Послезавтра-2
В предыдущей статье мы говорили о прогнозах ситуации после 14 сентября для потенциальных кандидатов в губернаторы Псковской области. Сегодня речь пойдет о том, в каких условиях в случае победы придется работать Андрею Турчаку во время своего второго срока. Остановимся только на основных, на мой взгляд, моментах, которые окажут значительное влияние на следующую пятилетку Андрея Турчака. Объективно она будет сложнее первой.
Профилактика усталости
Итак, политический ландшафт Псковской области после 14 сентября глобальных изменений не претерпит. Новых глобальных игроков не появится, имеющийся на данный момент статус-кво сохранится. Результаты губернаторской кампании для каждого из ее участников станут базой, с которой будет вестись подготовка к новым большим выборам - в Государственную Думу, Псковское областное Собрание.
Также очевидно, что хороший результат на выборах важен Андрею Турчаку, как весомый аргумент, дополнительная легитимизация для продолжения ведения политики, начатой его командой в первую пятилетку.
Отличительной чертой первого срока губернаторства Турчака стала публичность. Акцент был сделан на установление и поддержание рабочих контактов со всеми значимыми репрезентативными группами. Так появились губернаторские совет по культуре, совет непарламентских партий, регулярные встречи в разных форматах с журналистами, представителями парламентских партий и так далее. Сюда же можно отнести регулярные рабочие поездки по районам региона.
Открытость стала визитной карточкой Андрея Турчака. Но сохранится ли этот тренд в период второго срока? Прямо скажем, основания для сомнений есть. Затухание публичной активности, «усталость» - болезнь, которая часто сопровождает второй губернаторский срок.
Это заболевание для региональных властей тем опаснее, чем большую активность будут проявлять конкуренты. Причем речь идет не только об открытой, явной политической оппозиции.
А то, что оппозиция будет говорить все громче, сомневаться не приходится. В обозримой перспективе – выборы в Госдуму и региональный парламент. Шанс взять реванш на фоне проигрыша на губернаторских выборах да еще на фоне 2-го, более сложного срока Андрея Турчака – им они воспользуются обязательно.
Добавим сюда неизбежное появление и циркуляцию слухов о том, что Турчак «вот-вот уедет». Неизбежное потому, что рождались они в той или иной формулировке практически при всех губернаторах Псковской области: и при Евгении Михайлове, и при Михаиле Кузнецове, были они и во время первого срока Андрея Турчака.
Мантра «снимут-уедет» вот уже более пятнадцати лет является неотъемлемой частью псковского политического мифотворчества.
Таким образом, вторая пятилетка Андрея Турчака будет проходить в условиях усиливающейся конкуренции и давления. Он это хорошо понимает. Потому оппонентам не стоит рассчитывать, что Турчак перейдет к тактике осажденного в замке.
Кто в кадре
Итоги губернаторских выборов, начало нового этапа работы – подходящий момент для внесения изменений в состав губернаторской команды. С высокой степенью вероятности изменения в окружении Андрея Турчака действительно произойдут. Но глобальных перемен, радикальной смены «рабочих лошадок» можно не ждать. В целом команда Турчака была сформирована еще в годы первой пятилетки и если ожидать каких-либо новых кадровых назначений, то произойдут они скорее всего на уровне руководителей управлений и комитетов.
Вообще, гадать о перестановках в региональной администрации – дело весьма неблагодарное. Они происходят внезапно, а сами кадровые решения – частенько неожиданны.
К кадровым можно отнести и вопрос о том, к при новом сроке губернатора будет представлять администрацию Псковской области в Совете Федерации.
В 2012 году единороссы подогнали свое положение о праймериз под новый закон о формировании Совета Федерации, который внес тогда Владимир Путин. Напомним одно из главных новшеств закона: каждый кандидат в губернаторы должен будет назвать трех человек, которых он считает достойными занять пост члена СФ.
С 2000 года ее бессменным представителем является Михаил Маргелов, председатель комитета Совфеда по международным делам. Маргелов принял участие в праймериз «Единой России» по определению кандидата в губернаторы в мае-июне 2014 года. В процедуре также участвовали депутаты областного Собрания Елена Бибикова и Ульяна Михайлова. На партийной конференции 11 июня Андрей Турчак заявил, что двумя из трех кандидатов на пост представителя администрации области в Совфеде будут они. Третий назван не был.
Стоит также напомнить, что в законодательных органах субъектов Федерации сейчас обсуждают президентскую законодательную инициативу, связанную с формированием состава Совета Федерации. Согласно законопроекту, Президент получит возможность по своей квоте назначать 17 сенаторов.
Таким образом, вопрос о том, кто будет сенатором от Псковской области, на данный момент открыт.
Обойдемся без резкости
В июне Фонд развития гражданских инициатив опубликовал очередной рейтинг социального самочувствие регионов. Псковская область отнесена в группу с высоким рейтингом. В общем, самочувствие хорошее. Очевидно, что задача второй губернаторской пятилетки - это самочувствие как минимум сохранить.
И вот здесь надо подчеркнуть, что деление работы Андрея Турчака на первую и вторую пятилетку – не более, чем условность, определяемая датой выборов. Приоритеты социальной политики региональная администрация менять не собирается: во главу угла по-прежнему ставится улучшение демографической ситуации и, как следствие, интенсивное внимание развитию здравоохранения в частности и социальной сфере в целом. То есть никакой резкой смены политики, вех, направлений, отмены ранее взятых на себя обязательств. Последовательная работа должна быть продолжена. В этом смысле ситуация для Псковской области уникальна, потому что каждая новая смена региональных властей до сих пор приводила к чувствительной смене курса проводимой политики.
С одной стороны, сохранение прежних приоритетов означает продолжение значительной нагрузки на региональный бюджет. И нагрузка будет только расти (вспомним, инициативы властей по расширению категории льготников по закону о «Ветеранах труда Псковской области» и включение в них «детей войны», а также заявления о дополнительной поддержке родивших первого ребенка). С другой стороны, все больше экспертов говорят о перспективах российской экономики как минимум осторожно.
В итоге регионам предстоит рассчитывать прежде всего на себя. То есть внутри областного бюджета в ближайшие годы и дальше будет происходить перераспределение средств на социальные строки расходов.
Помимо постоянно растущей социальной нагрузки на бюджет в социалке предстоит завершить целый ряд крупных инфраструктурных проектов, в частности, онкологический комплекс и новый перинатальный центр.
Сила убеждения
Региональная экономика, а тем более экономика такого не простого региона, как Псковская область, сильно зависит от общероссийского положения дел. Прогнозы, как уже отмечалось, не самые радужные.
Первый срок Андрея Турчака отметился своего рода инвестиционным бумом. Объем привлеченных инвестиций превысил 78 млрд рублей. Работают почти 50 инвестпроектов, большинство из которых находятся в стадии развития и своего пика еще не достигли. Это косвенно свидетельствует о том, что в ближайшие годы рынок труда в регионе будет находиться в стабильном состоянии.
При этом едва ли можно прогнозировать дальнейшую позитивную динамику по инвестиционным вложениям, но это пугать не должно, (напомним, такая ситуация была в конце 1990-х в Новгородской области, когда наблюдался инвестиционный бум, пошедший затем на спад), инвесторы уже осваивают наиболее привлекательные ниши.
Большая ставка сделана на развитие проекта ОЭЗ «Моглино». Его успех или неуспех ощутимо скажется на имидже губернатора. Пока проект развивается неторопливо, играет свою роль высокая степень конкуретности с другими регионами (даже несмотря на объективные плюсы географического положения Псковской области). Да и российская бюрократическая машина, как в известной поговорке, долго запрягает. Но иногда затем едет действительно быстро.
Еще один инвестпроект – строительство микрорайона Борисовичи под Псковом, который способен загрузить и расширить строительную отрасль региона. С появлением новой жилой застройки связывают и возникновение новой инфраструктуры – сады, школы, спортивные объекты. Тут стоит напомнить, что многие годы в области обсуждают развитие малоэтажного, коттеджного строительства. Не исключено, что есть перспективы для развития и этой ниши: с учетом того, что в Псковской области продолжается довольно интенсивное (по сравнению с другими регионами России) выделение земельных участков многодетным. Пока проекты коттеджной застройки или дóроги, или не надежны («Петропавловский» и «Балтия» соответственно).
К глобальным инфраструктурным проектам, реализация которых приходится на следующую пятилетку, относятся транспортные – путепровод в Великих Луках, окончание Северного обхода с новым мостом в Пскове (город экстренно нуждается в пересмотре проходящих через город транспортных потоков), развитие межрегионального авиасообщения с опорой на «Псковавиа».
Перечислена лишь небольшая часть заявленных крупномасштабных проектов: в социальной сфере, экономике, транспорте. Но и названные и неназванные проекты объединяет одно: они требуют самого пристального внимания и сопровождения со стороны властей. О них постоянно надо напоминать, бороться за них в федеральных министерствах и ведомствах. Интересы Псковской области постоянно требуют лоббирования. На самом высоком уровне.
И здесь Псковской области в следующие несколько лет вновь будет важно использовать один из самых значимых ресурсов Андрея Турчака – умение добиваться, лоббировать интересы региона. В этой сфере возможности его оппонентов можно назвать ничтожными.
Лоббистский ресурс Турчака – это ресурс региона, использовать его надо максимально. Это важно понимать сейчас – до 14 сентября. Это необходимо использовать и после 14 сентября.
Александр ОСИН