Рождество самого чтимого после Девы Марии святого празднуют православные

На фото: икона Рождества Иоанна Предтечи

7 июля в Русской Православной Церкви празднуется Рождество великого Пророка, Крестителя и Предтечи Господа Иоанна. Как сообщили ПАИ в информационной службе Псковской епархии, 6 июля вечером, накануне праздника Рождества Пророка, митрополит Псковский и Великолукский совершил всенощное бдение в Свято-Троицком Кафедральном соборе города Пскова. А в сам праздник, 7 июля утром, Божественную литургию и праздничный молебен Владыка Евсевий совершит в храме Рождества Иоанна Крестителя в Пскове, на подворье Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря.

 

Согласно Евангелиям, Иоанн Предтеча или Иоанн Креститель - ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. Он жил в пустыне аскетом, затем проповедовал крещение покаяния для иудеев. Крестил в водах Иордана Иисуса Христа, затем был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Историчность Иоанна Крестителя не отрицалась даже атеистическими советскими учёными.

 

Иоанн носит эпитеты Крестителя и Предтечи по двум своим основным функциям — как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришёл с проповедью прежде него в соответствии с ветхозаветными пророчествами. В православии оба эпитета используются практически одинаково часто, в то время как на Западе приоритет остается за наименованием "Креститель". Кроме того, Иоанн Предтеча на Руси приобрел фольклорные эпитеты, например, Иван Самокреститель, а два посвящённых ему праздника получили самостоятельные прозвания: Иван Купала (день Рождества) и Иван Головосек (день казни).

 

Для фольклорной традиции Иоанн Креститель и, что важнее, праздник его рождества, слились с языческой мифологией и обрядностью солнцеворота. У восточных славян он соединился с культом летнего бога Купалы, а день его рождения — Иван Купала — стал значимым народным праздником с большим количеством унаследованных от язычества обрядов, связанных со сменой сезонов. Народная этимология названия Купала опирается на представление о том, что Иоанн Креститель "купал" Иисуса Христа, когда крестил его (русское поверье).

 

День усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа (11 сентября)), один из великих праздников в Православии, крестьяне считали началом осени: "С Иван-поста мужик осень встречает, баба своё бабье лето начинает". Он требует соблюдения строгого поста и отказа от работы ради здоровья людей и скота. В этот день остерегались ходить в лес, так как считали, что тогда змеи уходят на зиму в свои норы, под землю. По народному поверью, в день Усекновения главы нельзя ставить на стол ничего круглого, то есть ни блюд, ни тарелок, так как голова Иоанна Предтечи была принесена в блюде. Также считалось, что в этот день нельзя употреблять в пищу круглые фрукты и овощи (яблоки, картофель, арбузы, лук, репу). Кроме того, запрещалось брать в руки нож, серп, косу, топор. Овощи нельзя было резать, хлеб надо было ломать. На Руси был запрет в этот день петь песни и плясать, мотивируемый тем, что "Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя".

 

Родился Иоанн Креститель от праведных родителей: священника Захарии (род Аарона) и его жены Елисаветы (род Давида), что было предсказано еще ветхозаветной Церковью. Как рассказывается в Священной истории, благочестивые Захария и Елисавета достигли старости, но Елисавета была неплодна. Однажды выпали Захарии его дни служения по жребию в Иерусалимском храме, он пошел кадить, и явился ему у жертвенника Архангел Гавриил, который сказал, что Господь посылает вам сына, и наречете ему имя Иоанн. Захария был смущен и не поверил, прося знамение. Оно было ему дано Архангелом, который запечатал уста Захарии до времени рождения сына, Захария потерял дар речи.

 

Вскоре его жена Елисавета понесла, но никому не сообщила об этом, боясь насмешек. Ее посетила, приходившаяся ей дальней родственницей Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал "взыграв во чреве" праведной Елисаветы и младенец Иоанн. По рождению младенца в восьмой день пришли в храм обрезывать его по иудейскому обычаю и дать имя. Безмолвствующий Захария написал на табличке "имя ему Иоанн", и в это же время уста его открылись, он пророчествовал о своем сыне Иоанне, как Предтече Господа.

 

Позже, когда правитель Ирод убивал младенцев, отец Крестителя, Захария, был убит между жертвенником и алтарем Иерусалимского храма, скрывая место, где прячут сына от слуг Ирода. Елисавета ушла в пустыню с младенцем Иоанном, спасая ребенка, и вскоре скончалась. Иоанн остался сиротой, жил в пустыне, где рос и укреплялся духом, питаясь акридами и дикими медом до того времени, когда был ему глас выйти и крестить, пока не сподобился крестить Самого Господа нашего Иисуса Христа. Господь свою руку накладывал на Апостолов, Креститель – единственный человек, наложивший свою руку на Господа в момент Святого крещения Иисуса Христа.

 

Иоанн Креститель погиб за отстаивание истины, правды. Он безбоязненно и строго обличал пороки, как простых людей, так и сильных мира сего. Иоанн Предтеча не мог молчать, когда сам царь Ирод творил беззакония, и обличал публично, гласно Ирода Антипу, зная, что будет наказан за это. Церковь осмысливает Иоанна Предтечу как Крестителя Господа, великого подвижника, великого пророка, первого монаха на земле. По материнской линии Иоанн Предтеча приходился родственником Иисусу Христу и родился раньше Его на шесть месяцев.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...