 4в

Телефон: 8-960-229-24-15

Сайт: https://olgimnaz.ru/

Группа «ВКонтакте»: https://vk.com/olginskayagymnasium

Подготовлено при поддержке АНО «Центр инноваций социальной сферы Псковской области»

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...