Монументальный ответ

 

"...В целом там присутствовал костяк художников, по образованию монументалистов, и их живопись, построение плоскости исходит из понимания задач именно монументального искусства, но были там и художники, специализация которых просто живопись", - определил и одновременно разграничил круг авторов Николай Москалёв, представляя мне вышедший из печати каталог выставки "Псковские встречи-3". Выстака как раз на днях завершила работу в пространстве выставочного зала Псковского музея-заповедника.

 

Надо заметить, что большинством профессионалов эта выставка была признана весьма значительным событием в художественной жизни не только Пскова, но и двух столиц: "Была задача подтянуть к нам известных художников Москвы и Петербурга, ведь всегда важно увидеть себя в окружении крупных мастеров", - сформулировал Николай Москалёв внешнюю задачу проекта.

 

"А в чём заключается разница между монументалистом и просто живописцем?" - спросил я.

 

"Дело в том, что картина как таковая не входит в понятие монументального искусства, она является частью либо интерьера, либо пространства, а монументальная живопись — это всегда живопись в архитектуре, организованная и созданная по законам архитектуры, а раз она в архитектуре, это значит, что она изначально задумана архитектором, а потом в соавторстве с художником-монументалистом как бы исполнена, и она не просто декорирует стену, а как бы усиливает звучание стены".

 



 

Возможно, кому-то сейчас показалось, что сидят два человека и умничают, а кому-то, наоборот, что повторяют прописные истины. Но в этом феномене действительно любопытно было разобраться: что такое выставка монументального искусства? Как такая выставка вообще возможна? И возможна ли в принципе? Ибо редко так бывает, что войдёшь в выставочный зал, и у тебя прямо дух захватывает. И не от мастерства или таланта художников, а от величины, масштаба, ощущения пространства - качеств будто бы внеположных изображению, а на самом деле вступающих с изображением в интересную игру: формой, цветом, дистанцией от зрителя. И дистанция здесь предельно важна. Будто находишься на городской площади, и вокруг тебя движутся огромные цветные миражи. Или в церкви, где настенное изображение всегда вписано в архитектурное решение. Или на кладбище у скромного мемориального обелиска.

 

Именно такие интуиции испытал я, когда посетил выставку, и вот теперь мы с художником-монументалистом Никалаем Москалёвым, куратором проекта "Псковские встречи-3" пытались установить природу этого воздействия, разделить понятия, отделить зёрна от плевел.



 

"Ну, вот как я понимаю монументальную живопись, - обращаюсь я к Николаю, - вот строится небоскрёб. И какому-то современному художнику заказывается оформление интерьера этого небоскрёба. Вспомним хотя бы Сикейроса1".

 

"Да, он монументалист, хотя начинал, как станковист. Знаменитые мексиканские монументалисты: Сикейрос, Ороско2, Ривера3. Но понимаешь, это как-то вот совпало, что в 30-ые годы именно в Мексике появилась потребность вместе высказаться архитектору и художнику. Дело в том, что монументальное искусство несёт в себе не только эстетику, но и идеологию. А идеология диктуется заказчиком. Если это церковная архитектура, так заказчик, понятно, церковь. В СССР заказчиком считался народ. На Западе главным заказчиком была буржуазия. А Сикейрос был революционер, бунтарь по-своему. И иногда, бывало, он писал свои фрески, а их тут же пытались уничтожить. И буквально приходилось отстреливаться..."



 

"Тогда не понятно, почему ваша выставка называется выставкой художников-монументалистов..." - "Нет, нет, она так не называется. Это просто шлейф, который тянется от первых двух проектов, где выступали прежде всего монументалисты, - поясняет Николай. - Но всё-таки на этой выставке присутствует то, что доминирует большая плоскость, и это сближает эти полотна с монументальной живописью".

 

"А можно так сказать, что древний человек, который делал наскальные рисунки, это первый монументалист?" - интересуюсь я мнением Николая.

 



 

"Саш, мне представляется, что поверхность стены служила, скорее, первым полотном...", - отвечает он.

 

"Но он же учитывал размер стены, её фактуру..." - "С позиции нашей культуры это, возможно, и выглядит, так сказать, монументально, но мы часто присваиваем свои представления человеку неолита, у которого их не было..." - "Но ведь прилагательное монументальный происходит от существительного монумент?..." - "А монумент — это памятник. Понимаешь, тут слово монументальность относится уже архитектуре площади, на которой установлен какой-то памятник, например, Ленину. Но нас этот смысл не интересует. У искусствоведов имеется ещё одно понимание монументальности: как эпичности, соразмерности, выстроенности".

 

"В таком случае ваша выставка и была выставкой монументалистов вот именно в этом специальном значении. То есть когда картина стремиться к фреске, хотя и находится в выставочном зале, а не является частью архитектурного замысла." - предположил я.

 

"Ну ты правильно подметил," - согласился художник.

 

 

"Как я понимаю, будут ещё "Псковские встречи-4", "Псковские встречи-5" и так далее? Серия этих ежегодных выставок продолжится...", - предположил я.

 

"Ну я надеюсь. Но такие выставки требуют не только финансовых вложений, но и физических. Это просто надо всё собрать, что не так просто...", - развел руками Москалёв. 

 

"Ну да, взять грузовик, поехать в Москву, в Питер..." - "И не только. Нужно знать лично этих художников. И иметь организационную поддержку. В этом году участвовал наш музей. Во-первых он предоставил выставочную площадку, что иногда дорого очень стоит. Во-вторых, поддержку транспортом. И даже издание каталога — это солидное вложение..."

 

Александр ДОНЕЦКИЙ

 

Примечания:

1 Хосе Давид Альфаро Сикейрос (1896—1974) — мексиканский художник. Живописец, график и муралист4. Политический активист, участник коммунистического движения.

2 Хосе Клементе Ороско (23 ноября 1883 — 7 сентября 1949) — мексиканский живописец и график, один из главных новаторов в области монументальной живописи XX века. Работал в Мексике и США.

3 Диего де ла Ривера ( 8 декабря 1886 — 25 ноября 1957) — мексиканский живописец, муралист4, политический деятель левого толка.

4 Мурализм - художественное движение монументальной живописи в Мексике 1920—1960-х гг.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...