Под занавес
Пушкинский фестиваль закончился. Афиши сняты, худрук уехал в отпуск, анонимку положили в дальний угол стола, а столичные журналисты дописывали последние рецензии. Одним словом, истерика поутихла, и пришло время подводить первые итоги. Сводить социальный дебет с кредитом взялись сотрудники псковского "Института регионального развития", которому выпала честь исследовать фестиваль и формулировать выводы. Эти самые выводы в минувший четверг и озвучили перед всеми желающими директор театра с приставкой и.о., он же опытный социолог Сергей Дамберг, а также руководитель исследовательского проекта Дмитрий Лебедев.
Предметом самого пристального внимания социологов стала театральная публика. Сергей Дамберг рассказал, что часть исследования была проведена еще до открытия театра, она позволила понять, кто посещал обитель муз еще до начала "эпохи перемен". Здесь чудес не было – ядро театральной публики, по словам Дамберга, составляли женщины в возрасте от 50 до 70 лет.
На фестивале эта тенденция сохранилась с некими оговорками. 80% гостей пушкинского фестиваля – это были именно женщины, то есть на 1 кавалера приходилось аж 4 дамы. Дмитрий Лебедев такой результат назвал "пронзительным". В этом смысле театр свою задачу привлечь более пассивную часть населения провалил, признал Дамберг. Примерно в этом же ключе он оценил и географию спектакля – почти 90% всех гостей – жители областного центра.
"Региональная структура посетителей фестиваля - плохая, очевидно, что нам надо как-то убедить Санкт-Петербург, что в нашем театре есть что-то такое, чего у них не увидишь. Кроме того, фестиваль должен стать поводом для тура в районы – их тоже нужно заинтересовывать", - заметил и.о. директора.
По настоящему удивительным оказалось то, что на фестиваль пришли люди всех возрастов. Совсем крошечный процент составили люди до 18 и старше 65. Все остальные возрастные категории были представлены примерно равными долями. То есть, никакой возраст на фестивале не преобладал. Люди пришли в театр разные и за разным. Молодые – отчасти из любопытства, отчасти из желания быть в тренде, более старшие – тоже из любопытства, но еще и для сравнения.
Социологи по этому поводу сделали вывод, что на время фестиваля театр стал главной и единственной площадкой, где встретились абсолютно все возрастные категории.
"Такого в городе больше нет", - гордо заявил г-н Дамберг.
С ним, правда, попытались спорить, мол, есть еще филармония и кинотеатры, но что вы, право… где филармония и где театр?
За всю неделю Пушкинский фестиваль в Пскове посетили примерно 1,5 тысячи человек – причем многие приходили не по разу, потому что общее число проданных билетов перевалило за три тысячи. Интересно, что половина из этих полутора тысяч посетили фестиваль впервые, то есть раньше подобный вид отдыха их не интересовал. Такая цифра позволяет театру заявить, что им удалось наполовину обновить фестивальную публику.
Кстати, целая дискуссия развернулась вокруг вопроса, как воспитывать правильную публику и надо ли вообще ее воспитывать.
Сначала Сергей Дамберг рассказал "присказку": "Недавно к нам обратился один директор школы с предложением некоего бартера. Давайте, говорит, мы у вас в театре проведем свое мероприятие, а за это школа обязуется "поставлять" нам школьников на спектакли. Это, мол, традиция такая".
"Так вот, - подытожил Дамберг - такие традиции нас не интересуют. Если у нас будут пустые залы, то мы будем не заполнять их случайными людьми, а уберем такие спектакли".
После этого вышел спор о том, нужно ли в приказном порядке приводить в театр молодежь. Нашлись и те, кто считает, что без этого невозможно сформировать у молодежи вкус к театру, и те, кто считает недопустимым приводить в театр насильно. В число сторонников этой идеи попали, к примеру, представители колледжа искусств. В число противников ожидаемо вписался Сергей Дамберг, директор театра. Он сказал, что формировать публику невозможно, она формируется сама и пытаться управлять этим процессом бессмысленно - можно только стимулировать.
"Дисциплина не воспитывает, она подавляет" – печально заключил Дамберг, выразительно подчеркивая тем самым свое отношение с историей о "приводах" школьников в театр.
А затем он обратил внимание собравшихся на еще одну цифру – среди тех, кто посетил фестиваль впервые, примерно 9% - это люди старше 65 лет.
"Открытие театра и новая фестивальная программа стали реальным поводом впервые за много лет посетить театр", - подчеркнул и.о. директора учреждения.
Вот это - действительно достижение. Привлечь в театр хипстеров не составило бы никакого труда: учитывая весь ореол околотеатральных интриг и скандалов. А вот то, что театр стал интересен даже тем, кто на протяжении многих-многих лет не уделял ему никакого внимания – это результат.
Вопрос, останутся ли эти люди в театре после того, что они там увидели?
Актер Виктор Яковлев, например, не увидел губернатора. Вернее, не увидел его на местных постановках и уже в традиционной манере сокрушался, что Андрей Турчак не сможет своим примером вдохновить псковичей на дружбу с театром. А бывший руководитель комитета по культуре Зинаида Иванова в немного патетической, но очень деликатной форме намекнула, что фестиваль все-таки был излишне осовремененный и некоторые люди (в том смысле и она сама) не смогли найти там того, что искали. Впрочем, удивительно ли, если учитывать, что Зинаиду Иванову угораздило посмотреть того самого кулябинского Онегина, который, несмотря на 5 номинаций в "Золотой маске", продолжает возмущать даже самых искушенных любителей театра.
Лекции и семинары медиахолла тоже оказались действительно интересными для публики. Возможно, сыграло роль то, что люди нуждались в чьем-то компетентном мнении о том, что они увидели или только увидят на сцене. Например, после пресловутого "Онегина", на лекцию Павла Руднева пришли, по меньшей мере, 70 человек. Это при том, что что лекция была заявлена на 22.00, а началась даже позже. Но те, кто действительно хотел разобраться – пришли.
Более того, что зрители даже выказали готовность оплачивать мероприятия медиахолла, хотя администрация театра не планирует в ближайшее время эксплуатировать эту готовность.
Вот теперь давайте о деньгах. Исследования псковских социологов показали, что большинство зрителей сочли цены на билеты вполне приемлемыми. Если смотреть разбивку по спектаклям, то самым доступным и даже дешевым зрителям показался концерт Лиможской академии и "Декабристы". А неоправданно дорогим многие посчитали кулябинского "Онегина". Я почему-то прямо слышу эти реплики: "И за это надо было еще и платить?!"
Впрочем, платили не все. Социологи выяснили, что 53,5% фестивальных зрителей не потратили на фестиваль ни копейки. Ну, это понятно, пригласительные, списки, аккредитации…. А у новой дирекции театра много друзей и знакомых, признал Сергей Дамберг. Так что это, в общем-то, закономерное явление.
Другое дело, что даже покупные билеты вообще ничего не смогли рассказать о платежеспособности зрителей. Прямой зависимости стоимости купленных билетов от дохода зрителей не было.
"Я вам честно скажу, мы следили за этим, - признался Дамберг. – Так вот те, кто мог позволить себе приобрести весь театр, покупал билеты по 600 рублей".
Вывод был сделан соответствующий – ценовая политика театра меняться не будет. "Мы народный дом, а не театр для богатых", - пояснил Сергей Дамберг. Хотя и с оговоркой – надо понимать, что цены неизбежно будут влиять на репертуарную политику. Потому что тех, кого интересует прежде всего касса, Псковскому театру будет не потянуть.
Директор театра признал, что и фестиваль, конечно, был убыточен. Но, слава богу, и не стояла задача на этом фестивале заработать денег: "Театр – это, все-таки, не гербалайф".
В конце презентации показали несколько слайдов, посвященных работе СМИ на фестивале. Вполне предсказуемое соотношение количества публикаций в региональной, федеральной и районной прессе, предсказуемо большой процент публикаций об открытии театра, о визите президента и о культурном совете. Публикаций собственно о самих спектаклях было несколько меньше, чем околотеатральных, а по сути – меньше всего (23%). При этом 10% всех журналистских текстов в той или иной форме коснулись истории с анонимкой, которая пришла Сенину.
Сергей Дамберг выразил сожаление по поводу того, что совсем мало внимания журналисты уделили тем людям, которые, собственно, обеспечивали работу театра в эти сложные дни, о том, как сильно театру пришлось потрудиться, чтобы провести фестиваль на должном уровне - а уровень никто и не оспаривает. И все же не удержался от того, чтобы немного себя похвалить: "Мы можем с уверенностью сказать, что фестиваль удался, и на сегодня – это главное наше достижение".
Ну что ж, первый рубеж пройден. Театр продолжает свое путешествие во времени. Интересно только, кто пойдет с ним рука об руку, а кто – развернется и скроется за горизонтом.
Алина Чернова