Впервые за 90 лет в Спасо-Преображенском соборе горели церковные свечи
19 августа в Великий праздник Преображения Господня в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря прошло Святое таинство литургии. Как передаёт корреспондент ПАИ, собор впервые с 1922 года открыл двери для Божественной литургии. С 1993 года в соборе ежегодно проходили молебны в праздник Преображения Господня. В остальные дни храм с фресками XII века был открыт для всех желающих как музейный объект.
"Мы долго ждали этого дня. Храм не дышал 90 лет. Сегодня храм проснулся и преобразился. Учитывая, что сегодня на нашей земле пребывает Патриарх Кирилл, этому событию можно обрадоваться вдвойне. Мы сами боимся за фрески, но как говорили святые люди, когда идёт молитва, Господь сохраняет то, что нужно сохранить", - сказал игумен отец Николай.
Прихожане Стефановской церкви отмечают, что это большая радость присутствовать на богослужении, которое не проводилось в стенах собора уже столько лет. Они поблагодарили всех, кто приложил свои усилия, чтобы в соборе прошла литургия.
"Для православных людей литургия в соборе - это великий праздник, но для нас, как для хранителей музея, — это ещё и дополнительные переживания. Господь здесь пребывает в любой момент, поэтому, несомненно, благодаря покровительству Господа этот храм дожил до нашего времени, несмотря на то, что он постоянно затапливается и находится в эпицентре боевых событий. Храм донёс до нас фрески, а фрески — это открытые Евангелия, они сообщают нам о жизни Христа", - подчеркнула старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника Ирина Мельникова.
На Божественную литургию в целях безопасности и сохранности фресок XII века пустили чуть больше 25 человек. Ирина Мельникова отметила, даже здесь музей пошёл на большие уступки духовенству. Кроме того, двери старинного храма нельзя открывать в дождливую погоду. В богослужении принимали участие монахи Мирожского монастыря, паломники, прихожане монастыря и сотрудники музея.
В Спасо-Преображенском соборе с нетерпением ждут приезда Патриарха Кирилла. По окончании службы отец Николай продемонстрировал икону Божьей матери "Умиление", написанную монахом Мирожского монастыря Андреем, которую они собираются преподнести в дар Патриарху Кириллу от монастыря. Отец Николай выразил пожелание, чтобы службы в стенах собора проходили как можно чаще.
Напомним, что собор Спаса Преображения в Мирожском монастыре был воздвигнут из плинфы и камня до 1156 года попечением новгородского архиепископа святителя Нифонта. Ему же, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных византийскими художниками в середине XII века. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма и являются всемирно известным достоянием культуры.
Архитектура собора - это византийский прототип и не имеет прямых аналогов. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Центральный объём здания имеет форму равноконечного креста (восточная ветвь его полукруглая, так как заканчивается алтарной апсидой), к которому по углам примыкают низкие компартименты: два прямоугольных с запада и две малые апсиды с востока. Таким образом, первоначально храм имел снаружи чётко выраженную крестообразную форму. В интерьере центральное крестообразное пространство соединялось с угловыми только небольшими проходами. Однако уже в процессе первоначального строительства были добавлены надстройки над западными углами. Позднее храм был перестроен и его форма утратила первоначальный замысел. Архитектурный тип собора послужил образцом для собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода.
Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались. Впервые – в 1887 году под руководством В. Суслова, в XX веке – под руководством А. Анисимова, Д. Брягина, Г. Алферовой, В. Сарабьянова.