Много электричества

Премьера спектакля "Послеполуденный отдых фена — версия 1", наконец-то, состоялась. Немногочисленные зрители (зал в Псковском педкомплексе вместил лишь четыре десятка человек) остались довольны. Завтра шоу повторят еще трижды, прежде чем французский театр Non Nova укатит в Москву, а у растерянных псковичей останутся вопросы в духе "Что это было?" и "Скоро ли еще будет?". Отвечать на них придется Василию Сенину, принявшему в феврале должность худрука Псковского драмтеатра.

 

 

Строго говоря, зрительный зал в ППК для "Послеполуденного…" не задействован вовсе. Задействована сцена, за ширму которой зрители заходят, словно в магический салон странствующего цирка. И это оправданно – ведь и магия, и цирк здесь имеют место быть. Цирковое прошлое – у директора Non Nova Фии Менар. "Раньше она работала жонглёром в цирке, и ей всегда хотелось научиться управлять предметами, которыми трудно жонглировать", - пояснил на пресс-подходе актер Жан-Луи Уврар, исполнивший главную и единственную «человечью» роль в спектакле.

 

А магия – в этих самых предметах, неодушевленных полиэтиленовых пакетах, которые отчего-то оживают и производят на земле и в воздухе самые что ни на есть драматичные страсти. Да, пакетики летают – парят, а потом вновь опускаются на грешную сцену, чтобы изобразить такие стенические фигуры и па, которые не снились и балетной труппе Большого.

 

Собственно, в полете полиэтилена не было бы ничего знаменательного, если бы не еще несколько слагаемых. Театральный свет и музыка Клода Дебюсси ("Послеполуденный отдых фавна", разумеется) приближают перфоманс французов к полноценному спектаклю. Ну и, конечно, как всегда, нужна идея, которая заставит зрителя внимать и соучаствовать. В данном случае – это превращение всем известного элемента упаковки в фигурку человека (с этим месье Уврар при помощи ножниц и скотча справляется в самом начале действа за считанные минуты).

 

С фигурами в "Послеполуденном…", кстати, постоянно что-то происходит. Равно как и с содержанием, которым авторы шоу жонглируют так же умело, как и формами. От сжатого – к воздушному, от живого – к мертвому, вверх, вниз, наизнанку и шиворот-навыворот. Даже зонт (единственный элемент реквизита, не считая ножниц, пакетов и вентиляторов) используется актером, как минимум, в трех ипостасях. Впрочем, это все в большей степени импровизация, ведь дуновение фена – материя слабоконтролируемая. "Отдать все на волю случая, ветра", - Жан-Луи Уврар готов снять с себя всякую ответственность за поведение подопечных углеводородов.

 

Учитывая, что спектакль – для всех возрастов, и детей в ППК на премьере было немало, любопытно было временами поглядывать на юных зрителей и их эмоциональные реакции. Благо что зрительские кресла расположились по кругу, а для самых маленьких на полу, перед красной чертой, за которую заступать нельзя, разложили подушки-пуфики. Даже несмотря на то, что мальчики и девочки кучковались приятельскими группами, происходящее на сцене явно привлекало их больше, чем разговоры на отвлеченные темы. После того, как фокусы с двумя десятками летающих пакетов перешли в разряд волшебства, дети наперебой стали назначать себе полиэтиленовых героев, с которыми каждый себя ассоциировал. И, конечно, огорчались, когда с "чубриками" случались какие-либо неприятности.

 

"Послеполуденый отдых фена", при всяком отсутствии сюжета – это великолепные истории о самых разных вещах и явлениях. Например, это история о детстве, когда ты можешь придумать что угодно, а потом нафантазировать, как это "что угодно" воплотилось в жизнь. Команда Non Nova, похоже, решила донести это подзабытое ощущение до мира взрослых, и просто хорошо постаралась, чтобы сделать сказку былью. "Настраивали все несколько месяцев, большая лабораторная работа была проведена", - признавался Жан-Луи, раскрывая секреты своих шуток с гравитацией.

 

Представление длилось всего 30 минут, по истечении которых зрителей выпустили в зрительный зал, а в фойе ППК обнаружился художественный руководитель Псковского академического театра драмы имени А. С. Пушкина Василий Сенин. Сегодняшняя премьера – одно из немногих заметных публике проявлений его работы на ответственном посту. Французов в Псков пригласил именно он, равно как и челябинский LIQUID theatre, который накануне Дня города размазал по историческому центру запоминающийся спектакль SVADьБА. Вот, собственно, и все – если не считать промо-"Газели" с надписями "Иди в театр" на бортах. Впрочем, Василию Сенину, наверняка, есть чем заняться и помимо публичной демонстрации своего худруковского рвения: драмтеатр сейчас переживает реконструкцию, а ремонты в России еще никому легкой кровью не давались.

 

Хотя вот псковские актеры, говорят, нечасто видят своего художественного руководителя. То он в Санкт-Петербурге прозябает, то в Краснодаре пьесы ставит. А псковских театральных деятелей брезгливо обходит стороной, и даже – неслыханный моветон! – сбегает из междугородней маршрутки, очутившись с псковичами на соседних креслах. Хотя, если верить страничке Василия Сенина на Facebook, он все свое время проводит с пользой. Вот и в Великобритании - Лондон, Эдинбург и далее - две недели отчаянно впитывает нравы и обычаи тамошних театралов.

 

Как бы то ни было, радует уже тот факт, что худрук Сенин четко видит свою миссию, и последовательно движется к цели. "Театр должен стать культурным эпицентром в городе", – заявлял он всего месяц назад журналу "Театрал". – "Он должен быть интересен людям, которые живут здесь, говорить с ними о том, что происходит в их жизни".

 

Жаль только, что даже при существующем интересе псковичей к сцене голоса драмтеатра в городской жизни пока не слышно. Горожане, может, и рады бы изменить свой культурный облик, да только коротких, то к тому же иноземных, вспышек вроде LIQUID theatre и Non Nova для такой масштабной задачи явно недостаточно. Чтобы случился диалог, надо чтобы наш академический театр драмы, наконец, заговорил устами своих актеров.

 

Даниил НОВИКОВ

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...