Сотрудники Псковского музея-заповедника допускают, что их учреждение чуть не стало жертвой "рейдерского захвата"
Сотрудники Псковского музея-заповедника считают вполне вероятным, что шумиха о якобы обнаруженном исчезновении из их фондов 135 тысяч экспонатов, а также преувеличенное внимание Министерства культуры и прессы к условиям хранения псковских музейных ценностей имели своей целью лишить псковский музей его самых ценных коллекций. Как передаёт корреспондент ПАИ, речь об этом зашла на состоявшейся 13 ноября пресс-конференции, которая была посвящена итогам вторичной министерской проверки сохранности фондов Псковского музея-заповедника.
Музейщики пригласили журналистов к открытому разговору по заявленной теме, и в ответ журналисты спросили их напрямик, не считают ли они, дословно "все эти, простите за грубое слово, наезды" на Псковский музей-заповедник в течение последних двух лет хорошо спланированной операцией по "рейдерскому захвату" самых ценных псковских коллекций – и в частности, коллекции икон.
На фото: директор Псковского музея-заповедника Юрий Киселёв.
"Неужели в России уже дошло до того, что рейдерством занялись работники культуры?" - изумился директор Псковского музея-заповедника Юрий Киселёв, а потом добавил: "Для нас эти коллекции являются, прежде всего, духовным достоянием, но учитывая, что они имеют и стоимостное выражение, которое исчисляется десятками миллионов не рублей, а долларов, возможно и такое".
На фото: хранитель коллекции живописи и графики Псковского музея-заповедника Ольга Васильева в хранилище икон.
На это хранитель коллекции живописи и графики Псковского музея-заповедника Ольга Васильева посчитала нужным напомнить, что ещё совсем недавно в Министерстве культуры вызревал проект по созданию на территории Московской области огромного хранилища, куда собирались свезти все провинциальные музейные раритеты. Якобы кем-то было научно доказано, что это будет гораздо выгоднее, чем строить по-современному оснащённые маленькие музеи в областных центрах. По словам Ольги Васильевой, эту идею продвигал не кто-нибудь, а тогдашний руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ Михаил Швыдкой, который первым озвучил на собрании коллектива Псковского музея-заповедника колоссальную и непонятно откуда взявшуюся цифру недостачи экспонатов, и который очень активно критиковал условия хранения находящихся в Пскове икон.
"С его уходом из министерства эта идея, к счастью, заглохла". "И хорошо, - считает Юрий Киселёв. – Опыт организации таких хранилищ мы уже имеем. Если помните, в 20 годы у нас в стране уже был создан так называемый Гохран. Чем это закончилось – всем известно".
Чтобы продемонстрировать журналистам, как на самом деле хранятся ценнейшие псковские иконы, их сразу после пресс-конференции пригласили на экскурсию в цокольный этаж дома Фан-дер-Флита. Там представители СМИ смогли воочию убедиться в отсутствии так называемой "чёрной плесени", которая является главным аргументом сторонников немедленной отправки псковских икон в "более приспособленные" для их хранения помещения и под присмотр "более квалифицированных" музейных специалистов.
Напомним, состоявшаяся с 30 по 3 ноября этого года повторная министерская проверка сохранности фондов Псковского музея-заповедника не смогла объяснить установленную первой проверкой цифру недостачи в 135 с лишним тысяч экспонатов. Актом этой проверки установлено, что фактическая недостача экспонатов в Псковском музее-заповеднике составляет всего 349 предметов.