Мусульмане четырёх стран объединились, чтобы сказать "нет" радикализму
В конце мая в Москве прошла Международная богословская конференция "Исламская доктрина против радикализма". Участники конференции – представители Кувейта, Саудовской Аравии, Туниса, России – приняли богословскую декларацию по вопросам джихада, применения норм шариата и халифата. Эксперты назвали документ сильнейшим ударом по радикальному исламу.
В результате двух дней работы участники конференции приняли согласованный текст запланированного богословского заключения, разъясняющего недозволенность насилия со стороны мусульман в отношении представителей иных конфессий и идеологий, а также своих единоверцев, недозволенность радикальных трактовок исламских правовых положений, касающихся вопросов войны и мира, недозволенность посягательства на права и свободы человека, недозволенности нарушения законов страны проживания, объявления вооруженной борьбы против органов государственной власти.
Председатель псковского исторического клуба "Память" имени Александра Чеченского, доцент Чеченского государственного университета, к. э. н. Шарип Окунчаев поделился с корреспондентом Псковского агентства информации своим мнением о принятой в Москве резолюции.
"Документ, безусловно, был необходим. Ведь всегда найдутся люди, которые в своих интересах могут сбить молодёжь с правильного пути и навязать своё радикальное мнение", - отметил Шарип Окунчаев.
Он подчеркнул, что отрицательно относится к трактовке джихада как вооружённой борьбы за религию. "За религию бороться не надо. Она прекрасно существует и без войны. У нас ведь один Бог. Только называем мы его по-разному. Подмена понятий необходима определённым людям для раскола общества и религии. Чеченский народ в большинстве своём не поддерживает подобных идей. А, например, такое радикальное течение как ваххабизм - это, на мой взгляд, вообще сектантство", - подытожил Шарип Окунчаев.
Уполномоченный по правам человека в Псковской области Виктор Иванов сообщил, что за 2,5 года работы в должности омбудсмена жалобы о конфликтах между мусульманами и представителями других религий поступали только из колоний области.
"Эти проблемы межнациональных отношений имеют один корень. Люди, исповедующие, ислам, требуют отдельного помещения для коллективной молитвы", - пояснил Виктор Иванов.
По его словам, в колониях области не было ни одного случая серьёзных конфликтов между мусульманами и немусульманами. "Наоборот, я был свидетелем, когда в "интернациональной" камере люди уважительно относятся к традициям друг друга", - добавил омбудсмен.
Председатель Псковской областной общественной организации "Центр чеченской культуры "БАРТ" Саид Дукаев в интервью корреспонденту ПАИ сообщил, что в последнее время ислам подвергается жесточайшему давлению со стороны так называемых радикальных элементов. Противостоять этому возможно только организовано, но не всегда это удаётся. Именно поэтому исламская доктрина против радикализма, принятая на майской конференции в Москве, чрезвычайно важна.
"Радикалисты пытаются ставить себя выше других последователей ислама, они более агрессивны, более навязчивы и считают, что всё, что не соответствует их пониманию фундаментальным ценностям ислама, - плохое и его нужно исправлять. Они пытаются взять на себя миссию судей, думают, что борются за чистоту ислама. Однако это не так", - высказал своё мнение Саид Дукаев.
Он пояснил, что основоположник ваххабизма Мухаммед Ваххаб в конце XVIII века вышел на религиозную арену, будучи ещё молодым. "Совершив Хадж в 12 лет, поучившись, почитав Тору и Библию, этот человек стал размышлять: что соответствует чистому исламу, а что нет. И вот он посчитал, что всего лишь три поколения исповедников ислама от пророка Мухаммеда были носителями чистого ислама. А всё остальное пусть идёт потом. И эти мысли в течение долгого времени были навязаны, учитывая национальные и этнические особенности каждого региона и каждого народа", - рассказал Саид Дукаев.
Он также добавил, что все радикальные течения, исламистские и ваххабитские, ислам воспринимает как сектантство и порицает их. "Религию нужно очистить от этого "мусора". Потому что, если ты думаешь не так, как они, делаешь не так, как они, ты можешь быть любой религии, ты для них — враг", - пояснил Саид Дукаев и напомнил, что, если посмотреть на смысл ислама, изначально он обозначает "мир". "Религия, которая в самом своём названии, в буквальном понимании этого слова, обозначает мир, не может быть основой, индикатором, для того, чтобы навязывать какие-то военные конфликты", - заключил он.