Жизнь как балет
21 и 22 января на сцене Псковского театра — самые эффектные и запоминающиеся балеты: «Щелкучнчик», «Жизель» и гала-концерт «Шедевры балетной классики».
У псковского зрителя появляется возможность познакомиться с классикой балета, понаблюдать за мастерством солистов Мариинского и Михайловского театров и услышать потрясающую классическую музыку. Целый праздник красоты и вдохновения. Нам удалось поговорить с мастерами своего дела — с танцором Мариинки Вячеславом Гнедчиком и балериной Михайловского театра Еленой Коцюбирой.
– Трудно ли быть солистом Мариинского театра?
Вячеслав Гнедчик : Нет несложно, но очень ответственно.
– Какая у вас самая любимая партия в балете?
Вячеслав (смеётся): Как интересно! Партий любимых в балете очень много, потому что все отличаются друг от друга. У каждой есть свои особенности, у каждой партии, конечно же, есть своя музыка. Что могу сказать? Партия принца из балета «Спящая красавица» безумно красивая, интересная, наполненная, одухотворённая, и да, можно сказать, что это одна из моих любимейших партий в балете.
(Вячеслав убегает репетировать, ведь всё происходит во время контрольных прогонов.)
– Елена, есть ли у вас любимые спектакли? И почему?
Елена Коцюбира: Я обожаю несколько спектаклей. Один из них — это «Жизель», который я буду впервые исполнять именно во Пскове. Это один из моих первых спектаклей, он был самым серьёзным на тот момент. С ним связаны большой контроль руководства и моё становление. С тех пор этот спектакль для меня очень утончённый, и мне кажется, он хорошо идёт не только мне, но и преподавателям. Следующий спектакль — «Баядерка». Это красивейший глобальный спектакль на восточную тему, там очень много красок, разных композиторов, ярких моментов и, конечно, драматическая история, как и в «Жизели». И ещё я люблю «Кармен» — спектакль, который я станцевала совсем недавно. Он мало где показывается. В Москве и в Санкт-Петербурге он идёт только в Мариинском театре, и то очень редко, поэтому мне посчастливилось станцевать полный спектакль на гастролях в Чебоксарах.
– А если говорить именно о партиях в балете?
Елена: Да, как раз эти три партии друг другу ни капельки не уступают. Если Жизель лиричная на линиях, очень нежная, романтическая, то в «Кармен» партия очень жгучая, яркая и темпераментная, но в то же время порядочность должна быть на сцене. А «Баядерка» — это совершенно другое, это не «Кармен» и не «Жизель», это что-то совсем особенное, с восточным оттенком, где делать всё нужно эластично, пластично и мягко.
– Не сложно вам сочетать в себе так много разных героев?
Елена: На самом деле мне кажется, по внутреннему состоянию мне это удаётся сделать, потому что внешне я смотрюсь как лирическая героиня, но потом, когда я танцую какие-то партии, например даже чёрного лебедя в «Лебедином озере», тогда мне уже говорят: «Ой, тебе идёт чёрное! У тебя чёрный лебедь лучше, чем белый». Короче говоря, каким-то таким образом у меня складывается пока что достаточно универсальная карьера.
– А как вы попали в балет?
Елена: Мы сходили в театр, и мне очень понравилось. «Лебединое озеро» было моим первым просмотренным спектаклем, который я увидела в Пермском хореографическом училище. Это считается очень хорошим местом обучения. У нас в России четыре такие школы — в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Перми, потому что во время войны Санкт-Петербург был эвакуирован и балетные школы были перенесены в Пермь. И уже там занимались, работали, трудились. Да и на самом деле, когда я появилась на свет, акушерка маме сразу сказала, что у неё родилась балерина. А когда возраст уже подходил, меня отдали в художественную гимнастику, там мне сказали, что девочка обязательно должна поступить в хореографическое училище, ну так и получилось, так я оказалась в мире балета.
Специализированная школа очень много мне дала. У нас хорошая закалка. Учёба с 10 лет, ЕГЭ сдавать не надо, всё проходит как полное обучение. Конечно, тем, кто успевал на специальностях, было немного легче учиться, потому что нам ставили пятёрки и прощали некоторые мелочи, ведь мы были лидерами в классике, а это было главное для школы. В 17–18 лет уже выпускаемся полноценными артистами. Отбираемся в театры, либо же нас забирают сразу с экзамена. И начинается взрослая жизнь, мы уже работаем, получаем деньги, катаемся на гастроли, танцуем, стремимся и растём. И в театре в первую очередь набирается опыт. Так как большую часть моей жизни это всё происходило и происходит в Санкт-Петербурге, то я считаю, что во мне, безусловно, петербургская школа балета.
– Есть ли у вас балетный кумир, который вдохновляет и мотивирует?
Елена: Конечно есть! Я восхищаюсь Екатериной Максимовой. Она прекрасная балерина, для меня идеал тех времен. Сейчас тоже есть балерины, которых я уважаю и иногда даже беру что-то от них. Например, Захарова Светлана, Лопаткина, Терешкина — профессионалы своего дела, которые заслуживают огромного уважения не только у зрителей, но и у коллег.
– Миф или не миф о конкуренции в театре? Она действительная настолько жестока, как это порой описывается в фильмах и статьях?
Елена: Ну нет, жестокости нет ни в одном театре, это на самом деле всё утрируют. Конечно, конкуренция есть, и это очень хорошо. Я считаю, что она должна быть. В её отсутствие нет роста, и ты не понимаешь, как дальше быть, а когда есть человек, который стоит рядом с тобой и он, допустим, лучше тебя, ты стремишься, растёшь, и это очень важно. Но мы все друг друга уважаем, у нас человеческие отношения, и у многих балерин разные амплуа, то есть не все мы универсальные. У каждого есть свои качества, и мы как коллеги это понимаем.
– Были ли моменты, когда хотелось всё бросить и пойти в обычную школу?
Елена: Да, конечно были. Учиться действительно порой тяжело, но потом это помогает. Ты осознаёшь, что у тебя в 18 лет есть профессия и ты уже можешь зарабатывать деньги. Ты свободен и не зависишь ни от кого, даже порой помогаешь своим родителям и близким, поэтому, несмотря на все трудности, оно того стоит…
Беседовала с артистами Дарья Сергеева.