7 февраля зрители XXIII Пушкинского театрального фестиваля увидят спектакль «Никошенька. Петербургский дебют»
7 февраля в 18:00 на малой сцене Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина в рамках XXIII Пушкинского театрального фестиваля зрители увидят спектакль «Никошенька. Петербургский дебют» по письмам и произведениям Николая Гоголя. Спектакль поставит творческое объединение «Цех свободных художников», режиссер - Екатерина Ханжарова.
Спектакль посвящён юности Гоголя. Как сообщили Псковскому агентству информации в пресс-службе псковского драмтеатра, это прекрасный образец литературного театра с его непременной атрибутикой: ограниченным количеством действующих лиц (всего трое: Никошенька, его мать и некий «петербургский франт») и минимализмом в декорациях (верстовой столб, чемодан и деревянное колесо — символы жизненного пути вообще, и в частности Гоголя).
Каждый предмет в спектакле многофункционален и многократно обыгрывается: колесо — это и знак дорог, по которым жизнь несет Никошеньку, и символ судьбы писателя, которая покатит его, неумолимо потащит за собой. Полосатый столб отмеряет версты судьбы Гоголя, символизирует его жизнь в пути и служит конечной точкой — знаком чиновничьего, холодного, не пригодного для оседлости Петербурга. Здесь гостят, куролесят, работают, достигают высот и ниспровергаются, но жить здесь после теплой, мягкой и ароматной родной Полтавской губернии невозможно. Чемодан — третий символ обреченного на дорогу и кочевую жизнь писателя.
Персонаж актёра Андрея Чулкова — петербургский франт — прекрасный образец существования в жанре литературного театра: он замыслен писателем (Виктор Бугаков) и воплощен актером причудливо и мозаично. Это собирательный, быстро трансформирующийся персонаж, с одной стороны, предельно бытовой — прохожий на Невском, сосед по квартире, приятель по перу, — но в то же время мистически единый во многих лицах. Потому что для одуревшего от свободы, европейскости и соблазнов столицы Никошеньки все эти встреченные фигуры, принимавшие не очень-то искреннее и совсем не благотворное участие в его судьбе, в конце концов сливаются в одну демоническую фигуру - в некоего беса, который играет им, водит его по своему бесовскому усмотрению. Чулков виртуозно перепрыгивает из одного образа в другой и всегда как бы подмигивает зрителю, давая понять, что он все тот же черт, что попутал парня из Полтавской губернии, будущего великого писателя.
Юный Гоголь в исполнении Виктора Бугакова непередаваемо трогателен и беззащитен, и в то же время — это бесспорно Гоголь. Он не «правильный хороший мальчик», он — мальчик на грани. Эта грань еще прелестного юношеского воодушевления уже грозит перейти в болезненность, но пока еще сохраняет очарование и юмор. В существовании актера есть что-то неуловимое для взгляда многоопытного критика: как работает замечательный характерный актер Андрей Чулков, нам понятно; что делает на сцене тонкая, акварельная актриса Александра Мамкаева — можно уследить; но как достигает такой убедительности Бугаков — неясно. Есть что-то надличностное и не имеющее отношения к профессии, а только к личности актера, что делает этого Гоголя — Гоголем. И хочется поверить в него, в то, что так все и было, что существовал этот возвышенный, нелепый, глубокий и уже чуточку сумасшедший юноша, который потом перерос (так понятно, отчего) в страшноватую и трагичнейшую фигуру русской литературы.
Исполняющий роль франта актёр Театра «Цех» Андрей Чулков порекомендовал зрителям перед просмотром прочитать гоголевский «Портрет»: «В «Никошеньке» я играю молодого франта, а если иначе - дьявола, который искушает молодого Гоголя, только-только переехавшего в Петербург. Представьте себе масштаб, многоликость этого персонажа и поймете, что каждый актер, получивший подобную роль стоит перед одним основным вопросом: «Как уловить то главное, ту сущность, которая просвечивает сквозь все его маски?» Стоит ли прочесть что-то конкретное перед спектаклем? Наиболее сильно коррелирует с темой «Никошеньки» гоголевский «Портрет». Но даже незнакомый с творчеством писателя зритель сможет понять историю, которая будет разворачиваться на сцене».
«Никошенька. Петербургский дебют», 7 февраля, 18:00, Малая сцена.
Режиссёр — Екатерина Ханжарова.
Художник — Екатерина Никитина.
Автор композиции — Виктор Бугаков.
Исполнители — Александра Мамкаева, Андрей Чулков, Виктор Бугаков.
Продолжительность 1 час 50 мин без антракта.
Для зрителей 12+.
Заказ билетов на сайте театра, телефон кассы 72 80 22.