Взгляд с другой стороны: Авиация РККА над Островом и Псковом

Продолжу традицию ответа на отзывы к предыдущим публикациям. В комментариях к статье, посвященной событиям на перекрестке в Соловьях 7 июля 1941 года, встал вопрос о роли авиации РККА в боях у Пскова. Ну что же, об этом и расскажу.

 

Советское командование отдавало себе отчёт, что главный удар на Ленинград наносится немцами с юга. Не зря прорыв немцев через Великую в Острове был на личном контроле у Сталина. В начале июля на северо-западе шли проливные дожди. К примеру, в Остров немцы вошли под аккомпанемент грозы. Ливни и грозы не очень располагали к действиям авиации. Однако 5 июля погода наладилась и в небе над Островом стало жарко в прямом и переносном смысле. На удары по подходящим к городу мотоколоннам противника были нацелены скоростные бомбардировочные полки, авиация дальнего действия, авиация Балтфлота. 

 

7 июля с задачей уничтожить переправы через Великую в Острове вылетели бомбардировщики СБ 35-го скоростного бомбардировочного авиаполка. Полк был сформирован в апреле 1938 года на аэродроме Сиверская. Принимал участие в Польской кампании и Зимней войне. 22 июня 1941 года базировался на аэродроме в Тарту, имея в наличии 50 самолётов СБ. 22 июня 1941 года перелетел на аэродром Платоне под Митавой. С первого дня войны производил бомбардировки колонн противника, с 29 июня 1941 года участвовал в бомбардировке переправ через Даугаву в Даугавпилсе. Только 7 июля из-под Острова на аэродром не вернулись 6 машин полка.

 

На фото: Севший на вынужденную бомбардировщик СБ-2М-100А у шоссе севернее Острова.

 

Среди протоколов допросов пленных отделом I с (разведка) 1-ой танковой дивизии есть и такой (перевод Андрея Иванова):

 

"Командный пункт  дивизии,  8.7.41, допрашивались: 1 сбитый и прыгавший с парашютом лётчик, старший лейтенант Александр Лапшин, их 35-го авиационного полка (скоростные бомбардировщики).

 

Старший лейтенант (лётчик), показал на допросе, что его полк 2 дня назад был перебазирован из Дорпата (Тарту, авт.) на аэродром южнее Старой Руссы (не далеко от Новгорода). Аэродром в Старой Руссе ёще раньше был сильно разрушен немецкими бомбардировщиками, и многие самолёты были уничтожены на земле. Число уничтоженных самолётов не назвал. Его воинская часть также понесла потери. О потерях в процентном соотношении он также не пожелал ничего говорить. На вопросы о месторасположении соседних аэродромов, сказал, что не знает ни одного. На наше предположение о его боевом задании, что он получил задание при боевом вылете дать информацию о враге своей части и соседним частям, старший лейтенант возразил, что его боевое задание заключалось в том, чтобы бомбардировать оккупированные немцами территории, но точной линии фронта он не знал. На вопрос о том, как в части относятся к потерям, сказал, что сейчас идёт война и он, как офицер, выполняет порученные ему задания.

 

 

На фото: На фото видно, что у самолета при посадке горел правый двигатель и баки в правом крыле.

 

В общем, пленный произвёл впечатление растерянного человека, часто глубоко вздыхал и мотал головой. Он родился в1908 году в Сибири, с 1932 в ВВС и в партии, с 1936 офицер. Его образование: Сельская школа и средняя школа, которую он не закончил. Ежеминутно он говорил: "Всё равно нет никакого смысла  и он будет расстрелян". Сначала он был очень закрыт и недоверчив, со временем немного разговорился, однако страх быть расстрелянным, даже не смотря на переубеждение в обратном, так и не прошёл.

 

Его также спрашивали о моральном состоянии в его части и о шансах на победу, он отвечал, что настроения частично хорошие, частично подавленные. И что русская армия непременно победит, если русские проведут массовую мобилизацию. Его часть состояла из скоростных бомбардировщиков, максимальная загрузка одного самолёта – 600 кг. Пленный был перенаправлен далее в соседнюю авиационную часть".

 

 

На фото: Самолет сел у шоссе Остров-Псков, на северной окраине Острова. Сейчас это примерно район автозаправочной станции Сургутнефтегаз на въезде в Остров со стороны Пскова. Позади виден подбитый танк КВ-2 3-й танковой дивизии, участвовавшей в атаке на Остров 5-го июля 1941 г.

 

На фото: К сожалению мы пока не можем сказать, какому авиаполку принадлежал этот СБ, но вполне может быть, что это самолет 35-го СБАП. Именно такие СБ-2М-100А, цвета неокрашенного алюминия и были в этом авиаполку.

 

 

Согласно донесения о безвозвратных потерях личного состава частей 7-й смешанной авиадивизии стрелок-бомбардир, адъютант эскадрильи 35-го скоростного бомбардировочного авиационного полка старший лейтенант Лапшин Александр Капитонович, 1908 года рождения, уроженец с. Родники, Родниковского р-на, Ивановской области пропал без вести в районе Остров-Карамышево 7 июля1941 года.

 

 

На фото: Самолет лежал рядом с дорогой, поэтому привлекал внимание проезжавших мимо немцев и постоянно становился объектом фотографирования.

 

8 августа 1941 года старший лейтенант Лапшин А. К. попал в Офлаг 62 в Хаммельбурге (Бавария), лагерный номер 4734. Дальнейшие его следы теряются. 3 октября 1945 года старший лейтенант Лапшин А.К. был признан погибшим и исключен из рядов Красной армии, о чем была выдана справка его жене. 

 

Михаил ТУХ, специально для Псковского агентства информации
 

Михаил Тух
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...