Путешествие пятое: сплошные легенды и чудеса
Знакомство с Печорами мы начали с того самого места, которое дало жизнь городу, - со Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. А в самой обители мы первым делом спустились в пещеры, над входом в которые на красной табличке блистает надпись "Вход в пещеры Богом сданные". По легенде эта надпись появилась сама собой, когда открылся вход в пещеры. Более того, говорят, что стереть её невозможно.
Как гласит монастырская летопись, пещеры были открыты в конце XIV века – в 1392 году. А дело было так: на склоне оврага начали рубить лес, одно из деревьев упало, и под его корнями открылся вход в пещеры, откуда послышалось пение. Оказывается, в пещерах уже тогда жили монахи - выходцы из Киево-Печерской лавры. Там они укрылись от притеснения татаро-монголов. Что вполне понятно, именно от слова "пещера" образовано название города Печоры.
Но вернёмся к монахам. Известно имя только одного из них – Марк. Теперь это печорский святой, и покоится он в пещерах. А всего там погребены порядка 11 тысяч человек, среди которых не только священники, но и родственники Мусорского, Кутузова, Суворова, князей Назимовых, Плещеевых, Бутурлиных. Похоронены там и представители древнего рода Симанских – предки патриарха Московского и Вся Руси Алексия Первого.
Пещеры делятся на ближние и дальние. В ближних, прямо на входе с правой стороны, стоит гроб матушки Вассы – это единственная женщина, которая приняла монашество в Псково-Печерском монастыре. Васса, тогда ещё Мария, пришла в обитель со своим супругом Иоаном Шестником (кстати, "шестник" не фамилия, а прозвище, которое означало, что он шествовал из одного места в другое). В Печоры (естественно, их тогда ещё не было) Иоан прибыл из Юрьева (ныне город Тарту, Эстония), а туда он был послан из Москвы на служение как миссионер. Так вот, перебравшись в Печоры, Иоанн и Мария начали копать храм в скале – Успенский собор, который действует по сей день. Перед смертью Мария приняла монашество и получила имя Васса. Она считается покровительницей семьи и брака. Иоан тоже принял постриг с именем Иона. К слову, он тоже покоится в ближних пещерах.
На гроб матушки Вассы стоит обратить особое внимание. Лично я уже была шокирована тем фактом, что дерево может сохраниться в таком отличном состоянии через столько веков. И хотите – верьте, а хотите - нет, но научно доказано, что из гроба однажды вырвалось пламя. Подпалины на домовине видны невооружённым глазом, а вот о том, при каких обстоятельствах они появились, есть несколько легенд. По одной из версий, было это ещё до строительства крепости вокруг монастыря, когда в обитель проникли враги, по второй, "ожогам" значительно меньше лет, якобы,возникли они во время прихода большевиков. Дальше истории одинаковые: враги/большевики решили, что в гробу могут быть какие-то ценности и попытались его вскрыть, тогда из под крышки вырвался огонь, который опалил охотников за драгоценностями, и они в ужасе бежали. Уже в наше время приезжали учётные, брали пробы и подтвердили, что никакого внешнего источника огня не было, пламя вырвалось изнутри.
Рядом с гробом матушки Вассы в стене есть надгробная плита, которая гласит, что за ней покоятся военачальник Иван Тихонович Назимов, который в годы правления Петра Первого был воеводой в печорской крепости и защищал её от шведов, и его правнук. И. Т. Назимов скончался 26 января 1706 года.
Тут же в ближних пещерах покоятся печерские святые Марк, Иона (я о них говорила выше) и Лазарь прозорливый. Над местом захоронения Лазаря весят вериги – тяжеленный ( весом 16 килограммов) крест, который святой носил под одеждой. Жил он в конце XVIII – начале XIX века. Лазарь был схимонахом, а посему всё время проводил в молитве. А ещё он обладал даром провидение, поэтому его и называют "Прозорливым". Поскольку старец мог видеть будущее и давать напутствие, к нему приезжал царь Александр I.
Погребён Лазарь, как и завещал, под спудом – гроб находится за каменной кладкой, причём в келье в пещерах, где он и жил. Рядом стоит надгробная плита. Её изготовили ещё за 14 лет до кончины святого. Дело было так: Лазарь вдруг стал совершенно неподвижным, дыхание у него пропало, все решили, что он умер, и приготовились хранить. Но на третий день у старца появились все признаки жизни. Люди стали расспрашивать его о том, что случилось, но в ответ получила только слова из псалмов: "Люта смерть грешника". После этого случая Лазарь принял обед молчания, пищу ему в келью передавали через окошко, оно есть и сейчас. Естественно, Лазарь предсказал свою смерть, и после его кончины в кельи нашли 10 рублей и прилагавшуюся к ним записочку: "На угощение братии".
Прямо напротив входа в ближние пещеры находится большая икона, на которой изображены все печерские святые: преподобные Марк, Иона, Васса, преподобномученики Корнилий (настоятель обители, покоится в Успенском соборе) и Вассиан, преподобные Лазарь Прозорливый, Дорофей Югский, Симеон (покоится в Сретенской церкви обители) и Священномученик Александр (Петровский) – архиепископ Харьковский.
Это были ближние пещеры, а теперь пойдём в дальние, которые отделены увесистой дверью. За ней начинается Кормчая улица. У самого входа своды пещеры укреплены, чтобы избежать осыпания, которое может быть спровоцировано перепадом температур: в ближних пещерах значительно теплее, чем в дальних. А теперь несколько чудес: в дальних пещерах всегда одна и та же температура воздуха – примерно плюс 5 градусов; несмотря на то, что захоронено много людей и нет вентиляции, запах тления отсутствует, воздух всегда чистый и свежий; ещё там до 3 месяцев в песке без воды могут стоять цветы и оставаться свежими (цветы в песке видела своими глазами). Ещё одно чудо, которое я тоже видела сама, - это зелёное деревце, которое растёт в пещере: все мы знаем, что растениям для роста и для того, чтобы листья были зелёными, нужен свет. Оказывается, может быть и по-другому. Поверьте, в пещерах абсолютно темно. В общем, всё это наука объяснить не может, а в монастыре говорят, что это промысел Божий.
От Кормчей улицы в пещерах расходятся ещё несколько: улица Старцев, улица Братская и улица Церковная. Честно говоря, объяснить какая из них в какую сторону отходит, не могу, поскольку с лёгкостью заблужусь белым днём в трёх соснах, а тут всё-таки пещеры... темнота... Говорят, что чтобы выйти из пещер нужно всё время "держаться правой стороны".
Кстати, в пещерах строго следят за тем, чтобы никто не заблудился или намеренно не отстал. А вот несколько лет назад был случай, когда мужчина неделю прожил в пещерах: говорят, что он специально отстал от группы и спрятался, потом он периодически выходил к людям, все его принимали за обычного паломника или туриста, но через неделю выловили и вывели.
К слову, общая протяжённость пещер превышает 200 метров, их грубина – порядка 15 метров. А образовались эти подземные ходы, вероятнее всего, при сходе ледника: вода вымыла слои песчаника, и получились пещеры.
По стенам в пещерах размещены надгробные плиты – они закрывают нишу, куда опускали домовину с телом усопшего. Эти плиты изготавливались или из известняковой плиты, или из белого и чёрного мрамора, или из глины с последующим глазурованием. Плиты из глины называются керамиды, а рецепт их изготовления до наших дней, к сожалению, не дошёл. Интересно ещё и то, что на них (наверное, почти на всех) даты жизни человека указаны от сотворения мира, то есть, чтобы получить реальные цифры, нужно от тех, что есть на плитах, отнять 5 тысяч 507 лет.
А теперь об улицах. На улице Старцев, как следует из её названия, покоятся все старцы, в том числе и один из самых известных старцев современности Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Он обладал даром прозорливости, поэтому к нему приезжало множество людей, поговаривают, что совета спрашивал даже сам Владимир Владимирович Путин. Гроб с телом Ионна Крестьянкина находится в нише с отверстием, чтобы верующие могли прикоснуться к нему. А ещё у могилы это знаменитого старца всегда стоит очень много цветов. Ещё на этой улице похоронены Ваамские старцы, которые пришли в Псково-Печерский монастырь в 1957 году из Финляндии. Заканчивается дорога большим крестом, который привезли сюда из Иерусалима. Говорят, что ещё совсем недавно он мироточил, но вот сейчас этот процесс прекратился.
На Братской улице покоятся простые иноки. На ней находится сразу несколько больших кладбищ, дверь в одно из них открывают во время экскурсии – там друг на друге стоят множество гробов. Второе кладбище, как рассказывают, значительно больше по площади и имеет два подземных яруса.
Улица Церковная, что тоже следует из её названия, заканчивается храмом Воскресения Христова. Там находится образ воскресшего Иисуса Христа, выполненный из белого мрамора. В Печоры эту реликвию привезли из Тарту, а туда доставили из Италии. В пещерах крест установили на средства благотворителя Дмитрия Павловича Соломенцева 1940 году. В пещерах покоятся отец и брат этого благотворителя, сам же Дмитрий Павлович похоронен в Бельгии, но родственники хлопочут о переносе его праха в пещеры Псково-Печерского монастыря. Храм Воскресения Господня уникален тем, что алтарь устроен по типу храмов раннехристианского периода: алтарная часть отделена оградкой. А за алтарём похоронен наместник монастыря Архимандрит Алипий (Воронов), благодаря которому обитель была восстановлена после Великой Отечественной войны.
Насколько я понимаю, много и долго можно рассказывать практически о каждом, кто захоронен в пещерах, но я не ставлю перед собой такую задачу (лучше каждому отправиться туда и услышать всё из первых уст – от монахов, которые сопровождают группы в пещерах), поэтому предлагаю двигаться дальше, ведь пещеры – это лишь часть обители.
Продолжение следует…
Лена Лешкина.