Чем похожи и чем отличаются русская и белорусская культуры – в интервью с гендиректором «Беларусьфильма» Владимиром Карачевским
Недавно завершился III Международный кинофестиваль «Западные ворота», который проводился в Пскове с 8 по 10 июля. В связи с проходившими мероприятиями очередным гостем программы «Интервью недели» на телеканале «Первый Псковский» стал генеральный директор киностудии «Беларусьфильм» Владимир Михайлович Карачевский.
Пользуясь случаем, ведущий Никита Черкашин узнал, в чём похожи и чем отличаются русская и белорусская культуры, какое место занимает в белорусской кинематографии Великая Отечественная война и почему нынешняя ситуация – это период открывающихся возможностей.
«Партизанфильм»
– Владимир Михайлович, благодаря вам, в частности, фестиваль носит статус международного. Как и почему решили принять в этом участие?
– Первое – мы никогда не отказывались от сотрудничества с Российской Федерацией, и для меня большая честь, что организаторы фестиваля пригласили нашу легендарную киностудию «Беларусьфильм» принять участие с нашей фильмографией. Кроме того, у меня была давняя мечта посетить древний город Псков. Я бывал в разных городах России, но в Пскове ещё не был.
Также хотелось поделиться нашими фильмами, встретиться с друзьями: нам всем есть о чём поговорить, потому что в последнее время мы не только говорим об интеграции России и Белоруссии, но и совершаем совместные действия, поддерживаем фестивали друг друга, создаём совместные фильмы, участвуем в различных индустриальных проектах. Поэтому отказаться от такой возможности я не мог.
– Касаемо интеграции, на территории Псковской области недавно прошло памятное событие – «Курган Дружбы», и мы встречались на границе нашего региона и Республики Беларусь. Это памятное мероприятие, которое напоминает о подвиге воинов-подпольщиков и участников партизанского движения. Насколько часто в киноиндустрии Белоруссии поднимается тема Великой Отечественной войны? В программе кинофестиваля была кинолента «Судьба диверсанта». Хотелось бы, чтобы вы поподробнее рассказали об этой работе и о фильмах, которые стоит ждать от «Беларусьфильма».
– Тема Великой Отечественной войны для Белоруссии священная, потому что каждый третий белорус погиб в этой войне. Наша земля долгие годы была под оккупацией, и тема партизанского движения, движения подпольщиков для нас очень актуальна. Недаром в советское время киностудию «Беларусьфильм» даже называли «Партизанфильм», потому что одни из лучших фильмов на военную тематику снимались как раз на «Беларусьфильме», можно их перечислять много и долго. Но мы продолжаем эту традицию. Ежегодно обязательно в нашем производстве присутствуют фильмы на военную тематику.
Вот вы вспомнили фильм «Судьба диверсанта», производство которого было начато в 2018 году: это фильм, совместный с нашими коллегами из Российской Федерации, он был снят при поддержке министерств культуры и России, и Республики Беларусь, и режиссёром этого фильма выступил известный российский кинорежиссёр и продюсер, актёр Дмитрий Хананович Астрахан, который активно сотрудничал с нашей киностудией уже долгие годы. И вот этот фильм мы представляли на фестивале. Фильм рассказывает о забытом подвиге подпольщика, который совершил одну из крупнейших диверсий в годы Великой Отечественной войны в белорусском городке Осиповичи: на железнодорожном пути был подорван вражеский эшелон с живой силой и техникой. Про этот подвиг долго не вспоминали. И когда нашли эту историю про простого белорусского парня, решили, что она будет интересна жителям как России, так и Белоруссии.
Этот фильм уже начал своё путешествие в Российской Федерации и Республике Беларусь, был представлен в кинопрокате в некоторых регионах как в Республике Беларусь, так и в России. Кроме того, он готовится к показу на ведущих телеканалах наших стран в ближайшее время. Это фильм, в котором снимались российские актёры, одни из главных героев, белорусские актёры, поэтому приходите, смотрите, и давайте будем хранить вместе нашу память. Мы не делим героев на российских и белорусских – есть наши герои, общие. Это была наша общая страна, и поэтому подвиги тоже общие.
– Мне бы хотелось, чтобы вы порекомендовали какой-то фильм. Все картины интересные, но на какую-то, может быть, следует обратить особое внимание?
– В последнее время мы много говорим о трудностях, о проблемах, о том, что происходит в мире, особенно в мире политики, и забываем о том, что жизнь всё равно идёт. Есть дети, которых мы должны растить и приучать к хорошему, дети, которые должны верить в жизнь, в добро, поэтому мы привезли ещё фильмы для семейного просмотра.
К примеру, фильм «Правила геймера» для подростков, рассказывающий о приключениях геймеров-подростков: их приключения происходят в одном из наших знаковых мест – это Несвижский замок. Кроме того, замечательный музыкальный полнометражный анимационный фильм «Звёзды седьмого неба»: мультфильм учит детей добру, любви, терпению, дружбе. Я считаю, что на эти фильмы для семейного просмотра надо обязательно прийти, потому что это фильмы о жизни и они ещё дадут заряд бодрости. Здесь сегодняшняя жизнь и заряд светлых эмоций.
Надоевшие аттракционы
– У нас общая история, мы братские народы и очень сильно связаны, но всё равно так или иначе русские и белорусы немного разные. Как вы считаете, в чём отличие белорусского кино от российского? Есть ли какие-то детали? О чём чаще всего говорят белорусы?
– Мы, белорусы, более сдержанные, менее, может быть, импульсивные. Может, это жизнь научила выживать и быть более терпеливыми с учётом того, что мы постоянно на границе, постоянно стоит задача выживать. Мне говорят, когда приезжают в Белоруссию: «Ой, у вас так спокойно, у вас здесь народ такой спокойный, терпеливый», – возможно, в этом небольшое отличие с учётом того, что мы постоянно находимся в приграничье, через нас проходят крест-накрест все войны – наверно, выкристаллизовалось умение выживать и быть терпеливыми.
А так что я могу сказать? Какие-то темы могут отличаться, с учётом того что, например, есть белорусские замки, когда-то там было Великое княжество Литовское. У нас много католических и православных храмов с учётом конфессиональной специфики. В России, если брать христианство, больше православных храмов, а у нас одна треть христианского населения – это католики. Поэтому немножко отличается культура, немножко отличаются традиции. Ну а в целом мы очень похожи: такие же открытые, гостеприимные, добрые, и, самое главное, мы, как и вы, стремимся к одному – к миру и к дружбе со всеми, кто хочет с нами дружить.
– Как вы считаете, Республика Беларусь и Россия могут создавать какие-то совместные кинопроекты, высокобюджетные и, простите за этот сленг, какие-то околомарвеловские, что ли? Потому что индустрия диктует определённые условия: люди больше предпочитают ходить на Голливуд. Есть ли потенциал у консолидации, объединения белорусских и российских ресурсов в плане киноиндустрии, чтобы создавать что-то яркое, необычное, крутое?
– Чаще вопрос не в деньгах, а в творческом потенциале и сценарии. Если разобраться, в последнее время уже появилась пресыщенность аттракционами. Да, смотришь – компьютерная графика дорогая, сотни миллионов долларов вбухано, но тебя этот фильм не цепляет. Поэтому если про качество фильма говорить, это необязательно должны быть миллионы, миллиарды – должны быть хороший сценарий и хорошая команда, которая сможет его реализовать.
Деньги? Сейчас мы объединяемся, и уже не раз были разговоры и в министерствах культуры, и в правительствах, что если есть хороший, достойный проект, достойный поддержки, то обязательно найдётся и финансирование. Недавно в коллегии двух министерств объявляли о том, чтобы к 2025 году сделать большой серьёзный проект, посвящённый теме Великой Победы. Вы помните, что примерно в 2010 году появился фильм «Брестская крепость»: это совместный фильм Белоруссии и России, довольно-таки популярный сейчас.
– Согласен с вами: это малобюджетная картина, но очень интересная.
– Да. Необязательно следовать моде. Кроме того, мы всё равно отличаемся ментально: например, то, что хорошо бывает там [на Западе], не всегда может пройти в нашем фильме. Плюс кино – это не только аттракционы, не только компьютерная графика. Может быть, нам и тяжело переплюнуть индустрию в тех бюджетах, которые они вкладывают, но это не говорит о том, что наше кино хуже. Потому что мы знаем массу примеров: есть сербское кино, есть скандинавское кино, которые не имеют больших бюджетов, но имеют своё место в мировом кинематографе. Поэтому не надо гнаться, не надо пытаться соревноваться – надо просто снимать хорошее кино.
– Оно отчасти совпадает с мнением программного директора кинофестиваля. Алексей Львович Дунаевский на примерно такой же вопрос ответил: «Дайте пожить!»
«Волшебный пинок»
– Вы были первым заместителем министра культуры Республики Беларусь, руководили театром. Вот текущая ситуация: мы пережили пандемию, сейчас на мировой арене тоже создаются определённые вызовы для русскоязычного кинематографа. Как вы считаете, это крутое пике или трамплин к победам?
– Я думаю, что для нас открываются новые возможности и это волшебный пинок нам всем. Мы, может быть, слишком расслабились. Но вместе с тем абсолютно нет никакой паники. Я понимаю, что надо перезагружаться, может быть, переформатироваться, искать новые варианты.
Вместе с тем есть другая половина мира, которая нормально воспринимает и наше общение, и наше сотрудничество. В последнее время очень активно заговорили о сотрудничестве, о совместной кинопродукции на территории всего СНГ. Мы встречались с директорами киностудий стран СНГ и уже сейчас создаём свою ассоциацию, международное творческое объединение киностудий, когда мы хотим оказать содействие как в киноиндустрии, так и в проведении мероприятий, совместной инфопродукции, в обмене кадрами, в проведении мастер-классов.
– Вы говорили о развитии и, в частности, упомянули, что необходимы хороший сценарий и хорошая работа. Насколько молодёжь тянется в кино? Есть ли дефицит кадров?
– Есть. Есть дефицит образованных кадров, потому что некоторые считают, что если уже уметь кадр держать на телефоне, то они уже специалисты. Всё равно есть система образования и есть понятие «уметь работать в команде», потому что киноиндустрия – это коллективный труд, есть свои законы построения.
Молодые люди хотят очень быстро разбогатеть, стать известными, ещё ничего не успев сделать. Чтобы стать профессионалом, надо трудиться, трудиться и ещё раз трудиться, что-то ещё делать для того, чтобы не только жить заметно, и красиво, и успешно: ты должен над собою поработать и убедить в том, что ты достоин поддержки, достоин сниматься, не только ждать гонораров и выполнения райдеров, а попасть в роль так, чтобы зритель тебе поверил вместе с режиссёрами и продюсером. Это касается не только актёрской школы, но и режиссёрской.
Кроме того, появилась такая тенденция у молодёжи: они стали нигилистами, считают, что они всё знают, должны всё отринуть и начать чуть ли не с нуля. Нет, есть базовые вещи, на которые ты должен опираться.
Я не против поддержки молодёжи: надо давать им раскрываться, потому что в первую очередь это рассчитано на молодую аудиторию, надо разговаривать на их языке, но вместе с тем не опускаться, а поднимать их на определённые высоты. Говорить на их сленге – это не значит снимать фильмы не буду говорить в каком жанре, чтоб никого не обидеть, но вместе с тем нельзя опуститься до дешёвой пошлятины.
Простите за сумбур. Хоть много говорилось на эту тему, но молодёжь, помимо того что должна обязательно участвовать, должна ещё и учиться.
– В последние несколько лет Псков всё чаще превращается в съёмочную площадку. Когда ждать «Беларусьфильм» на территории Псковской области с каким-то проектом?
– Мне самому интересно было познакомиться не только с историей города, но вообще и насколько город хорош для съёмок. Здесь есть замечательные локации, и если мы найдём совместную историю, то было бы здорово, чтобы Псков попал в студийную киноисторию. Мы рассмотрим это предложение.
– Прекрасно, будем надеяться.
– Вероятность есть. Понимаете, после каждой поездки ты оставляешь кусочек сердца, понимаешь, что хочешь вернуться сюда под тем или иным предлогом.
– Скажите несколько слов, пожеланий для жителей города Пскова, для того чтобы кинофестиваль «Западные ворота» предстал в новых красках.
– Интересное название – «Западные ворота». Беларусь – это тоже западные ворота на территории бывшего СССР, мы в этом плане схожи, мы постоянно с вами на передовой. Поэтому я благодарен за то, что в мире есть такой город Псков, который действительно был западными воротами для гостей и воротами, которые закрывал перед врагами.
Я желаю Пскову, псковичам, чтобы всё-таки ваши ворота были всегда открытыми для гостей, для друзей. Я желаю, чтобы как можно больше людей познакомилось с вашим удивительно красивым городом, потому что я о нём много читал с самого детства, много слышал и знаю, что там есть что посмотреть. Пусть туристы приезжают, восхищаются, чтобы вы могли гордиться своим городом.
И конечно же, я хочу пожелать внутренней гармонии и радости от каждого прожитого дня. А кино? Кино пусть снимают хорошее и радуют жителей Пскова и его гостей. Пусть вам привозят хорошее кино, которое нужно людям и будет радовать ваши душу и сердце.