В Новоржевском районе освятили поклонный крест на родине преподобного Симеона Псково-Печерского
10 июля в деревне Яковлевская Выборской волости Новоржевского района состоялись торжественные мероприятия по освящению поклонного креста в честь преподобного Симеона Псково-Печерского. Об этом передаёт корреспондент Псковского агентства информации.
Молебен и чин освящения поклонного креста в честь преподобного Симеона Псково-Печерского проводился по благословению Митрополита Псковского и Великолукского Евсевия, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита. В соборном богослужении приняли участие священнослужители из Псково-Печерского монастыря, Острова, Новоржева, Пушкинских Гор, Выбора. Молебен читал настоятель Свято-Троицкого Собора Острова, благочинный Островского округа священник Роман Павлов. Он благословил всех присутствующих на освящении поклонного креста и призвал на примере жизни преподобного Симеона более плодотворно проводить свои дни, делать добрые дела и учить детей жить в любви, с верой и надеждой на спасение души. По окончании богослужения священники окропили присутствующих святой водой и раздали иконки с ликом святого старца Симеона и книги с его жизнеописанием.
На торжественном мероприятии присутствовали глава Новоржевского района Михаил Пашков, глава Выборской волости Нина Иванова, жители посёлка Выбор, паломники из Свято-Введенского женского монастыря во Владимирце. Михаил Пашков выразил надежду на то, что такие духовные дела, как освящение поклонного креста и работы по его установлению, в которых добровольно принимало участие много самых разных людей, станут очень значимыми для Новоржевской земли и люди, уезжающие в другие места в поисках лучшей доли, обязательно вернуться домой и будут жить на достойном уровне.
Преподобный Симеон (в миру Василий Иванович Желнин) родился 1 марта 1869 года в деревне Яковлевской Островского уезда Псковской губернии в крестьянской семье. Вскоре он был крещён в погосте Вехново и в святом крещении назван Василием. Родители его были глубоко верующими богобоязненными и благочестивыми и воспитывали Василия в повиновении и послушании родительской воле. В своей духовной биографии, написанной преподобным Симеоном уже в зрелые годы, он вспоминает, как в родительский дом не раз приезжал Корнилий, монах Крыпецкого монастыря (ныне причисленный к лику местночтимых святых Псковских). Иногда тот оставался ночевать в их доме, и всегда ложась спать с отроком Василием, часто говорил ему: "Будешь ты монахом, будешь старец великий".
В 10 лет Василий, помогая родителям, пас своих лошадей. В этот же год он услышал от людей рассказы о жизни старца Серафима Саровского-чудотворца, и, желая подражать великому подвижнику, нашёл в поле большой камень и стал на нём молиться. В 12 лет вместе с родителями ходил в Псково-Печерский монастырь, чтобы поклониться древним святыням и помолиться перед чудотворными иконами обители. В обители отроку Василию так понравилось, что он задумал остаться здесь навсегда, и эта мысль не оставляла его, пока не исполнилось его желание.
В 20 лет Василий стал просить отца, чтобы тот отпустил его в монастырь, но отец и слушать об этом не хотел и заявил юноше: "Женить тебя надо, а не в монахи". Но юноша стоял на своём, твёрдо заявив отцу, что не будет жениться никогда. Так продолжалось несколько лет, пока отец не убедился в серьёзности намерения сына стать монахом. Тогда он разрешил Василию выстроить в усадьбе домик, где будущий подвижник жил и молился в уединении до 25-летнего возраста.
В 1896 году Василий поступил послушником в Псково-Печерский монастырь. Архимандрит Мефодий (Холмский), бывший тогда наместником монастыря, взял его к себе келейником в настоятельские покои. Кроме этого, Василий ходил и на общие послушания с братией, особенно на постройку гостиницы для богомольцев. Часто приходилось работать с 5 часов утра и до позднего вечера. В редкие свободные часы, когда молодые послушники и иноки собирались отдыхать на свежем воздухе на Святой горке, в саду, он всегда отговаривался от такого праздного общения и под видом послушания, данного от наместника, шёл в столярку и, будучи опытным столяром-краснодеревщиком, вытачивал там разные полезные вещи.
В 1900 году послушник Василий был пострижен в монахи с именем Вассиан, а в 1901 году рукоположен в иеродиакона и получил отдельную келью для жительства.
В 1903 году отец Вассиан был посвящён в сан иеромонаха и вскоре назначен в Снетогорский монастырь в Псков экономом для восстановления монастырского хозяйства, а через 4 года вернулся в Печоры. Вскоре его вновь направляют из обители для укрепления монастырского хозяйства, на сей раз в имение Мустищево в 25 километрах от монастыря в сторону Латвии.
Он возвратился в родную обитель в возрасте 46 лет. Началась революция, и настоятель обители епископ Иоанн (Булин) хотел поставить опытного подвижника отца Вассиана наместником монастыря. Но тот по смирению своему, видя, что это послушание ему не под силу, стал отказываться и просил постричь его в схиму, так как чувствовал "внутренне внушение принять схиму". Так, 3 февраля 1927 года он был пострижен с именем Симеон и назначен духовником братии и паломников Псково-Печерского монастыря. Настоятель обители привёл его в убогую, сырую, тёмную келью, по сути дела пещеру, ископанную в горе рядом с Успенским храмом, и сказал: "Вот тебе келья, здесь и умрёшь". Так потом и вышло.
Таким образом, начался молитвенный и старческий подвиг иеросхимонаха Симеона, продолжавшийся 33 года. Теперь главным содержанием жизни будущего старца стала молитва. Он положил себе за правило ежедневно молиться за ранней литургией в пещерном Успенском храме и там, у жертвенника Господня усердно поминал всех своих духовных чад. По ночам исполнял келейное правило схимника, а днём принимал братию и многочисленных паломников в своей келье.
За великую любовь старца Симеона к Богу и людям и за великое смирение его открылись в нём редкие дарования Божии: дар врачевания душ, прозорливости и исцеления душевных и телесных недугов. Об этом сохранились многие письменные свидетельства людей, получивших чудесные исцеления по молитвам старца.
64 года такого монашеского подвига сделали иеросхимонаха Симеона сосудом благодати Божией, которой лучились его глаза и весь облик старца.
Последние дни перед своим преставлением старец очень ослабел, но людей продолжал принимать. На вопрос духовных чад своих, на кого он их покидает, ответил: "На Матерь Божию". И наставлял всех любить друг друга, прощать все обиды, так как ненависть хотя бы к одному человеку ведёт к смертному греху, и надо так прощать, чтобы человек знал, что ты ему простил.
Последний урок смирения и послушания явил старец даже в своём преставлении к Господу. По откровению от Господа он ждал смерти 15/2 января 1960 года в день памяти преподобного Серафима Саровского. Но наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов), навестивший больного старца, забеспокоился, что тот может умереть и сделать переполох в самый день праздника Крещения Господня, и поэтому просил старца помолиться Богу об отсрочке кончины его. "Хорошо, – ответил ему смиренный старец, – ты наместник, а я послушник, пусть будет по-твоему". Так и вышло: почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после праздника Крещения.
Ко дню его погребения в монастырь с разных мест прибыло много духовных его чад. Отпевали почившего наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) и 40 священнослужителей. А после отпевания гроб с честными мощами старца был поставлен в пещерах монастыря на месте, указанным им ещё при жизни.
Память о старце иеросхимонахе Симеоне свято чтят в Псково-Печерской обители, где он 64 года подвигом добрым подвизался.
1 апреля 2003 года состоялось прославление иеросхимонаха Симеона в лике святых Псково-Печерских. Отныне его святые мощи покоятся в Сретенском храме монастыря.
Своим молитвенным предстательством пред Господом старец Симеон подаёт и ныне свою чудесную помощь притекающим к нему с верою, и многие, как и при жизни старца, обретают душевный покой и исцеление недугов.