"Праздник", который всегда с тобой

А ведь было время, когда на свой профессиональный праздник псковские архитекторы пели оперные арии, ставили шуточные спектакли, ходили "тропой Путина" за малосольными изборскими огурчиками… В общем, шалили как могли, намеренно отвлекаясь от своих повседневных градостроительных забот.

 

 

Но на войне как на войне – и на этот раз наши зодчие даже в качестве виновников торжества были серьёзны как никогда. А на свой профессиональный праздник устроили самый мрачный перфоманс из всех, какие только случались в Пскове, если не считать недавней презентации нового жилого квартала в Овсище из трёх многоэтажек под именами "Афина", "Артемида" и "Афродита".

 

 

На пятничное "торжественное открытие" антивыставки "Псковский реестр" в Солодёжне на улице Гоголя я не попала, успела только на понедельничное "торжественное закрытие". В насквозь продуваемом октябрьскими ветрами памятнике федерального значения мы с фотокорреспондентом ПАИ застали нашу коллегу - журналиста Елену Ширяеву. Была её очередь дежурить "на объекте" – проводить для редких посетителей экскурсию по антивыставке.

 

 

Как известно, перед тем, как архитекторы начали монтировать свою экспозицию, студенты первого курса факультета образовательных технологий и дизайна ПсковГУ устроили в Солодёжне субботник-средник: как сумели прибрались в отданных на поругание стихии и вандалам палатах XVII века, прислонили к стене табличку "Охраняется государством". И всё равно вокруг и около антивыставки явственно чувствововался запах человеческих экскрементов, а оставленные повсюду на стенах граффити свидетельствуют, что этот памятник истории и архитектуры давно уже превратился в памятник псковским манкуртам, не помнящим ни родства, ни славных деяний своих предков.

 

 

Антивыставка псковских "архитектурных достижений" последних лет это в полной мере подтверждает. В "Доме Святой Троицы", как всё ещё по привычке называют Псков, окончательно восторжествовала хищническая градостроительная политика: застройщики бессовестно нагромождают этажи за этажами и втискивают новые многоквартирные свечки куда только можно и нельзя – лишь бы поживиться за счёт дополнительных квадратных метров. В древнейшем русском городе, который претендует на покровительство ЮНЕСКО, нет ни главного архитектора, ни главного художника.

 

 

Всё новые и новые градостроительные ляпы продавливаются инвесторами через депутатов и чиновников. Обустройством знаковых общественных территорий занимаются невесть откуда взявшиеся фирмы без какого-либо архитектурного опыта. Техзадания им раздают ещё более "подкованные" в архитектурном отношении чиновники. А благостные горожане верят, что типовые небоскрёбы и тротуарная плитка придадут Пскову "европейский" вид.

 

 

Нашим гидом по антивыставке стал один из её авторов – известный псковский архитектор Владимир Шуляковский.  По его словам, это своего рода жест отчаяния, потому что никакими другими способами добиться от властей толку у него и его коллег не получается. Вот они и придумали устроить такую акцию: "Привлечь внимание в бедственному положению дел в городе … Хотя бы выпустить пар в свисток".

 

 

Территориальное управление Росимущества как законный владелец Солодёжни препятствовать архитекторам в их намерении не стало. "Расквартированные" в палатах бомжи на время работы выставки либо куда-то тихо сваливали со своих лежанок, либо пытались и сами проводить для желающих экскурсии.

 

 

В зале было выставлено "домиком" всего несколько планшетов с наиболее кричащими псковскими градостроительными несчастьями. Например, там был представлен проект обустройства Снятной горы методом бетонирования, который пока ещё не состоялся только благодаря тому, что у инвестора закончились деньги.

 

 

Рядышком – проект обустройства пешеходной улицы Пушкина. "Вход на эту как бы парадную улицу с Октябрьского проспекта почему-то начинается с парковки, - недоумевает Владимир Шуляковский. – Связь с Детским парком отсутствует напрочь, транспортная проблема никоим образом не решена. Проектировщиков трудно в чём-либо обвинять: во-первых, среди них не было ни одного профессионального архитектора, во-вторых, они действовали строго в соответствии с техзаданием. И тем не менее, они должны были учитывать, что городская транспортная система функционирует наподобие гидравлической. Если сделать в одном месте "затычку" в виде пешеходной улицы, то где-нибудь в другом – обязательно "польётся" через край. А у них всё просто: тут мы заасфальтируем, там – замостим плиткой, деревья повыкорчуем, потому что они будут мешать… Глядишь на прекрасно отреставрированный Пушкинский театр – и душа радуется. А что будет вокруг театра…"

 

 

Убитый вид на Покровскую башню от Мирожского монастыря, убитый вид на башни Нижних решёток с Золотой набережной… Архитекторы, по их словам, могли нафотографировать в двадцать раз больше злополучных видов, но ограничились самыми вызывающими.

 

 

Чтоб посетители антивыставки поняли: ещё десять лет такой безответственной застройки и Псков навсегда утратит свою уникальность, перестанет нравиться не только туристам, зазываемым из других регионов врачам, сингапурским инвесторам, но и самим местным жителям. И окончательно превратится в спальный район Москвы и Санкт-Петербурга, куда будут наведываться в гости к бабушкам.

 

 

Главным "экспонатом" организованной Псковским отделением Союза архитекторов антивыставки стала, конечно же, сама по себе руинированная Солодёжня, из зияющих окон которой открывается ещё более удручающий вид на дом Печенко, который недавно остался без крыши и теперь навряд ли достоит до весны. А ведь Псков – это единственный на свете город, где сохранилось СТОЛЬКО белокаменных палат XVII века, которые могли бы стать роскошными выставочными залами, аутентичными ресторанами русской кухни, концертными площадками…

 

 

Озираясь вокруг, фотокорреспондент Псковского агентства информации Александр Сидоренко прикинул, как было бы здорово устроить в Солодёжне, например, фотостудию. По его словам, псковские фотохудожники с удовольствием согласились бы платить Росимуществу за аренду этого здания пять тысяч рублей в месяц, заделали бы окна-щели, провели электричество, затопили бы печурку, прогнали бы бомжей… Глядишь – в памятнике затеплилась бы жизнь. Всё лучше, чем ничего.

 

 

Саша даже вознамерился обратиться с соответствующим предложением в Росимущество. Но мне почему-то кажется, что ничего у фотохудожников не выйдет. Иначе бы новый ресторан Hansa открылся не в подвале одной из завеличенских новостроек, а здесь. В доме Печенко по соседству уже давно функционировал бы обещанный "Музей куклы". А в доме Батова проводились бы пышные городские балы.

 

 

Насколько всё неладно в нашем датском королевстве, можно судить по фотографиям, сделанным псковскими архитекторами в Эстонии, Финляндии и Великобритании, где такие же руины, ещё и хуже, благополучно реставрируют, приспосабливая под самые разнообразные полезные заведения.

 

Да что там далеко ходить! Есть такие примеры и в России. Например, в малюсеньком городе Мышкине, который пользуется у туристов бешеной популярностью. И даже в самом Пскове иногда всё-таки случаются чудеса – с тем же банком "Славия" на улице Советской, который красиво разместился в бережно отреставрированном памятнике XIX века.

 

 

Пока мы это всё обсуждали, разглядывая фотографии антивыставки, к нам присоединились два студента расположенного неподалёку Псковского духовного училища – Денис и Сергей. Они походили по Солодёжне, покачали головой, поёжились вместе с нами на пронизывающем памятник ветру, согласились с Владимиром Шуляковским, что "всё это градостроительное псковское безумие надо каким-то образом останавливать". После чего мы с ними распрощались и разошлись кто куда – каждый по своим делам, за исключением Елены Ширяевой, которая добросовестно осталась додежуривать возле Солодёжни свои два часа.

 

 

…Сегодня вход в Солодёжню, наверное, опять заложат кирпичами, а бомжам, видимо, придётся возвращаться туда на ночлег через отверстые оконные проёмы или другие какие щели. Но антивыставка псковских градостроительных антидостижений продолжается. Чтоб в очередной раз на неё "полюбоваться" – надо просто оторвать взгляд от тротуарной плитки и посмотреть по сторонам.

 

Ольга МИРОНОВИЧ

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...