Tere Setomaa!*

Третий раз в деревеньке Сигово Печорского района прошёл Международный этнокультурный фестиваль "Сетомаа. Семейные встречи". 28 августа на Успение Божией Матери (любимый праздник сето) гуляния на территории музея-усадьбы сето собрали несколько сотен гостей и участников фестиваля. Многие приехали на фестиваль семьями. Мне на этот домашний пир посчастливилось попасть впервые, поэтому я тут же начала хаотичное движение по периметру фестивальной поляны.
На фото: хор сетусских фольклорных коллективов
Забегая вперёд, скажу, что впечатления от "Семейных встреч" остались незабываемые. Сигово вместе с сето близки к Эстонии не только по духу, но и территориально, поэтому время от времени вместо привычного российского оператора связи на экране телефона появлялось название эстонской компании. Потом и вовсе пришло сообщение "Добро пожаловать в Эстонию!" Ну, что ж – спасибо! А вокруг и, правда, звучал в основном только эстонский и сетусский язык. Вот ты, вроде, ещё в России, но уже не совсем. Необычные ощущения.


Мне даже удалось запомнить одно слово на языке сето - taevas - небо. Так была подписана картина из экспозиции детских работ. Авторами рисунков стали ребята-участники лингвистического лагеря. В начале июня они целенаправленно в течение трёх недель изучали язык и культуру народности сето.
На фото: работы сетусских рукодельниц
В старинном доме неподалёку от входа в усадьбу располагалась выставка рукоделия женщин народа сето - рукавицы, кушаки, цветастые подушечки, коврики, покрывала и полотенца. Взгляд от причудливых узоров, вышитых крестиком, оторвать было невозможно. В амбаре среди связок зверобоя, чабреца и душицы поселился сетусский божок Пеко – деревянный безносый "буратинка" со свечками на темени. По преданию этот домашний бог заведовал урожаем, плодовитостью скота, благополучием семьи и погодой. Эдакое мультифункциональное существо.
На фото: изделия Ярмарки ремёсел
Напротив небольшой деревянной эстрады разместилась ярмарка ремёсел. Псковские и эстонские умельцы предлагали участникам фестиваля цветные войлочные шарфики, традиционных лоскутных куколок, тряпичное зверьё разной породы, глиняные кружки, чайники, котелки, латунные украшения и даже валенки.
На фото: представительницы народа сето в национальных костюмах
Небольшой пятачок музея-усадьбы был похож на дом под открытым небом. Всюду звучали гармошки, скрипки и старинные песни. Хозяйки на импровизированной кухне угощали желающих сетусским сыром, царскими кренделями, пирогом с грибами, с земляникой, тыквенным компотом и, конечно, мульги капсат - тушёная капуста с перловой крупой. Желающих было так много, а места так мало, что директору Изборского музея-заповедника Наталье Дубровской пришлось криками отгонять проголодавшихся от столов, где уже начиналась давка. В итоге всё угощение разнесли по поляне на подносах. Как говорится, кто успел, тот и съел. Шведскому столу такая популярность сетусского и не снилась.


С приветствиями к участникам фестиваля обратились депутат Государственной Думы России Виктор Антонов. Он напомнил, что важно сохранить язык и культуру даже самого маленького народа. Консул псковской канцелярии генконсульства Эстонии в Санкт-Петербурге Карл Эрик Лаантее Реинтамм отметил, что подобные фестивали развивают добрососедские отношения между Эстонией и Россией. Член эстонского парламента Урмас Клаас сравнил культуру сето с деревом. "Дерево сильно своими крепкими корнями, именно благодаря таким мероприятиям мы укрепляем дерево сетусской культуры". Также собравшихся поздравили представители Министерства регионального развития России и комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. Кульминацией стала эмоциональная речь "короля" сето Ахто Раудоя на родном языке полуверцев.
На фото: «король» сето Ахто Раудоя
Несмотря на то, что в сетусском наречии я не сильна, мне тут же стало понятно – праздник начинается. Оказывается, это слово звучит одинаково и у русских, и у сето. К слову, "король" у сето выборный и вполне себе через год сменяемый, мантии не носит, короны не имеет – такой вот демократический монарх. Колоритный самодержец в льняной рубахе, и синих штанах, заправленных в высокие сапоги, не выпускал из рук изогнутый посох – символ королевской власти. Посох обвязан семью кушаками – в память о предыдущих правителях. Сето считают, что королю снятся вещие сны, поэтому время от времени Ахто рассказывает о своих сновидениях "подданным".


В течение трёх часов на сцене не смолкали коллективы из Таллина, Выру, Вярски, Тарту, Пылвы, Пскова, Палкино и Печор. Впервые приехал ансамбль сето "Куллерь Кук" ("Золотой шар") из Красноярского края. Но сначала все вместе затянули гимн сето, в котором поётся о том, как трудно строить жизнь и обустраивать дом, будучи на границе двух цивилизаций. Затем тем же стройным хором дружный народ исполнил песню "Лээло", внесённую "ЮНЕСКО" в список нематериальных шедевров мировой культуры.
На фото: представительницы народа сето в национальных костюмах
Нацинальные костюмы сето невольно заставляют взгляд задержаться. Самым запоминающимся и непременным украшением сетоски являются "сыльг"- фибулы, то есть большие серебряные выпуклые броши и мониста невероятных размеров. Вся эта роскошь весит до двух с половиной килограммов, мирно располагается на владелице и звенит при ходьбе. Звон издревле считали оберегом от злых сил и дурного глаза. Недаром есть поговорка, что женщину сето сначала слышно, а потом уже и видно. Мужской наряд в виде бежевого кафтана из войлока в сочетании с чёрными сапогами и тёмной широкополой шляпой окончательно повергает неподготовленного зрителя в полный восторг.


Завершением интернационального концерта стала фольклорная импровизация сводного русско-сето-эстонского ансамбля гармонистов и гусляров. По словам организаторов, подобные номера должны превратиться в традицию фестиваля "Семейные встречи".
На фото: костёр дружбы
Тем временем на площадке поодаль от сцены всё было готово к празднику Кирмаш - традиционному гулянию и пиру вокруг Костра дружбы. Право зажечь костёр предоставили "королю". Затем все гости и участники фестиваля принялись водить хороводы вокруг костра, припевая "чуб-чубарик – калина, чуб-чубарик – малина".


Сето - православный финно-угорский народ, который проживает в восточной Эстонии и Печорском районе Псковской области. Первые упоминания о представителях народности сето встречаются в официальных документах 1838 года. Официально во время Всероссийской переписи населения 2002 года готовность назвать себя сето проявили чуть меньше 200 граждан. В этом году сето внесены в Единый перечень коренных малочисленных народов.


*Здравствуй, земля сето!

Ольга Машкарина, Псковское агентство информации
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...