Православные празднуют Преображение Господне или Яблочный Спас

19 августа православные празднуют Преображение Господне или Яблочный Спас. Как передаёт корреспондент ПАИ, в этот праздник Патриарх Московский и всея Руси Кирилл служит Божественную литургию в Троицком соборе Псковского кремля, где собрались сотни верующих. 

На фото: Патриарх Кирилл служит всенощную в Псково-Печерском монастыре

Глава Русского православной церкви прибыл в Псковскую область накануне, 18 августа. Вечером этого дня он отслужил предпраздничную всенощную на Преображение Господне перед Михайловским храмом Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

 

Добавим, что праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке. Об этом свидетельствуют поучения святых Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. Существование праздника в IV веке показывает, что начало его должно относиться к предшествующим трём векам христианства. Из VII века дошло до нас слово на Преображение Господне святого Андрея Критского. В этом слове термин "Преображение" рассматривается не только в догматическом смысле, но и в смысле действительного торжественного праздника Церкви. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин и святой Косма Маиумский составили ряд стихир и каноны, которыми Православная Церковь прославляет событие праздника и в настоящее время.

 

Праздник Преображения имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. Отдание праздника совершается 13 августа по старому стилю. К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов.

На фото: икона Преображения Господня

Обычай освящать плоды - древний. Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 августа (старый стиль) было то, что на востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды. Важнейшие из них - колосья и виноград – приносят в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чём говорится и в самой молитве, читаемой над "гроздием".

 

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растёт или не вызревает к этому времени, в праздник Преображения Господня освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой – "На освящение начаток овощей (плодов)". Освящение плодов имеет ещё и другое, таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошёл грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов.

 

Сам чин освящения плодов просиходит после заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: "Господу помолимся ", и священник читает молитву "в причащение гроздия", после чего при пении тропаря окропляет плоды святой водой. Особенностью праздника Преображения, как и всех Господских праздников, является то, что вечером в день праздника на великой вечерне бывает вход с кадилом и поется великий прокимен.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...