Письмо восьмое. Святитель Николай Сербский священнику К. о мировом кризисе

Спрашиваешь меня человек Божий о причине и значении наступившего кризиса. Кто я такой, что ты спрашиваешь меня об этой великой тайне? "Говори, если есть у тебя нечто большее молчания", - сказал святитель Григорий Богослов. И хотя я нахожу, что молчание сейчас выше всякого слова, но из любви к тебе напишу. Что я думаю об этом вопросе.

 

Кризис – слово греческое, в переводе оно означает "суд". В Священном Писании слово "суд" употребляется многократно. Так мы читаем у псалмопевца: "Сего ради не воскреснут нечестивии на суд" (Пс. 1,5). Далее опять: "Милость и суд воспою Тебе. Господи" (Пс. 100, 1). Мудрый царь Соломон пишет, что от Господа придёт суд всякому (Притч., 29,26). Сам Спаситель сказал: "Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Ин.,5,22). Апостол же Пётр пишет: "Время начаться суду с дома Божия" (1 Пет.,4,17). Замени слово "суд" словом "кризис" и читай: "Милость и кризис воспою", "от Господа придёт кризис всякому", "Отец весь кризис отдал Сыну", "Время начаться кризису с дома Божия".

 

Прежде европейцы, если постигало их какое-то несчастье, употребляли слово "суд" вместо слова "кризис". Сейчас слово "суд" заменили словом "кризис" - понятное слово менее понятным. Наступала засуха, говорили: "суд Божий!", наводнение – "суд Божий!". Начиналась война или эпидемия: "суд Божий!"; землетрясения и другие бедствия – всегда одно - "суд Божий!". Значит, кризис из-за засухи, кризис из-за наводнения, из-за войн и эпидемий. И на теперешнюю финансово-экономическую катастрофу народ смотрит как на суд Божий, но называет её не "судом", а "кризисом". Дабы умножилась беда от неразумия! Ибо, пока произносилось понятное слово "суд", была понятна и причина, которая привела к беде, был известен и Судия, попустивший беду, и цель, ради которой беда была попущена. После подмены слова "суд" словом "кризис", малопонятным для большинства, никто не может объяснить исходящего из-за засухи и наводнения, войны или эпидемии, саранчи или другой напасти.

 

Ты спрашиваешь о причине настоящего кризиса или суда Божиего? Причина всегда одна. Причина всех засух, наводнений, эпидемий и других бед та же, что и нынешнего кризиса – богоотступничество. Грех богоотступничества вызвал и этот кризис, и Господь попустил его, чтобы пробудить, отрезвить людей, чтобы они опомнились и вернулись к Нему. По грехам и кризис. В самом деле, Господь использовал своевременные средства, чтобы вразумить современных людей: Он нанёс удар по банкам, биржам, по всей финансовой системе. Опрокинул столы менял всего мира, как когда-то Он сделал это в Иерусалимском храме. Произвёл небывалую панику среди торговцев и менял. Возмутил, низверг, смешал, смутил, вселил страх. И всё для того, чтобы надменные европейские и американские мудрецы пробудились, опомнились, вспомнили Бога. Для то того, чтобы они, утвердившиеся в гавани материального благополучия, вспомнили о душах, признали свои беззакония и поклонились Богу Вышнему, Богу Живому.

 

Как долго продлится кризис? До тех пор, пока надменные виновники не признают победу Всесильного. До тех пор, пока люди не догадаются непонятное слово "кризис" перевести на свой родной язык и с покаянным вздохом не воскликнут: "суд Божий!"

 

Назови и ты, честный отче, кризис судом Божиим, и всё будет тебе понятно.

Привет тебе и мир от Господа.

 

1929 год.

 

Автором этого письма является известный в Православной Церкви богослов, философ, проповедник святитель Николай Сербский. Книгу с опубликованными миссионерскими письмами св. Николая Сербского можно приобрести в храмах Пскова.

 

Из биографии: Никола Велимирович родился в 1881 году в горном селе Лелич в западной Сербии. Один из девятерых детей в крестьянской семье, он был отдан набожными родителями в школу при монастыре, затем окончил гимназию и Белградскую духовную семинарию. Никола Велимирович получил стипендию для обучения на Старокатолическом факультете в Берне, где в 28 лет ему была присвоена степень доктора теософии. Вслед за этим он блестяще заканчивает философский факультет в Оксфорде и защищает свой второй, на этот раз философский, докторат. Вернувшись в Сербию, молодой доктор начинает преподавать в Белградской семинарии, и одновременно печатает свои статьи в сербских церковных журналах, сотрудничать с которыми начал ещё в юношеском возрасте. Как это часто бывает с людьми, избранными Господом, Никола Велимирович неожиданно тяжело заболевает. В больнице он даёт себе слово в случае исцеления всего себя посвятить Богу и родной Церкви. Сразу же вслед за этим болезнь оставляет его, и, не медля ни одного лишнего дня, Никола Велимирович принимает монашеский постриг, становясь из Николы - Николаем.

 

В 1910 году иеромонах Николай едет учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Долго в Академии даже не знали о том, что он к тому времени уже окончил два известных европейских университета. Проповеднический и литературный талант сербского студента открылся на одном из академических духовных вечеров, где речью своей отец Николай поразил всю аудиторию, а особенно - митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского). После этого вечера митрополит Антоний выхлопотал для него у правительства стипендию на путешествие по России. Отец Николай посетил все наиболее известные святые места, ближе узнал русский народ и никогда уже духовно не расставался с Россией.  Россия сделалась постоянным предметом его размышлений. В 1920-е годы, будучи епископом, он первым в мире заговорил о необходимости почитания памяти Царской Семьи. За "нерешительностью" и "безволием" последнего русского Императора, о чём немало тогда говорилось среди русских эмигрантов в Сербии, он разглядел иные черты характера Николая Второго и иной смысл предреволюционных лет русской истории.

 

"Долг, которым Россия обязала сербский народ в 1914 году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни веки, ни поколения, - писал владыка Николай в 1932 году. - Это долг любви, которая с завязанными глазами идёт на смерть, спасая ближнего своего... Русский Царь и русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь русских к братьям своим не отступила пред опасностью и не убоялась смерти. Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что русский Царь с детьми своими и с миллионами собратьев своих пошёл на смерть за правду сербского народа? Посмеем ли умолчать пред небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам? Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в русской жертве за сербов в евангельской ясности, несомненности и неоспоримости...".

 

Немало писем, богословских трудов из наследия святителя посвящены России, её исторической судьбе. Сразу по окончании первой мировой войны отец Николай предсказал неизбежность нового глобального столкновения. Знаток западной философии и культуры, он до подробностей точно описал методы, которыми будет пользоваться в следующей мировой войне "цивилизованная Европа". Главной причиной войны он считал удаление европейского человека от Бога. "Белой чумой" назвал владыка современную ему атеистическую культуру.

 

С 1920 года он был хиротонисан в епископа Охридского – его пастырская территория располагалась в колыбели славянской письменности. С 1934 года епископ Николай был назначен владыкой Жичской епархии. В период второй мировой войны Гитлер, нашедший себе преданных союзников в хорватах, закономерно предполагал в сербах своих противников. Разрабатывая план вторжения в Югославию, он приказывал своему командующему Южным фронтом, в частности, следующее: "Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской православной церкви, причём в первом ряду - патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича..." Вскоре владыка вместе с Патриархом Сербским Гавриилом оказались в печально известном концлагере Дахау - единственные в Европе церковные лица такого сана, взятые под стражу! Их освободила 8 мая 1945 года 36-я американская дивизия, но в Югославии в конце войны пришёл к власти атеистический, открыто антиправославный режим Иосифа Амброза (Тито), и владыка Николай оказался в эмиграции в США.

 

Последние дни владыки протекли в русском монастыре св. Тихона в штате Пенсильвания, где 18 марта 1956 года он мирно отошёл ко Господу. Смерть застала его за молитвой. Из русского монастыря тело владыки Николая было перенесено в сербский монастырь Св. Саввы в Либертвилле и похоронено с почестями на тамошнем кладбище. Последняя воля владыки - быть похороненным на Родине - в то время по понятным причинам не могла быть выполнена. Но, как видно, сильна была молитва народа, который сразу же после смерти владыки, задолго до его канонизации, начал молиться ему как святому. В 1991 году Сербия вернула себе как святыню - мощи св. Николая Сербского, покоящиеся ныне в его родном селе Лелич.

 

Информационная служба Псковской епархии.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...