Женские портреты из коллекции Псковского музея выставят 12 марта

12 марта в 15:00 в выставочном зале фондохранилища "Дом Массона" откроется выставка "Живой любви прекрасные черты". На ней будут представлены 15 произведений русской портретной живописи XIX- XX веков из коллекции Псковского музея-заповедника. Об этом ПАИ сообщила хранитель живописи и графики Псковского музея Ольга Васильева.

 

"Ничто так не разнообразно, как женская красота, кроме разве впечатления, производимого ею на нас", - справедливо заметил французский публицист Эдмон Абу. По словам О. Васильевой, это "разнообразие" в значительной степени объясняет широкое распространение жанра женского портрета в изобразительном искусстве последнего тысячелетия. "Очарование молодости, гармоничность и мудрость зрелости, импульсивность и спокойствие без особого труда можно увидеть или предугадать в каждом из характеров портретируемых. Изменчивость женской натуры, её разнообразные порывы, это то, что притягивает художников, позволяя домысливать и подчеркнуть тайны женской души. Загадочность, недосказанность, как правило, часто встречающиеся черты образности женских портретов", - сказала она.

 

Вместе с тем разные эпохи сохраняют в обликах женщин, их одеждах, позах и даже композициях картин яркие признаки каждого времени. Сказочная загадочность женских обликов, которые спрятаны под маской мифологических героинь – Евы, вакханок, на этой выставке представлены работами известных художников XIX- XX столетий, таких как Ф. А. Бруни (копия картины "Вакханка и амур") и Н. А. Майков "Вакханка", М. В. Нестеров ("Пастушка", эскиз к панно "Весна") и неизвестных - ("Аллегория. Ева").

 

К тому же XIX веку относятся портреты А. П. Соколова "Графиня Е. А. Строганова" и Ф. П. Чумакова "Портрет дочери". Они выполнены в разных техниках, созданы разными по уровню признанности художниками, и объединяющее их время только усиливает эти различия. "Строгая и несколько надменная графиня Е. А. Строганова и очаровательная своей непосредственностью Чумакова – не только два характера. Различие характеров - это ещё свидетельство впечатлений, производимых моделями на портретистов. И эти впечатления часто могут быть решающими при создании образов и даже в определённом смысле продиктованными личностью модели, её статусом, её "легендой". Поэтому показательны семейные портреты, в которых господствует чувство общности, сопричастности друг другу, понимания и теплоты. В них женские образы растворяются и становятся одними из тех, кто подтверждает безусловную истину: "семья священна", - рассказала хранитель псковского музея. Это очевидно в картине художников XIX века Робертса ("Портрет семьи Яхонтовых") и XX - Л. Костенко. Тем ярче в сопоставлении с ними индивидуализм и заострённость характеров в произведениях художников XX столетия: А. И. Вахрамеева, В. И. Набоковой, А. Я. Головина или мажорная ритмичность портретов Ю. И. Пименова, В. М. Орешникова, М. А. Клещар-Самохваловой.

 

"И всё это многообразие эстетических впечатлений от прекрасных женских черт так созвучно нашим чувствам, которые мы испытываем весной. Не случайно весна - это имя женского рода", - заключила Ольга Васильева.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...