Жительнице деревни Боровицы Великолукского района исполнилось 100 лет
Сегодня, 1 июля, 100-летний юбилей отметила Мария Ивановна Зуева из деревни Боровицы Лычевской волости, сообщили в редакции газеты «Наш путь».
С этим замечательным юбилеем Марию Ивановну поздравили глава Великолукского района Алексей Кузьмин, глава Лычевской волости Любовь Никифорова и, конечно, родные и близкие.
Обращаясь к Марии Ивановне глава района, в первую очередь, выразил глубокое уважение и слова признательности за ее трудовые достижения, активную жизненную позицию, мудрость и добросердечие. И, конечно же, пожелал крепкого здоровья и гармонии в душе. К словам Алексея Кузьмина присоединилась Любовь Никифорова, которая отметила, что Мария Ивановна – настоящий пример для подражания и человек, которым искренне гордится Лычевская волость.
Мария Ивановна родилась в деревне Тележниково Велебицкого сельсовета Великолукского района в 1921 году. Много испытаний выпало на ее век. Она воспитывалась в многодетной крестьянской семье. Детей было семеро – она вторая. С раннего детства помогала родителям по хозяйству: поливала, полола, кормила домашних животных, ухаживала за младшими братьями и сестрами. В школу пошла сразу во второй класс, так как умела читать и считать. Этому научил ее отец, который сам закончил два класса. Учебников не было, папа писал ей на листках частушки, а она читала. Мария Ивановна закончила четыре класса и получила грамоту за хорошую учебу. А в пятый класс мама не разрешила ей идти, сказала: «Я что ли буду сидеть с ребятами?».
Когда ей исполнилось 15 лет, пошла работать со старшим братом Лешей в колхоз. Тягали пеньку для веревок, вязали лен. В 1941 году Марии Ивановне исполнилось 20 лет, она продолжала со своими земляками трудиться в колхозе.
Рассказывает: «Мы закладывали силос, смотрю – летит горящий самолет и падает на дома в деревне Марково. Это первое, что я увидела в начале войны. В нашу деревню Тележниково пришли немцы, зашли в избу, говорили по-немецки, а мы ничего не понимали. Подумали, какие добрые немцы. А потом прошло время, немцы пришли к нам снова и сказали: «Если вы будете отступать, мы вас переколем». Один взял винтовку и подставил к лицу моей сестры. Фашисты доили наших коров, с сараев сорвали замки, забрали все продукты.
Помню, как приехали немцы-железнодорожники в специальной форме и охраняли станцию в деревне Забойники. Приходили к нам и брали воду из колодца. Приказали: «Если будут в деревне партизаны, говорите нам!».
Наши партизаны взорвали немецкий состав, в котором были рабочие поляки. Немцы собрали всех жителей нашей деревни, поставили в ряд, принесли канистры с бензином и объявили, что в деревнях Чернозем и Платоново всех расстреляли за помощь партизанам, и вас ждет тоже самое. Вдруг бежит немец и что-то кричит, женщин и детей отпустили, а стариков заставили гнать пустые вагоны на Чернозем, вместе с пленными. Пленные поляки рассказали, что их мучают уже второй год. Потом стариков отпустили. Позже моя семья ушла в деревню Алексейково, а я осталась печь хлеб в деревне Федьково.
Началась бомбежка, я взяла хлебы, повесила на спину и пошла по горе. Смотрю – немцы ползут в гору, меня увидели, не тронули. А за горой наши, тоже в гору поднимаются, спрашивают: «Откуда ты, где немцы? Бросай хлеб!». А я им говорю: «Немцы за горой. А хлеб не брошу, у меня семья большая!». Так под перекрестным огнем и прошла к своим родным. В тот день немцы сожгли много деревень: Тележниково, Шелково, Орлово, Марково, Федьково, Алексейково, Кобылино, Горушку, Баталиху, Ширипино, Карнилово, Касьяново, Грибушино. Возвращаться было некуда, ходили по деревням, искали жилье. Ели что придется: лебеду, горох, корешки разные».
Затем в 1942 году семью Марии Ивановны эвакуировали в Кировскую область. Там она работала на маслозаводе. Ее отец Сидоров Иван Гаврилович, хотя и был инвалид, но ушел с обозом на фронт, помогал при госпитале в Куньинском районе. Госпиталь был разбит, все погибли.
Как только освободили Великие Луки в 1943 году, вся семья вернулась из эвакуации, можно сказать, на голую родную землю. Мария Ивановна пошла работать на железную дорогу путевой обходчицей. Там выдавали пайки: 1,5 кг крупы на месяц, хлеб, банку американской тушенки. Жили в землянке.
В 1946 году Мария Ивановна вышла замуж за фронтовика Зуева Алексея Михайловича, участника Сталинградской битвы, награжденного медалью «За Отвагу», «Медалью Жукова» и «Орденом Отечественной войны II степени. За храбрость, стойкость и мужество». Сначала они жили в землянке, потом построили свой дом. Работали в колхозе.
Заготавливали сено, валяли валенки. Мария Ивановна вязала пуховые платки. Они воспитали троих замечательных детей: Любовь Алексеевну Кузьмину, Галину Алексеевну Лавренову, Зуева Александра Алексеевича; пять внуков и пять правнуков.
Мария Ивановна в свои 100 лет не перестает удивлять своей энергией, жаждой к знаниям. Она читает газеты, книги, интересуется политикой. Но больше всего любит петь. Свою любовь к народному творчеству она передала своим детям и внукам.
Материал подготовлен по рассказам внучки Марии Ивановны Зуевой – Натальи Кузьминой.