Два дня на Великой

Все фото из архива автора

Хороша река Великая ниже города Пскова – с высокими обрывистыми берегами, и широкая, и глубокая, рыбная. В мае этого года она лещом радовала рыболовов, а летом – судаком да щукой.

Июль – пора судаковая

Первая половина июля – пора судаковая. Пару дней назад мне прислали фотографию с Тёплого озера с великолепным клыкастым на 3 300 граммов, от знакомого услышал рассказ о пятикилограммовом хищнике, выловленным возле острова Залита (остров Нижний). 5 июля ещё один мой знакомый прислал с ног сбивающие фотки кучи пойманных судаков великолепного размера. На последних фотографиях удивили не столько судаки, хотя таким уловом далеко не каждый, даже опытный, рыболов может похвастаться, сколько до боли знакомый пейзаж за спиной удачливых рыболовов. Ба-а! Да это же Великая. Да это же Писковичи. Мы мотаемся в погоне за судаком за сотни вёрст от города, а он, считай, в городской черте ловится прекрасно. Ну и как тут усидеть дома?

Естественно, на другое утро мы с товарищем уже были на «засвеченном» месте. И не мы одни, на Великой от Снятной горы и до Муровиц можно было насчитать не менее трёх десятков лодок с лещатниками и с судачатниками. Но большинство всё же выискивали судака – кто на ямах джиговыми приманками пытался возбудить аппетит у хищника, а кто, как и мы, рыбачил способом «на дорожку». И у тех и у других поклёвывало. К концу рыбалки, встретив на воде двух давних знакомых и поинтересовавшись их уловами, оба удовлетворённо ответили, что успехи имеются, и неплохие.

Пять минут – и судак в лодке!

С начала рыбалки прошло пять минут – и двухкилограммовый судак в руках моего товарища Станислава.

Приехали в Хотицы к водокачке. Быстро собрались, и от места стоянки я сразу повернул лодку влево, вверх по течению. Напарник выразил непонимание: «Нечего там делать. Тебе ведь дали понять, где судак ловится. Это в противоположной стороне». «Ну, сначала давай здесь попробуем, – возразил я, – а потом и туда доберёмся».

И попробовали! Уже через три минуты на спиннинг товарища клюнул кто-то очень хороший. И по всем признакам это была искомая рыба – резких дёрганий не было, ощущалось постоянное и уверенное давление вниз. «Неужели судак?» – с напряжением крутя катушку, не верил своим ощущениям Станислав. И точно, через минуту-другую на метровой глубине возле лодки мелькнул золотисто-оливковый бок хищника. Вскоре великолепный двухкилограммовый экземпляр оказался в лодке. «Не верю! Не верю! Так не бывает…» – продолжал недоумевать мой товарищ. Да, такое неожиданное и бурное начало нас и порадовало, и напрягло одновременно. У рыболовов есть такая примета: если поймал рыбу с первого заброса, то на этом рыбалка чаще всего и заканчивается. Сколько раз и с нами такое бывало. Но в этот раз, к счастью, примета не сработала, хотя частично мы её действие всё же ощутили.

И щука хороша на Великой

«Ну, раз в этом месте клюнуло, то надо здесь же и продолжать рыбачить», – тут уж с моими доводами Стас не спорил. И надо же, при втором проходе ровно на том же месте, где семь минут назад мой напарник выудил судачищу, его спиннинг опять загибается, да так, что удерживать его пришлось обеими руками. Фрикцион визжит, удилище резко и мощно кто-то невидимый дёргает. Через пару десятков секунд, когда мощное сопротивление чуть ослабло, Стас попытался тихонько подкручивать катушку. Но куда там! Фрикцион опять завизжал на высокой ноте.

«Ни фига себе! Вот это там рыбина!» – снова не верил своей удаче мой товарищ. Но силы рыбины небеспредельны, на том конце шнура давление уменьшалось, и Станислав потихоньку, оборот за оборотом, начал её подтягивать. Минуты три потребовалось, чтобы подтащить её к лодке, а поднять оказалось очень непросто. Рыбина так давила, и, чтобы не сломать спиннинг, пришлось его опускать в воду. Были моменты, когда я опасался, как бы напарник за борт не вывалился: спиннинг целиком оказывался под водой – так круто рыбина его загибала. Но Стас – опытный спиннингист, понимал, что и когда нужно предпринимать, и всё делал своевременно. Несколько раз после незначительного подъёма рыбина стаскивала два-три метра шнура и вновь уходила под лодку. Возле борта она такие бурные водовороты образовывала, что наши предположения о её размере были очень эмоциональные: ну, точно больше, чем первая утренняя рыба. И наконец-то она всплыла. Щука! Великолепный экземпляр! По продолжительности и упорству борьбы мы, правда, ожидали увидеть несколько больший размер, но и этот был хорош – не меньше трёх килограммов. В подсак добычу завели без проблем, затащили в лодку, и только тогда Стас с облегчением выдохнул: «Как боролась! Ох и сильная оказалась щука!» «Молоток, тебе сегодня везёт!» – поздравил я своего напарника. И продолжили рыбачить.

И старые и малые – все с уловом

Сегодня день Стаса! Клюёт только у него. И я знаю почему: завтра у него день рождения, вот рыба и торопится его поздравить. И мы, рыбаки-товарищи, присоединяемся к этим поздравлениям.

И опять у Стаса поклёвка, и опять почти в том же месте. Но на этот раз у самой лодки килограммовый судак свалился с крючка. И ещё одна мощная поклёвка была у товарища. Подержал он кого-то на своём спиннинге, пожужжал фрикцион, но недолго – сход. Что за день сегодня? А у меня будет клевать или только у напарника? Клюнуло. Два раза за всю рыбалку. Попались две некрупные щучки, одну из которых я отпустил. Клевало не больше часа в этом месте. Ещё через час мы перебрались к Кусвовским островам. И опять у Стаса клевало лучше, чем у меня: один килограммовый судак ему попался, пара мелких щучек, да три-четыре судачьих поклёвки ещё было.

Неподалёку от островов встретили знакомых. Но если в одной лодке рыбачил опытный известный псковский рыболов Михаил и результат, с его слов, у него был «не очень» (три судака), то в другой лодке мы повстречали подрастающее поколение. Наш товарищ Игорь Валентинович рыбачил с внуком Алексеем. И они были с уловом. Лёша приехал к деду погостить из Петергофа, ему всего десять лет, но со спиннингом дружит уже третий год. «В прошлом году мы с дедушкой очень хорошо ловили и судака, и щуку в Раскопельском заливе», – с удовольствием вспоминал о семейных рыболовных достижениях Лёшка. И хотя эта рыбалка больше успехов им не принесла, гость из Ленинградской области остался очень доволен. А дома бабушка приготовила из судака вкуснейшую уху, которую внуки, а их у Игоря Валентиновича уже трое, съели с большим аппетитом. Алексей – самый старший, двое его младших братьев пока ещё не рыбачили, но за обеденным столом дедушка торжественно пообещал, что скоро обязательно всех научит ловить рыбу. И сомневаться в этом не приходится, потому как знаем мы Игоря Валентиновича как отменного рыболова и доброго семьянина.

Особая приманка

Рыбацкое доброе наставничество. Лёша приехал к деду в Псков из Петергофа – и отдохнуть, и порыбачить.

Сколько я воблеров в этот день не перепробовал, но толку не было никакого. А Стас как поставил с самого утра Rapala Husky Jerk голубого цвета, так и не менял его до конца рыбалки. Удивительный воблер: такой великолепный результат выдал! В этот же день ближе к вечеру я объехал половину рыболовных магазинов города Пскова и лишь в одном из них нашёл такой же. Купил. Последний.

Воодушевлённый, на следующее утро я вновь отправился на Великую. «Ну, теперь-то я без улова не останусь!» – радовался я, но, как оказалось, преждевременно. Хотя новобранец в моей армии воблеров всё же отличился. Уже через десять минут рыбалки он принёс мне первого килограммового судака. И, как оказалось, последнего. Были на него ещё три поклёвки, но судак и две щуки сошли у самой лодки. Хороший воблер, но рыба в этот день почему-то не хотела заглатывать приманки, а лишь касалась то бородой, то жаберной крышкой, отсюда и сходы.

Очень красиво сошла примерно полуторакилограммовая щука. Она крепко сопротивлялась, я подтащил её к лодке, в левой руке уже был подсачек. И когда я начал ещё раз поднимать зубастую разбойницу, чтобы завести её в подсак, она ускорилась и, соединив мои и свои усилия, на добрый метр выскочила из воды, одновременно тряся головой. Воблер позвенел секунду-другую и вылетел из широко раскрытой пасти, как из пращи. Я пытался дотянуться к месту падения щуки и подставить подсачек, но не хватило каких-то пары сантиметров – хищница увесисто шлёпнулась на кольцо подсака, но перевалилась не внутрь, а наружу… Ушла! Но я нисколько не расстроился, а наоборот, порадовался за зубастую. Молодца! Боролась до последнего и добилась свободы.

Около пяти часов продолжалась моя рыбалка, но хоть что-то клевало лишь в первые её полчаса.

Из рыбы из реки Великой бабушка такую уху приготовила – пальчики оближешь!

На берегу встретил давнего знакомого и известного псковского рыболова-спортсмена Александра. И у него в улове был лишь один судак. Это меня вновь подстегнуло: «Если и у мастера спорта по спиннинговой ловле рыбы такой же результат, как и у меня, то не в воблерах, наверное, дело. Просто по какой то причине сегодня хищник клевать не хотел, вот и все премудрости», – размышляя, я ехал домой с твёрдым намерением через пару дней вновь вернуться на Великую.

Николай Бесклёвный
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...