«Начнём с работы с детьми»: психоаналитик Екатерина Ковалевская – о новой лаборатории ПсковГУ
Когда ждать открытия новой лаборатории, кто там будет заниматься и работать, каким оборудованием уже оснащён исследовательский центр – в интервью с кандидатом психологических наук, психологом, психоаналитиком, доцентом ПсковГУ Екатериной Ковалевской.
– В прошлый раз вы отмечали, что работа новой научно-образовательной лаборатории когнитивного развития в образовании будет вестись в направлениях популяризации науки, образования и развития детей. Детей какого возраста?
– Мы можем заниматься с детьми любого возраста: от младшего школьного, даже самого маленького, с четырёх лет, до подросткового. Поэтому начнём с детей. Но планируем расширяться и оказывать психологические услуги взрослым. Пока же должны сформировать нормативную базу, разработать перечень услуг для разных категорий населения.
Красноармейская, дом 1
– Открытие на какой день намечается?
– Подразделение уже создано, мы уже существуем, хотя официальное открытие планируется 13 ноября. То есть теоретически мы уже можем начинать работу, направления работы запущены, и сейчас уже берём первых студентов на практику.
– По какому адресу располагается лаборатория?
– Лаборатория находится на улице Красноармейской, дом 1 в корпусе университета. Там расположен целый комплекс. Изначально в этом месте уже находилась лаборатория технологий дошкольного образования, теперь к ней добавился и наш лабораторный комплекс, включающий кабинет когнитивного развития и сенсорно-динамический зал. Сейчас хотим красиво организовать фойе.
«Дом совы» и стол для песочницы
– Каким интересным оборудованием она оснащена?
– У нас есть сенсорно-динамический зал – «Дом совы», оборудование, где можно тренировать вестибулярный аппарат, развивать чувство баланса, проходить различные маршруты, подключая когнитивные функции. То есть мы не просто технически проходим какой-то маршрут, а выполняем определённые задачи. У нас имеется очень много балансировочных досок и различные сенсорные мячики, шарики, ортопедические сенсорные коврики.
Есть и пособия Монтессори. Буквально сейчас будем устанавливать стол для песочной терапии, причём он у нас групповой – для четырёх человек. Так что много всего интересного.
– Вы говорили, что занятия с детьми начнутся после Нового года. С кем сейчас во время практики занимаются студенты?
– К нам уже приходили четвероклассники из двух школ. Мы провели с ними исследование, диагностику функциональной структуры интеллекта, которая базируется на теории Бехтерева. Сейчас студентов подключили к обработке данных, они участвуют в научном исследовании на нашу тему «Роль функциональной структуры интеллекта у младших школьников, имеющих трудности в обучении в условиях цифровой социализации». Кроме того, в ближайшее время будем формулировать для студентов темы их дипломных и курсовых работ. У них пойдёт своя выборка, студенческая, то есть они проведут такие же когнитивные исследования не детей, а своих однокурсников.
Социальный релакс
– Лаборатория станет их вторым домом после учебного корпуса.
– Знаете, там так интересно, что уходить не хочется! Скоро у нас будет проектор звёздного неба, и можно будет сделать зону для релакса и расслабления. Всё ещё впереди: начнём пока с детишек, а потом придёт понимание, как всё это можно использовать более широко.
– Лаборатория была создана в рамках реализации программы стратегического лидерства «Приоритет-2030». Кто вас курировал, направлял?
– Нашим научным руководителем является Валерия Юльевна Карпинская, доктор психологических наук, научный сотрудник Института когнитивных исследований СПбГУ.
– Кто будет работать в лаборатории? Ведь у преподавателей кафедры психологии и сопровождения развития ребёнка и так наверняка огромная нагрузка.
– Помощь оказывают аспиранты и научные сотрудники кафедры. Есть и специалисты, которые прошли дополнительно специализированное обучение по методу моторной интеграции. Кроме того, я буду привлекать ведущих специалистов на договорной основе. И уже есть желающие у нас работать: например, очень заинтересованы логопеды. Пока мы в начале пути, хочется надеяться, что в перспективе наша лаборатория станет неким объединяющим психологическим центром региона.