Тамга Рюриковичей стала самой главной находкой при исследовании трёх погребальных камер в Пскове

В сезоне 2008 года археологи открыли в Пскове три погребальные камеры X века – пятую, шестую и седьмую, обнаруженные в одном раскопе. Как сообщила корреспонденту ПАИ старший научный сотрудник Псковского археологического центра Татьяна Ершова, самой главной находкой при исследовании этих трёх погребений стала тамга (отличительный знак) Рюриковичей, которая находилась в шестой, самой большой из открытых камер.

 

Обнаруженная тамга – это трапециевидная серебряная подвеска со знаком Рюриковичей в виде двузубца. Находился этот предмет у тела погребённого в камере мужчины. Тамга Рюриковичей – это знак, который давался князем чиновнику, выполнявшему полномочия князя в каком-либо регионе, она являлась верительной грамотой. Т. Ершова отметила, что всего на сегодняшний день, кроме псковской, найдено две подвески с двузубцем – одна на городище в Литве, вторая – под Смоленском.

 

Особенность обнаруженной в Пскове тамги заключается в том, что между зубцами изображён ключ. Это позволяет выдвинуть гипотезу, что погребённый мужчины был представителем князя Владимира, бывшего по некоторым данным сыном ключницы. Причём такой знак (двузубец с ключом), вероятнее всего, Владимир использовал только в период с 969 по 977 годы, поскольку с 980 года он воцарился на Киевском престоле и изменил свой знак на трезубец.  Им же пользовались и все потомки Владимира.

 

Тамга же найденная в Литве являлась знаком Ярополка – брата Владимира, которому в 969 году их отец Святослав передал в ведение киевские земли. Тогда Владимиру досталась новгородская земля, а третьему брату Олегу – древлянская земля.

 

Кроме тамги Рюриковичей в шестой погребальной камере, в её "жилой" части, археологи нашли два ножа, один из которых находился в ножнах, а его рукоять была обмотана серебряной проволокой. Тут же обнаружили большой серебряный литой христианский крест, хотя мужчина был похоронен по языческому обряду, костяной наборный гребень.

 

Татьяна Ершова рассказала, что погребение имело следы ограбления. Вероятно, похитители взяли оружие. Причём преступники частично вытащили наружу часть тела захороненного мужчины, но потом бросили её обратно в камеру. "Мы определили местонахождение ложа, на котором погребённый находился в полусидящем положении. Ложе представляло собой деревянное расписное кресло", - рассказала археолог. В ногах и в голове мужчины были две птицы с отрубленными головами. По предварительной оценке орнитологов, в ногах лежал глухарь, а в голове – петух.

 

В хозяйственной части погребальной камеры стоял большой деревянный сундук, окованный железом с большими железными заклёпками. Там же находились деревянное, также окованное железом ведро, небольшая деревянная доска с росписью, назначение которой пока не определено, деревянная чаща. Рядом стояла большая конусовидная восковая свеча, которая подтверждает, что захороненный мужчина был христианином. В этой части камеры также лежал перевёрнутый ковш, сделанный либо из дерева, либо из кости. Он был окован серебром, украшенным в технике черни. Под ковшом в берестяном футляре лежали маленькие весы. Обнаружили в этом погребении археологи и две арабские серебряные монеты с дырочками, свидетельствующими о том, что монеты подвешивались. Все эти предметы лежали  на ткани с двумя рядами серебряных пуговиц, которая хорошо сохранилась и, вероятно, является фрагментом одежды. В этом же скоплении находился некий монетовидный предмет из цветного металла с пятистрочной надписью на латинице. Отличительной особенностью этой камеры было то, что при её создании использовались корабельные детали – борта ладьи с корабельными заклёпками.

 

В другом погребении, пятом по счёту и первом, открытом в сезоне 2008 года, по предварительным данным, был захоронен мальчик 10-12 лет. В погребении археологи обнаружили боевой топор, нож в кожаных ножнах, полный поясной орнаментированный набор из цветного металла, на котором на серебряных колечках висел нож и каменный оселок (приспособление для заточки ножа). У одного плеча подростка стоял глиняный гончарный сосуд, в котором, скорее всего, была еда, у второго - коробочка, обтянутая кожей с весовым набором. В ногах были ледоходные шипы и корабельная заклёпка.

 

В седьмой, и на сегодняшний день последней открытой камере, лежала, по предварительным данным, девочка. Там археологи нашли большое количество железных предметов, назначение которых пока неопределимо. В погребении было найдено 8 стеклянных зелёных бус, две фибулы, височные кольца – одно золотое, второе – серебряное. В области головы находилось очелье - тканый головной убор, расшитый серебряными и золотыми нитями. В ногах девочки стояло деревянное ведро с железными оковами. В этой же камере стоял, предположительно, ларец из органического материала (дерево или кость), инкрустированный цветным стеклом и гончарная миска.

 

Сейчас все работы на месте обнаружения камер завершены, и исследование находок продолжат реставраторы.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...